В России созданы и действуют несколько региональных ассоциаций компаний рынка ИТ. Владимир Попов, директор фирмы «Интант», входившей в пятерку ведущих томских компаний, по инициативе которых в 2002 г. была создана ассоциация «Томские компании информационных технологий» («ТомКИТ»), рассказывает об основных задачах, стоящих перед ассоциацией.

CRN/RE: В документе, озаглавленном «Миссия и цели «ТомКИТ», записано, что «основной целью ассоциации является защита интересов ее членов, создающих региональный рынок ИТ». Как реализуется эта защита?

Владимир Попов: «ТомКИТ» — некоммерческая ассоциация, которая была организована для того, чтобы наладить диалог между ее членами, создать атмосферу доверия между ними, что позволит им действовать сообща. Например, совместно выступать против некоторых действий отдельных государственных органов, которые могут вмешаться в деятельность компаний, препятствуя их нормальной работе. Постоянно появляются какие-то подзаконные акты, которые порой создают проблемы для игроков ИТ-рынка, и тогда мы обращаемся в соответствующие ведомства. Ведь ассоциация — это инструмент диалога с властью, которая не будет разговаривать с отдельными компаниями, поскольку это может быть расценено как лоббирование, как предпочтительное отношение к одной фирме. Ассоциация готова к диалогу с властями и, когда возникает необходимость, ведет его.

CRN/RE: Удалось ли «ТомКИТ» и ее членам наладить тесные, деловые отношения с органами региональной власти?

В. П.: Считаю, что мы сумели наладить диалог с властями Томска и Томской области. Я не знаю других региональных ассоциаций, которым это удалось сделать так же хорошо. В качестве примера могу привести тесное сотрудничество с нашими органами власти, которое членами ассоциации «ТомКИТ» было налажено в процессе подготовки к тендеру, объявленному Правительством РФ по созданию особых экономических зон для развития высоких технологий. Мы активно взаимодействовали с чиновниками, старались убедить их в том, что подобная зона в городе возможна и перспективна. В результате было принято решение о создании Томской внедренческой зоны (ТВЗ). При этом местный рынок ИТ и на этапе обсуждения, и на этапе реализации проекта рассматривался как часть зоны, и уже четыре члена нашей ассоциации стали зарегистрированными резидентами ТВЗ.

Именно в организации тесного контакта и взаимодействия с региональной властью мы, члены «ТомКИТ», видим основу для построения в городе и области цивилизованного рынка ИТ.

CRN/RE: Как учитываются интересы других компаний, которые не входят в «ТомКИТ»? И какие действия предпринимает ассоциация для защиты интересов ее членов от «недобросовестной конкуренции» со стороны других компаний?

В. П.: Если мы отстаиваем свои интересы, если мы боремся за них, то автоматически защищаем и интересы компаний, которые не входят в ассоциацию. Вряд ли наши интересы сильно отличаются — ведь мы занимаемся одним бизнесом. Когда же мы говорим о недобросовестной конкуренции, то понимаем под этим прежде всего полукриминальную деятельность других участников рынка. К ней мы относим продажу ПК с нелицензионным ПО, сбыт конфиската или краденого товара, что позволяет недобросовестным компаниям сбивать цены на рынке. В подобных случаях ассоциация выступает во взаимодействии с региональными властями и пытается пресечь неправомерные действия.

CRN/RE: А может ли ассоциация противодействовать ценовым войнам, возникающим на рынке?

В. П.: Как я уже сказал, «ТомКИТ» — некоммерческая организация. Для противодействия демпингу, на который идут некоторые компании, стремясь завоевать дополнительную долю рынка, необходимы значительные финансовые средства, то есть противодействие — это уже бизнес-задача, выходящая за рамки деятельности ассоциации. Ответные действия являются прерогативой каждого отдельного члена «ТомКИТ», и он волен решать эту задачу по-своему, исходя из собственных финансовых возможностей и целей, которые компания ставит перед собой на рынке.

Доверительные отношения между членами ассоциации позволяют наладить неформальный диалог между ними за рамками «ТомКИТ», на рынке, где ее члены могут выступать как конкуренты. В ходе такого диалога у них есть возможность выработать какие-то совместные правила игры, фирмы могут договориться о желательных нормах поведения в той или иной области, например договориться о ценообразовании в тендерах в определенный период времени или в рамках какого-то отдельного конкурса. Но я подчеркиваю, что это — вопросы ведения бизнеса отдельных компаний, которые входят в ассоциацию.

CRN/RE: Может ли «ТомКИТ» противодействовать проникновению на региональный рынок Томска и области известных московских игроков?

В. П.: Они уже давно присутствуют на нашем рынке — это крупные розничные сети, системные интеграторы, участвующие в тендерах. Но противодействие им — это бизнес-задачи, выходящие за рамки деятельности «ТомКИТ». В то же время хочу отметить, что, например, московские системные интеграторы появляются у нас в регионе тогда, когда возникают крупные проекты. Но они не пытаются выстраивать какие-либо долгосрочные отношения с заказчиками. Поэтому столичные фирмы не часто выигрывают тендеры, которые проводятся в Томской области. Так, недавно Томский политехнический университет проводил конкурс по созданию мультисервисной корпоративной сети, и компания «Интант» его выиграла, хотя в нем принимал участие такой крупный московский интегратор, как «УСП КомпьюЛинк».

CRN/RE: А как «ТомКИТ» взаимодействует с общероссийскими ассоциациями, например с АП КИТ?

В. П.: Года два назад нам предложили вступить в АП КИТ как коллективному члену, однако мы не увидели общих с этой организацией задач, точек взаимного интереса. Ведь важно еще и то, кто составляет основу ассоциации. Члены АП КИТ — крупные дистрибьюторы и системные интеграторы. Большинство же компаний, входящих в нашу ассоциацию, не занимаются ввозом товара в Россию. Это делают дистрибьюторы, они сталкиваются с многими проблемами, и потому для них естественно объединяться на базе общих интересов. Масштаб деятельности крупных системных интеграторов несопоставим с нашим бизнесом. Отсюда различие в видении рынка и подходах к решению возникающих проблем. Но противостояния с АП КИТ у нас нет.

CRN/RE: Что может сделать «ТомКИТ» в плане изменения законодательства?

В. П.: Полагаю, что решение проблем, возникающих из-за несовершенства законодательства, должна инициировать АП КИТ, это ее задача. Ведь на региональном уровне такие проблемы не решаются. Наш голос слишком слабый для того, чтобы его услышали при решении таких проблем. У организации, поднимающей в масштабах страны вопрос такого уровня, должен быть другой вес. И когда мы говорим о разделении полномочий между АП КИТ и региональными ассоциациями, то именно здесь проходит грань.