Российский рынок ИТ-услуг крайне неоднороден, и поэтому прежде чем говорить о существующих на нем тенденциях, нужно определить его основные сегменты. В самом общем приближении все услуги по ИТ-сопровождению можно условно разделить на услуги по поддержке инфраструктуры и услуги по поддержке бизнес-логики предприятий.

Опыт нашей компании показывает: наиболее востребованы сегодня услуги по поддержке бизнес-логики. Отечественные предприятия в последние годы в полной мере ощутили, что они работают, по сути, на глобальном рынке и конкурировать им приходится не с соседом, надеющимся на «авось», а с крупными, зачастую транснациональными игроками, опирающимися на современные технологии производства, отработанную логистику, сильные бренды и дешевые кредитные ресурсы. В этой ситуации отечественные компании не могут быть эффективными, не применяя тот инструментарий, которым успешно пользуются их конкуренты.

Прежде всего речь идет о системах класса ERP. Также востребованы САПР, системы CRM, отраслевые решения. И если десять лет назад, когда мы одними из первых в стране внедрили полный контур ERP-решения на Чебоксарском заводе электроники и механики, большинство отечественных предпринимателей не хотели даже думать об этом, то теперь я без труда могу назвать десятки и даже сотни предприятий, которые уже воспользовались нашими ИТ-услугами в сфере бизнес-приложений.

Безусловно, не всегда заказчик может точно сформулировать свои требования, указать, какая именно система ему нужна. В такой ситуации оптимальный выбор, основанный на понимании целей бизнеса и анализе ресурсов предприятия, — это вопрос профессионализма и ответственности компании-внедренца.

Не случайно сейчас многие структуры, осознавшие необходимость ИТ-поддержки своего бизнеса, не спешат откликаться на различные предложения ИТ-компаний, предпочитая сначала потратить время на то, чтобы своими глазами увидеть работающие системы в деле. Их представители посещают другие заводы, общаются со специалистами, анализируют и уже потом отдают свои предпочтения той или иной ИТ-компании. Так, например, генеральный директор POZIS (ФГУП ПО «Завод им. Серго») Радик Хасанов, прежде чем заключить договор с «ICL-КПО ВС», провел разведку на всех крупных татарстанских предприятиях. Платить за неработающее решение ради моды он не собирался. Его предприятие заинтересовано в сокращении сроков разработки новых моделей холодильников (до сих пор этот процесс занимал несколько лет, и каждый раз с новой моделью все приходилось начинать заново) — и он это получил. Точность и качество чертежа перестали зависеть от остроты зрения конструктора и толщины грифеля карандаша. С помощью нашей компании POZIS внедрил интегрированную систему автоматического проектирования новых моделей холодильников. В итоге была создана единая система управления технической подготовкой производства, охватывающая все звенья бизнес-процесса. Благодаря этому конструкторы, использующие САПР, стали работать в среднем в два раза быстрее, сроки согласования и утверждения документации сократились на 80%. Сейчас новые модели холодильников на POZIS разрабатываются всего за несколько месяцев, и предприятие выпускает не одну-две, как еще несколько лет назад, а уже более 50 современных моделей и модификаций холодильников.

Феномен «лоскутной» автоматизации привел к повышению спроса на системную интеграцию. Почувствовав данную тенденцию, мы еще в начале этого десятилетия создали решение по интеграции САПР-ERP — «Проектирование с учетом возможностей производства», оказавшееся весьма востребованным на ряде предприятий машиностроения.

Еще один важный тренд, который нельзя не отметить: сегодня в России появляется все больше предприятий, интегрированных с западными компаниями. И эти компании становятся основными потребителями ИТ-услуг. Тут все очень четко: если компания внедрила западный пакет, то она просто вынуждена пользоваться ИТ-услугами, поскольку если она не находится на сервисном обслуживании, то не может обновлять программный продукт.

Меньше востребованы в этом случае услуги по консалтингу, развитию бизнеса, но периодически — по мере роста и развития предприятия — у него возникает потребность в расширении функциональности бизнес-приложений.

Предприятиям, интегрированным с западными компаниями, в первую очередь требуются и услуги по поддержке ИТ-инфраструктуры, ее проектированию и защите. К примеру, у нас на аутсорсинге — российские представительства таких международных концернов, как British Petroleum и Lufthansa. И это неудивительно. В США и Западной Европе сервис в области ИТ-инфраструктуры, передача на аутсорсинг администрирования собственных серверов и размещение их в центрах обработки данных, как известно, — стандартные услуги. На них существует стабильный спрос, и сегодня, например, около 40 специалистов «ICL-КПО ВС» управляют серверами, расположенными в Европе.

В то же время для отечественных компаний такие услуги по поддержке ИТ-инфраструктуры остаются экзотикой. И, как мне кажется, в ближайшие три года особых изменений в этой сфере не произойдет, несмотря на то, что все их ожидают.

Но пока ситуация не изменится, говорить о зрелости отечественного ИТ-рынка могут только очень большие оптимисты.

Дело в том, что ментальность людей меняется куда медленнее, чем экономическая ситуация. Неслучайно результаты маркетинговых исследований показывают, что и сейчас львиная доля средств, выделенных в бюджете отечественных предприятий на ИТ, все еще, несмотря на очевидное насыщение рынка «железом» и окончание периода «первичной» информатизации, тратится на оборудование. На втором месте — вложения в ПО. А на собственно ИТ-услуги, как правило, остаются крохи.

Основная причина такого положения вещей — недостаток культуры по использованию ИТ. Заказчик, как и двадцать лет назад, ориентируется в использовании современных технологий на собственные ресурсы. Практически все предприятия содержат службы АСУ, специалисты которых в большинстве случаев знают о новых технологиях из журналов и по понятным причинам используют только те, с которыми сами умеют обращаться. У них нет возможности получать знания, приобретать опыт по реализации внутренних проектов.

В итоге предприятие проигрывает дважды: во-первых, оно кормит недостаточно компетентных сотрудников, а во-вторых, возможности применения технологий на этом предприятии ограничены областью знаний тех специалистов, которых оно содержит. А ведь стоит только осознать проблему, принять решение — и на предприятии будут, с одной стороны, сэкономлены значительные средства, а с другой — реализованы самые современные технологии, которые дадут ему конкурентные преимущества.

По расчетам западных экспертов, при переходе на аутсорсинг только прямые затраты предприятия (на зарплату, налоги, содержание сотрудников) уменьшаются минимум на 20%. И для этого не нужны инвестиции. А ведь есть еще и выигрыш от грамотно оптимизированных бизнес-процессов...

Но компании боятся отдавать часть функций в аутсорсинг, опасаются, что их конфиденциальная информация попадет в чужие руки. Но что может остановить нечистого на руку штатного специалиста? Как показывает практика, практически во всех инцидентах, связанных с несанкционированным доступом к информации, участвуют собственные сотрудники. Редко бывает, что кто-то «взламывает» корпоративную ИС снаружи.

Но несмотря на массу проблем, сервис в сфере поддержке ИТ-инфраструктуры в стране существует — прежде всего в виде проектов по защите информации, переноса всего ПО, всей бизнес-логики на новую аппаратную платформу. Например, у нас есть реализованные проекты в этой сфере в дочерних предприятиях ОАО «Газпром», Минобороны, МВД РФ и РТ и ряде других предприятий и организаций. Недавно мы реализовали проект по переносу всех сервисов, приложений и данных с существующей инфраструктуры ООО «Сургутгазпром» в новый катастрофоустойчивый центр обработки данных.

Серьезную долю в бизнесе системных интеграторов занимает такая услуга, как проектирование и внедрение защищенных систем. Например, одно из семи НТЦ «ICL-КПО ВС» — центр системных технологий — реализует комплексные проекты по информационной безопасности (ИБ) для предприятий различных отраслей (нефтегазовой, финансовой, телекоммуникационной и т. д.). В рамках реализации проектов этого подразделения большую часть услуг на сегодня составляет консалтинг. Заказчики хотят более четко представлять ту опасность, которая может угрожать их ИС, а значит, и бизнесу. Именно эти услуги составляют более 50% оборота данного НТЦ. Мы внимательно следим за новыми решениями и технологиями (у нас около двух десятков поставщиков решений по ИБ), и как только появляется что-то принципиально новое, анализируем — кому из наших клиентов можно эту новинку рекомендовать. Но прежде чем предлагать заказчику то или иное решение, мы его тщательно взвешиваем, проводим тестирование и сравнение с другими аналогами по различным критериям. К примеру, у нас есть своя методика тестирования антивирусных решений различных производителей. Она, в частности, позволяет оценить антивирусный продукт по важному для заказчика критерию — насколько антивирусное ПО загружает рабочую станцию.

В прошлом году выручка нашей компании выросла на 30% по сравнению 2005 г. и превысила миллиард рублей. При этом объем оказанных услуг (системная интеграция, разработка и внедрение ПО, консалтинг и внедрение ERP-решений, сервисное обслуживание) составил более половины вырученной суммы — 606,7 млн. руб.

Стабильным источником роста компании является, на мой взгляд, высокий уровень профессионализма команды, владеющей универсальными компетенциями в сфере ИТ, и стандарты предоставления услуг (в «ICL-КПО ВС» за основу взят стандарт, разработанный группой компаний Fujitsu, с которой интегрирована наша компания).

Что же касается будущих трендов рынка ИТ-услуг, то здесь, как мне кажется, изменения будут связаны не только с появлением новых видов услуг, но и с формированием нового типа заказчика. Уже сегодня наметилась тенденция, когда заказчиками становятся не только предприятия или ведомства, но и целые мегаполисы. От проектов для отдельных городских служб — таких как «Скорая помощь», «Марафон», «Папилон», ЕДДС — мы переходим к интегрированным системам управления жизнеобеспечением и безопасностью городов. Один из пилотных проектов в этой области — система «Безопасный город — Когалым», спроектированная нами в этом году по заказу когалымской мэрии.