Многочисленные зарубежные публикации на тему «проблемы 2000 года» (по аналогии с ними назовем ее кратко - П2К) убедили большинство наших соотечественников в том, что касается она ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО крупных корпоративных заказчиков. Принято считать, что некорректное представление даты при переходе в 2000 г. наиболее опасно для ИС с большими ЭВМ и серверами баз данных и может привести к неполадкам в работе обслуживаемых ими аэропортов, банков, оборонных объектов и коммерческих фирм.

Причиной этого заблуждения стало распространенное мнение, кратко сформулированное одним из менеджеров компании «Анкос» Сергеем Вагнером: «Огромное количество программ и БД было создано на языке типа «КОБОЛ» в США и Европе, а также в СССР и России (для ФСБ, Аэрофлота, МПС и т.д.). В них год представлен двумя цифрами: о 2000 г. программисты тогда и не думали. Вот из-за этого ПО, написанного на «КОБОЛ’е», так много шума».

Тесты для компьютеров с ОС Windows 95/98:

  • «ПЕРЕХОД К 2000 году». В программе BIOS Setup ввести дату 31 декабря 1999 г. и время 25:58 и сохранить данные. Загрузить Windows, подождать 5 мин и убедиться, что ОС сообщает о наступлении субботы, 1 января 2000 г. Сделать «холодную» перезагрузку, проверить данные часов в BIOS и Windows.
  • «СОХРАННОСТЬ ДАТЫ». Установить в BIOS Setup дату 10 мая 2010 г. и сохранить данные. Загрузить Windows и проверить правильность установки даты. Выключить компьютер и включить его через 5 мин. Проверить сохранность введенной даты в BIOS и в Windows.
  • «2000 год - ВИСОКОСНЫЙ». Ввести в BIOS Setup дату 28 февраля 2000 г., время 25:58 и сохранить данные. Загрузить Windows и через 5 мин проверить переход в 29 февраля. Проверить правильность указания дня недели в BIOS и Windows (29 февраля - вторник).

Однако из поля зрения наших специалистов почему-то выпали настольные и мобильные ПК. Считается, что информационные отделы, отвечающие за работоспособность корпоративных ИС, вместе с компаниями-интеграторами, создававшими эти системы, смогут найти и устранить все «ошибки 2000 г.» во всех компонентах, в том числе и в настольных компьютерах.

Россия не единственная страна, где недооценивают опасность искажения данных по вине ПК. По данным аналитика Gartner Group Саймона Левина, в I квартале 1998 г. только 10% корпоративных клиентов США предприняли меры по устранению «ошибок 2000 г.» в настольных системах. Потенциальную опасность, таящуюся в ПК, клиенты стали осознавать лишь к концу года.

Но в России своя специфика. В ходе Интернет-конференции 17 февраля 1999 г., посвященной решению П2К, Александр Брюзгин, глава российского представительства Symantec, заметил: «Россия уникальна тем, что множество вычислительных систем построено на базе настольных и портативных ПК».

За примерами далеко ходить не нужно. Так, информация в ВЦ региональных отделений Сбербанка РФ поступает из тысяч филиалов, где установлены устаревшие ПК i386 и i486, которые заведомо неверно будут интерпретировать смену даты. А сколько таких неконтролируемых удаленных ПК используется в других ИС министерств, ведомств и коммерческих структур? Если прибавить сюда более миллиона ПК в бухгалтериях и финансовых отделах малых и средних фирм, то только их тестирование на возможность появления ошибок превращается в масштабную задачу.

Обращаясь к пользователям настольных компьютеров, Александр Брюзгин подчеркивает: «В ваших системах часто работают и хранятся критически важные приложения и данные. И наибольший ущерб вследствие «ошибки 2000 г.» могут нанести некорректно функционирующие программы финансовых и бухгалтерских расчетов, средства анализа и прогнозирования».

В чем «проблема»?

Не знаю, как насчет задач прогнозирования, но если после выхода на работу в первых числах января 2000 г. владелец автозаправочной станции и его бухгалтер обнаружат, что настольный ПК ведет денежные расчеты от начала XX в., что перестала работать электронная почта и календарь, то негодованию их, мягко говоря, не будет предела.

Может ли такое случиться? Обратимся к наиболее компетентным специалистам - разработчикам ПО компании Microsoft, которое установлено на большинстве настольных и портативных ПК в России. На Web-сервере компания открыла специальный раздел «Year 2000» (http://www.microsoft. com/year2000), где не только подтверждается возможность неправильного пересчета дат в персональных системах после перехода в 2000 г., но и описываются условия возникновения П2К.

Судя по представленной информации, к появлению «ошибок 2000 г.» в ПК причастны почти все: изготовители аппаратных средств, разработчики BIOS, создатели прикладных программ и сама Microsoft, чьи операционные системы управляют ПК.

Первопричина ошибок - две микросхемы на системной плате ПК - внедренный IBM еще в 1984 г. таймер - часы реального времени (CRT) и модуль памяти с BIOS. Таймер отсчитывает время и изменяет дату, в которой указаны число, месяц и две последние цифры года. Две первые - 19- указывающие столетие, записаны в одном из регистров таймера и могут быть изменены с помощью BIOS или операционной системы, но сам таймер автоматически их не обновляет. Но, поскольку в процессе самотестирования после включения компьютера обращение к CRT и BIOS происходит еще до загрузки ОС, специалисты Microsoft считают основным источником появления ошибок именно эти две компоненты.

Кроме того, по их мнению, не любая BIOS способна правильно интерпретировать смену дат. Это прежде всего касается ПК собранных 2-3 года назад, их BIOS записывалась в ПЗУ (ROM) и не допускала обновления. Хотя в последующих моделях появилась возможность обновления BIOS, гарантий от ошибок смены даты нет - некоторые производители системных плат пользуются устаревшими версиями.

Microsoft выделяет три разновидности ошибок:

1. BIOS не может автоматически обновить данные в регистре столетия.

2. BIOS запрограммирована на изменение дат в ограниченном диапазоне и не обеспечивает решение П2К.

3. BIOS не воспринимает никаких дат после 1999 г.

По каждой из них на Web-сервере есть подробная информация о том, как тестировать ПК и «шаг за шагом» устранить «ошибки 2000 г.» в компьютерах, под управлением Windows NT, Windows 98, а также Windows 95, Windows 3.xx и MS-DOS. Последние, в отличие от первых двух типов ОС, не содержат встроенного механизма автоматического обновления данных в CRT по окончании 1999 г.

Но и это еще не все. Главный разработчик делает оговорку, что «ОС Windows изолируют прикладные программы от большинства, но НЕ ОТ ВСЕХ ошибок смены даты в 2000 г.» При этом корпорация предостерегает пользователей от возможности некорректной интерпретации изменения даты, прежде всего, в программах третьих фирм (в том числе и российских). Некоторые из них обращаются к регистрам CRT напрямую, и если BIOS не способен произвести коррекцию, то дата в приложении будет неправильной. Поэтому на следующей странице раздела «Year 2000» приведено свыше 150 ссылок на инструментальные средства других компаний-разработчиков ПО.

Для российских пользователей многочисленных отечественных бухгалтерских и финансовых программ эти ссылки могут оказаться по большей части непригодными. Американские компании не испытывали ПО российской разработки и не включали его в свои базы данных. Лишь Symantec объявила, что готова тестировать программы отечественных фирм (если к ней обратятся) и включать отчеты о результатах испытаний в БД своего анализатора «Norton 2000». Поэтому, как всегда, у нас еще все впереди.

Даже если на ПК установлена всего одна операционная система, задача перевода часов не покажется пользователю тривиальной: предлагаемые Microsoft способы устранения ошибок довольно сложны и пестрят предупреждениями «Выполняйте этот шаг ТОЛЬКО, если вы КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ».

Что же делать фирме, у которой такого специалиста нет, к кому, кроме Microsoft, она сможет обратиться? И кто поможет бухгалтеру, ПК которого не желает менять дату после 31 декабря 1999 г.?

Кто и как сможет помочь клиенту?

В фирмах среднего и малого бизнеса выявлять проблему и устранять ее практически некому. В лучшем случае умелец, обслуживающий ПК, знает о проблеме не больше рядового пользователя. В больницах и школах и такого умельца нет. Всем им, несомненно, требуется помощь хотя бы в тестировании компьютеров, чтобы узнать, грозит ли им П2К. А что делать, если тест выявит наличие ошибок? Скорее всего, они обратятся к тем, у кого приобретали ПК.

На первый взгляд именно продавцы смогли бы помочь пользователям избежать потенциальных проблем - они в большинстве сами собирали ПК и знают, нуждаются ли системные платы и BIOS в обновлении, могут тестировать компьютеры и при необходимости заменить системную плату.

«В отношении производителя к «проблеме 2000 г.» и готовности помочь ее решить выявляется его отношение к клиентам и преданность их интересам» сказано на одной из первых страниц раздела «Year 2000» Microsoft. И хотя аналитики отмечают, что сама корпорация при разрешении П2К предпочитает предоставить возможность действовать консультативным компаниям, гигант компьютерной индустрии объявил собственную «Инициативу 2000 г.» и разместил на сервере в помощь клиентам большое количество новых инструментов и информационных ресурсов. Производитель не скрывает ошибок смены даты, которые имеются в наиболее популярных программах, и предлагает набор утилит и «заплат» для их исправления.

Чтобы узнать, насколько российские компании готовы подхватить инициативу Microsoft и помочь своим клиентам в решении потенциально опасной проблемы, мы опросили ряд фирм и попытались проанализировать полученные ответы.

Большая часть руководителей компаний безоговорочно оценивают П2К как «жизненно важную для всех и весьма актуальную». Так считают компании, которые либо собирают и поставляют ПК в рамках проектов системной интеграции («ИВК», «РАМЕК», «Ниеншанц» и R-Style Computers), либо представляют интересы международных фирм (представительство CLR), либо регулярно продают малыми партиями компьютеры собственной сборки корпоративным клиентам («Техника-Сервис», «Анкос» и «Норд Компьютерс»). Фирмы, не пожелавшие принять участие в опросе, вероятно, недостаточно информированы или недооценивают масштаб и значимость П2К для пользователей.

Вот как представляет себе ситуацию начальник отдела маркетинга и развития ЗАО «ИВК» Валерий Андреев: «У нас принято не беспокоиться до тех пор, «пока рак не свистнет...» Свистнул-таки... Заказчики уже начинают волноваться, все еще не очень хорошо представляя, что их ждет. Главное - некий страх перед возможным выходом ИС из-под контроля. Здесь важна терпеливая работа с заказчиком, разъяснение возможных последствий, их ликвидация, превентивные меры».

Правда, он тут же оговаривается: «Основная часть работы ложится, конечно же, на заказчиков. Им необходимо разобраться со своим ПК-хозяйством. Что-то модернизировать, что-то заменить». Сходное мнение и у Сергея Вагнера из «Анкос»: «Важность проблемы, по нашим представлениям, определяется заказчиком». Одним словом, спасение утопающих...

Но есть и другие оценки ситуации. «Такой проблемы у наших покупателей нет, так как в новых ПК она решена», - утверждает старший менеджер фирмы «Стел» Владимир Гавришин. Это было бы верно, если бы компания всегда собирала и продавала только ПК «образца 1998 г.», что маловероятно. А главный менеджер X-Ring Людмила Алексеева придерживается еще более радикального мнения: «Это достаточно важная проблема для пользователей программного обеспечения, но не для покупателей ПК X-Ring».

Вопрос о том, виновато ли ПО в появлении «ошибок 2000 г.» и какое именно, мы обсудим позднее, а сейчас обратим внимание на ответ коммерческого директора компании «Норд Компьютерс» Алексея Рудова: «Для покупателей современной техники, особенно тех, кто слабо представляет суть проблемы, думаю, важнее всего - уверенность, что, купив компьютер, они с этой проблемой не столкнутся. Для этого мы раздаем клиентам информационные листки, где кратко изложена суть проблемы, описаны простейшие тесты, приведены списки наиболее популярных программ, содержащих «ошибку 2000» и свободных от нее. На компьютерах будет специальная наклейка, подтверждающая отсутствие П2К».

Не все компании тестируют собственные настольные системы. Генеральный директор «Р. и К.» Николай Можин полагается на «сертифицированное качество основных компонент собираемых компьютеров». Такие сертификаты на системные платы после испытаний по тесту «Year 2000» выдает National Test Software Laboratory (NSTL). Почти все участники опроса указали, что используют компоненты, имеющие подобные сертификаты.

В то же время эксперты компании Atomic Energy Canada и Оклендского университета США при проверке большого числа компьютеров разных изготовителей обнаружили, что примерно треть собранных из современных компонент ПК дают в прикладных программах ошибки при пересчете даты. Compaq первой обратила внимание на этот эффект и начала собственные исследования причин его возникновения.

Более объективным представляется тестирование компьютеров в целом. Виктор Мочалов, вице-президент CLR подчеркивает: «Все системы CLR еще полгода назад прошли проверку в NTSL и получили соответствующие сертификаты». А собираемые в США компьютеры X-Ring, по утверждению Людмилы Алексеевой, проверяются не только на заводе, но и в московском сервисном центре с использованием специальной методики компании «ИНФОРМАТИК» и ПО российских разработчиков.

Сергей Вагнер по этому поводу замечает: «Специальное тестирование нового продукта, по-моему, либо рекламный трюк, либо попытка производителей загладить свою оплошность. Наклейка «2000 year compliant» выглядит красиво, но смахивает на латание чьих-то дыр».

В этом есть доля истины. Ведущие мировые производители спешат заверить покупателей в том, что выпускаемая ими сейчас продукция безопасна - в отличие от ПК, выпущенных ими 2-3 года назад и ранее, она надежна и не содержит «ошибок 2000 г.» Но одновременно все они уже создали специальные службы помощи клиентам в решении П2К. По-видимому, отечественным сборщикам также стоит развернуть для своих покупателей специальные программы модернизации устаревших компьютеров. В рамках таких программ можно было бы предложить обновление BIOS или модернизацию системной платы.

Судя по ответам, «Р. и К.» такую программу еще прорабатывает, представительство CLR уже предлагает «бесплатно обновить BIOS, хотя продажи компонент для модернизации компьютера не практикует», а покупатели R-Style Computers «в случае возникновения проблем с некорректной интерпретацией даты могут произвести у производителя замену и программной, и аппаратной части своих ПК». Аналогичные услуги готовы оказывать «Техника-Сервис» и «Анкос».

«РАМЕК» не только разработала программу, но и создала Центр компетенции, чтобы помогать клиентам в решении П2К - обучать персонал, тестировать системы и проводить консультации. Для устаревших ПК (включая i486) компания предлагает «замену BIOS для каждой конкретной модели системной платы даже с выездом к заказчику».

В «Ниеншанц» проведение комплекса мер по устранению возможности возникновения проблемы П2К по собственной методике - один из первых этапов договора на абонементное комплексное техническое обслуживание.

В «ИВК» подобные программы еще только обсуждаются. Модернизация старых машин пока не начата, так как за это придется платить, а денег у заказчиков нет, но «работа с заказчиком уже идет».

«Норд Компьютерс» предоставляет покупателям своих компьютеров три вида бесплатных услуг: консультации, тестирование BIOS и ОС, обновление BIOS. За плату можно модернизировать ПК, тестировать и обновить ПО. По отдельному договору фирма проводит на предприятиях полный комплекс работ, включая проверку всех ПК и исправление «ошибки 2000 г.»

«Стел» считает, что, поскольку BIOS на всех компьютерах, поставляемых в последние два года, записана во флэш-память, пользователи могут обновить ее самостоятельно, не обращаясь в сервис-центр, либо, при желании, обратиться на фирму.

Полагаясь на поддержку разработчика ПО

Допустим, BIOS и системная плата заменены, ПК модернизирован и тестирован. Но этого, оказывается, мало. Microsoft утверждает, что успокаиваться рано. Во всяком случае, пользователям ПО этой компании предстоит поработать.

Уже второй год корпорация тщательно тестирует собственную продукцию на наличие «ошибок 2000 г.», продолжается работа с русскими версиями MS-DOS 5.0 и 6.xx, Windows 95 OSR2, Windows 98, Windows NT Server и Windows NT Workstation, Schedule+. Списки корректных и некорректных программ на Web-сервере постоянно обновляются.

Одна из первых рекомендаций Microsoft - «проведите инвентаризацию ВСЕХ используемых программ и сверьте их с приводимыми списками». После этого компания советует «немедленно скачать с ее Web-сервера последние обновления для программ, несоответствующих требованиям пересчета даты». Не полностью соответствующими требованиям Microsoft числятся русские версии Windows 95 и Windows 3.хх, программы пакетов Office 95 и Office 97, ранние выпуски Word и Excel. Для них подготовлены «заплатки», устраняющие «ошибки 2000 г.». Даже пользователям новейшей Windows 98 рекомендуется подождать апреля 1999 г., когда выйдет обновление для русской версии (в феврале 1999 г. была готова «заплатка» лишь для английской версии).

А в начале января в Интернете появилось сообщение о еще одном сбое в ОС Windows, который проявится 1 апреля 2001 г., когда некоторые (но не все) приложения станут фиксировать время с опозданием на час относительно системного времени операционной системы. Этот сбой затрагивает практически все ПК и может привести к смещению времени и ошибкам в отдельных банковских, финансовых и бухгалтерских программах. Проблема усложняется тем, что ее нельзя устранить «заплаткой». Microsoft заявила, что знает об ошибке и работает над ее ликвидацией.

Может ли российский пользователь, купивший ПК с предустановленным комплексом программ (ОС, офисный пакет) рассчитывать на помощь продавца, собравшего компьютер и установившего это ПО? И принимают ли наши продавцы ПК меры по обновлению предустановленных программ?

Здесь возникает щекотливая ситуация. С одной стороны, отвечать за продукцию со скрытыми изъянами (в данном случае ПО) должен ее изготовитель и Microsoft сделала все возможное, чтобы пользователь через Интернет получил необходимые исправления для программ. С другой стороны, покупая ПК с предустановленным ПО, клиент приобретает не «голую железку», а систему. И некоторая доля ответственности за возможные сбои ложится и на продавца. Поэтому некоторые российские фирмы ведут себя весьма осторожно.

Генеральный директор компании «Техника-Сервис» Сергей Зуев, например, говорит: «Оптовые покупатели обычно не требуют предустановки ПО. В иных случаях мы устанавливаем современные лицензионные программы, такие, как Windows 95, Windows 98, Lynux, внимательно следя за текущими отчетами и рекомендациями производителей». Обнадеживающе звучит заявление фирмы «Норд-Компьютерс»: «При предустановке используются только проверенные программные продукты, не содержащие ошибок, связанных с П2К».

Знающего о рекомендации разработчика обновить Windows, MS Office, Word и Excel покупателя, наверное, не удовлетворят заверения российских фирм, что их ПК «поставляется со стандартными ОС Microsoft, ведь ему самому придется искать в Интернете и разбираться в инструкциях на английском, чтобы получить обновления для этих программ.

R-Style Computers объявила, что устанавливает новые операционные системы, в которых проблема решена, а для выпущенной ранее техники компания готова предоставлять различного рода «заплатки» (по мере их появления). Центр компетенции «РАМЕК» готов проводить работы по инвентаризации, тестированию приложений и ИС заказчиков в целом.

Наверное, в расчете на таких продавцов и реселлеров Microsoft по свободной подписке распространяет ежеквартально обновляемый CD-ROM «Resource Y2K» с информацией о П2К и необходимыми инструментальными средствами для анализа системных продуктов компании, а также для анализа и модернизации крупноформатных таблиц Excel.

Поставляя свои ПК в рамках проектов для корпоративных заказчиков и имея в качестве партнеров квалифицированных специалистов из отделов системной интеграции, компании «Ниеншанц» и «ИВК» могут чувствовать себя более спокойными в отношении появления на ПК собственной сборки «ошибок 2000 г.» из-за некорректной работы ПО. Директор по продажам «Ниеншанц» Иван Золочевский говорит: «Мы предустановливаем только ОС Microsoft и Novell, полагаясь на техническую поддержку производителей и проводя разъяснительную работу с клиентами. По нашему мнению, «П2К» является в большей степени административной, нежели технической или программной проблемой».

А Валерий Андреев заявляет: «Основная масса машин «ИВК», которые используют современные системные платы и Windows 3.11 и Windows 95, сертифицирована «в целом». Поэтому особых причин для беспокойства нет. Кроме того, Microsoft внимательно относится к проблеме, поэтому на ее сервере можно найти любой инструментарий. Это указано и в рекомендациях заказчику».


Версия для печати (без изображений)