Объемы ИТ-аутсорсинга, как услуги, с каждым годом растут. Об этом говорит не только статистика рынка, но и опыт работы нашей компании в регионе. Жесткая конкуренция между ИТ-фирмами, характерная для поставок техники и ПО, постепенно начинает распространяться и на область аутсорсинга.

Какие услуги ИТ-компании сейчас реально могут брать на аутсорсинг? К сожалению, развитие региональных рынков таково, что даже на Урале — одном из наиболее развитых в России ИТ-рынков — пока более распространен не аутсорсинг ИТ-инфраструктуры, а обслуживание компьютерной техники. Конечно, и у нас в регионе уже есть примеры аутсорсинга ИТ-инфраструктуры, информационных систем и сервисов. Но пока это, увы, единичные случаи.

На мой взгляд, это связано с тем, что аутсорсинг ИТ-инфраструктуры и услуг, связанных с ПО, — это ниша малых и средних предприятий-заказчиков. Зрелость игроков этой ниши пока еще недостаточна. Думаю, в ближайшие два-три года уровень бизнес-культуры этих предприятий повысится, и тогда доля таких услуг вырастет.

Крупные заказчики пока в основном предпочитают собственную ИТ-инфраструктуру, а поддерживать ее могут люди со стороны. Эта работа, с их точки зрения, менее квалифицированная, менее престижная, и им проще иметь дело с внешней ИТ-компанией, которая работает и качественнее, и оперативнее, чем свои специалисты.

Но в целом я вижу тенденцию роста роли услуг аутсорсинга в бизнесе ИТ-компаний. У нас доля аутсорсинга в доходах еще пять лет назад была менее 10%, а сейчас — около 30%. В ближайшие два-три года мы хотим довести эту цифру до 50%, а в идеале заниматься только аутсорсингом. Мне сложно говорить обо всех компаниях региона, но для нас аутсорсинг — безусловно сфера потенциальных доходов.

Я убежден, что с ростом доли аутсорсинга в бизнесе ИТ-компаний будут меняться его формы. Перспективным и востребованным будет уже не ИТ-аутсорсинг в чистом виде, как мы его понимаем сейчас, а аутсорсинг бизнес-процессов. Потому что технологии сами по себе для субъектов рынка представляют все меньшую ценность. Компаниям важно решать свои бизнес-задачи, и мы должны им предложить не технологии, а решения этих задач.

Такая схема, конечно, предъявляет более высокие требования к ИТ-компаниям. Фирмы, предоставляющие услуги инженеров по тем или иным техническим направлениям, в будущем должны превратиться, с одной стороны, в производителей новых сервисов и услуг для различных уровней бизнеса клиентов, а с другой — серьезно поработать над тем, чтобы оптимально и правильно донести до них эти сервисы. Я думаю, именно к этой схеме работы мы все в конце концов придем. И от того, как мы это сделаем, будет зависеть весь наш бизнес.

Когда речь заходит об аутсорсинге бизнес-процессов, часто возникает вопрос о чрезмерной зависимости от услуг внешнего подрядчика. Я согласен: такая взаимозависимость — не очень здоровое явление. Но возникнуть оно может только в отсутствие на рынке конкуренции между ИТ-компаниями, предоставляющими услуги аутсорсинга. Избежать этого можно с развитием отрасли и рынка. Сами сервисы следует унифицировать и стандартизировать, а конкуренция должна привести к тому, чтобы заказчик не опасался аутсорсера-монополиста, а наоборот, имел десятки альтернатив. В этом смысле конкуренция и формализация сыграют положительную роль для самих ИТ-компаний. Быть монополистом на самом деле не так уж выгодно, как может показаться, поскольку при этом нет стимулов к совершенствованию методов работы.

Бизнес наших заказчиков тоже модифицируется, компании становятся все более независимыми от конкретных персоналий, формализуют бизнес-процессы, что, в свою очередь, позволяет отдавать эти бизнес-процессы на аутсорсинг.

Я считаю, что компании-заказчику вынести какие-то процессы на аутсорсинг часто мешает собственный ИТ-отдел и ИТ-директор. Вообще иметь свое ИТ-подразделение становится все менее выгодным. Ведь на рынке существует дефицит квалифицированных ИТ-специалистов, а если предприятие и сможет их найти, персонал будет обходиться все дороже. Возможно, я выскажу крамольную мысль, но мне кажется, что со временем фигура ИТ-директора вообще исчезнет. В компании в конкретных сервисах должны быть заинтересованы менеджеры, отвечающие за определенные бизнес-процессы. Они и будут выбирать нужные им сервисы и выстраивать отношения с ИТ-подрядчиками, предлагающими такие сервисы. Сейчас это часто невозможно именно потому, что разговор с ИТ-подрядчиком ведется на языке технических терминов. В будущем этого не будет. Для топ-менеджеров заказчика вообще вредно «спускаться» на технический уровень при выборе тех или иных решений. Им следует думать только о своих задачах и нужных им сервисах. Каким именно будет техническое решение, с каким оборудованием и ПО, их не должно волновать. Важно получить сервис с определенными характеристиками. Но и нам нужно дорасти до этого уровня, до понимания потребностей бизнеса наших заказчиков. Создавать все больше разнообразных сервисов. Только тогда мы будем востребованы.

Еще одна проблема, о которой всегда вспоминают, говоря об аутсорсинге, — информационная безопасность. Насколько защищена информация клиента, если ИТ-инфраструктура отдана на аутсорсинг? Я уверен, что эти опасения часто надуманны. Ведь уже сейчас широко распространена такая услуга, как аутсорсинг бухгалтерского учета. У нас есть примеры, когда мы в союзе с аудиторской компанией предлагаем предприятиям СМБ такой сервис. Небольшим компаниям своя бухгалтерия вообще не нужна, и они не боятся отдать эти задачи на аутсорсинг. И наша задача с помощью ИТ сделать его эффективным, чтобы клиенту это обходилось недорого. Тогда услуга сможет стать массовой. Кстати, у наших партнеров уже сотни таких клиентов.

Боятся аутсорсинга часто те предприятия, где по-прежнему существует «черная» бухгалтерия. Но таких становится все меньше. Увеличение прозрачности существенно ускоряет процесс вывода на аутсорсинг сервисов, связанных с бухгалтерской отчетностью. Вообще, именно формализация бизнеса и «выход из тени» компаний позволят расширить рынок ИТ-аутсорсинга.