Двенадцатилетний юбилей отечественной компании - большая редкость. Говоря даже о семилетии компании, мы чувствуем немалое уважение - молодцы, продержались! А уж 12 лет...

Корпорация «Галактика» ведет отсчет своего времени с 1987 г. О создании и особенностях развития компании рассказывают ее президент Николай Красилов и председатель совета директоров Дмитрий Черных.

И поскольку наше издание не один раз обращалось к деятельности компании, мы решили остановиться на трех, на наш взгляд, наиболее важных в эти юбилейные дни, вопросах: 1. Как все начиналось. 2. Какими были подходы к созданию системы «Галактика». 3. Стратегия компании сегодня.

1. Как все начиналось

Н. К.: 12 лет - это большой срок. Но столь раннее начало вовсе не случайно. Когда начинали, у нас уже был накоплен немалый опыт.

Мы с Дмитрием Черных работали в одном из научно-исследовательских институтов Генерального штаба Министерства обороны и к моменту организации своего дела занимались уже года два информационными технологиями, а конкретно - базами данных на Oracle. Мы тогда только что окончили МГУ, Мехмат. В нашей организации большое значение уделяли современным методам обработки информации. Одни из первых поставок ПО Oracle и техники DEC были связаны с нашим институтом. В 1986 г. мы уже ознакомились с SQL - языком запросов баз данных.

Вообще информационная школа в нашем институте была одной из самых сильных. Подобное было в ряде академических НИИ - про это все знают, а про то, что на нашем закрытом предприятии развивалась мощнейшая школа... Там сложился сильный коллектив специалистов, который по тем временам делал настоящие серьезные базы данных, работающие в многопользовательском режиме, были решены и вопросы, связанные с защищенностью (подобным аспектам уже тогда уделялось большое внимание). Отмечу также, что указанные базы данных были связаны в основном с зарубежной тематикой.

Для нас тогда все удачно сложилось: с одной стороны, неплохая осведомленность в области современных информационных технологий, с другой - подоспевшее движение Центров НТТМ. Потом - первые персональные компьютеры... Был и еще один важный аспект: появился заказчик - Митинский опытно-экспериментальный завод «Росавтоспецоборудование». Начальник отдела автоматизации этого предприятия Анатолий Борисочкин очень сильно повлиял на наши взгляды в области создания АСУ.

Работали мы с заказчиком через центр НТТМ «Рост», который возглавлял тогда Владимир Преображенский.

Для нас это была действительно определяющая задача, потому что нашему заказчику были интересны экономические решения. А до этого делали АСУ, актуальна была техническая подготовка, технико-экономическое планирование.

Если бы не подобные возможности и не этот заказчик, мы могли бы надолго остаться в иной области, скажем, делать какое-нибудь АСУ ТП.

Но именно тогда мы поняли, что экономика - это актуально. Уже работая с первым заказчиком, мы начали ориентироваться на определенные сегменты рынка, понимали, что нельзя все делать под одно конкретное предприятие. Начала создаваться клиентская база. До кризиса 1991 г. уже было около 100 предприятий, которые использовали наше ПО.

Потом - обвал рубля и кризис, который оказался достаточно тяжелым для крупных предприятий, но зато активизировался рост малого бизнеса. И тогда мы сделали серьезный шаг - поменяли рынок - с крупных компаний на сегмент средних и малых торговых фирм.

Первые модули, которые мы делали: «Подготовка производства» и «Склад». Бухгалтерию мы разработали в 1989 г. По сути, все основные этапы мы прошли до 1991 г.: зарплата, основные средства, баланс и то, что связано со складским учетом и производством. Это была система АРМ’ов, которую мы назвали «Атлант». Но потом мы поняли, что из этой разнородной системы нужно собирать компактную, ориентированную на бухгалтерский учет и складские операции. Была выпущена программа «Бухкомплекс». Потом появилась программа «Меркурий» для ведения складского учета и взаимозачетов. Было порядка 10 000 инсталляций.

Фактически с системой «Атлант» мы уже ездили по предприятиям России и думали о ее распространении в регионах.

С 1992 г. мы начали думать о сетевых решениях, и в 1993-1994 гг. выпустили сетевые версии своих программ в архитектуре «клиент-сервер». Это были одни из первых систем, которые реально поддерживали большое число пользователей.

Однако мы понимали, что наши разработки все же содержат некие архаизмы. Вскоре было принято решение о переходе к комплексной информационной системе.

2. Какими были подходы

Д. Ч.: Когда мы поняли, что рынок АСУП-ов ушел, когда после кризиса 1991 г. обвалился рубль и промышленные предприятия остались без средств, решили: необходимо создать систему, которая не только умела бы учитывать, что уже сделано, но помогала бы управлять процессами с целью зарабатывания денег. Это и был наш флаг: помочь предприятию в организации эффективной системы управления.

В 1994 г. приняли решение: останавливаем все остальные разработки, сохраняется только поддержка клиентов. Основные ресурсы были брошены на проектирование. Через полгода - в апреле 1995 г. - у нас вышла первая версия «Галактики».

Мы, как нам казалось, установили на нее весьма немалую цену. С другой стороны, уже тогда было понятно, что подобная система управления не может стоить дешево. Тем не менее ее стали покупать, поскольку выяснилось, что потребность в ней на рынке очень велика, а реальных предложений нет.

В системе была задействована традиционная петля - планирование, управление, учет, анализ - и все вновь замыкается на планировании.

Н. К.: Есть еще один момент: российской системе необходима регулируемая жесткость. Все западные системы исходят из того, что процессы выполняются по строгому регламенту. А наши заказчики ставили самые разные задачи: например, кому-то нужно было, чтобы условия менялись по ходу дела. Все это теперь можно осуществить за счет настроек.

Д. Ч.: Мы живем в стране с множеством традиций. И самое консервативное из того, что есть, - модель управления. Нужно было балансировать, чтобы суметь внести новое, но не слишком много, иначе люди откажутся.

Есть такое всемирное понятие - контракт. Здесь все черным по белому: что, когда и кто должен сделать. В России это не так. У нас есть рамочные контракты, контракты с гибкими условиями, и, как правило, любой договор не будет выполнен в оговоренные сроки с теми объемами финансирования, о которых договаривались. Кроме того, существуют чисто российские проблемы, связанные с бартером, с расчетом суррогатными деньгами, с цепочками взаимозачетов и «прыгающими» ценами. Уже не говоря о проблемах бухгалтерского учета, который меняется каждые три месяца и весьма значительно. Поэтому нужно делать очень гибкую систему, которая мгновенно адаптируется к невыполнению обязательств на всех уровнях. Ни одна западная система этого не может.

3. Стратегия компании сегодня

Н. К.: Но все это пройденные этапы. Мы долго мечтали об универсальном решении и, наконец, сделали его. Главное было осознать, что в каждой отрасли есть своя специфика и необходимо делать так называемую локализацию - отраслевые решения. Разработали определенные технологии, которые позволяют создавать такие решения, как клон одной программы.

Одно из этих решений - для торговли - представлено в начале марта. В начале апреля будет решение для пищевой промышленности. Мы выбрали те отрасли, где у нас накоплен большой опыт.

Причем ориентировались в основном на управление операциями и бизнесом. Но нас занимал и еще один важный аспект - управление стратегией развития компании - решения для высшего звена менеджеров.

Это - ситуационные комнаты. Ситуационная комната, или ситуационный центр, позволяет быстро выставить оценку работе предприятия и затем определить, в чем главные недостатки его работы. Информационные потоки у руководителя очень велики, в них легко утонуть. Поэтому желательно четко видеть состояние своей фирмы. Скажем, «измерить температуру» своего предприятия и, если она меня не устраивает, пробраться по цепочке вниз и понять, в чем проблемы.

Кроме того, мы сейчас серьезно занимаемся Интернет-технологиями и готовим к выпуску «Интернет-магазин». Это будет прототип, детали затем можно увязать с требованиями конкретного заказчика.

Большое значение сейчас для нас приобрели технологии OLAP, позволяющие заниматься аналитикой.

Сейчас у нас несколько основных стратегических направлений. Я уже называл ситуационную комнату, OLAP и технологии Интернет. Еще один важный момент - совершенствование структуры управления корпорации.

Не менее значимое направление - работа с региональными партнерами (их у корпорации 200 в разных регионах СНГ). Число наших клиентов приближается к 4000, и для их обслуживания нужны квалифицированные специалисты, обладающие опытом внедрения и сопровождения наших решений. Силами корпорации, как бы быстро ни рос ее численный состав, эту задачу решить крайне сложно. Поэтому эффективная работа партнеров во многом способствует нашему успеху на рынке.

В начале апреля на базе минской компании «Топ Софт», которая входит в состав корпорации, будет проходить шестая ежегодная конференция партнеров «Галактики». Здесь мы подведем некоторые итоги, обсудим пути повышения эффективности работы партнерской сети, определим задачи на будущее.

Главная задача, которую мы ставим как перед корпорацией, так и перед региональными партнерами - грамотная и квалифицированная работа с клиентом. Любой заказчик, использующий наши решения, должен быть доволен и взаимоотношениями с корпорацией, и качеством наших разработок.