Недавние постановления правительства, требующие от продавцов компьютерной техники обязательной сертификации и маркировки техники, изменений в порядке ведения журналов учета счетов-фактур на товары, уже успели внести сумятицу в отлаженную за несколько лет работу канала поставок. Дистрибьюторы вынуждены перестраиваться, пересматривать свои методы, менять номенклатуру поставляемой продукции и цены на товары. Компьютерная розница, как одно из конечных звеньев канала, по-видимому, должна была ощутить последствия нестабильности поставок, а значит, уменьшить обороты.

О том, что реально происходит в розничной торговле, нам рассказали руководители компаний Compulink, "Белый Ветер — ДВМ", R-Style, "Валга", имеющих сети магазинов в Москве.

Пока без перемен?

"Кардинально в рознице пока ничего не изменилось, — утверждает Юрий Щербаков, генеральный директор компании "Компьютерный Мир" концерна "Белый Ветер — ДВМ".

А Сергей Борисов, генеральный менеджер компании Compulink, заявляет, что "сейчас ситуация в компьютерной рознице заметно лучше, чем в середине прошлого года — стало гораздо больше покупателей, спрос увеличился, хотя стабильным назвать его нельзя". С ним согласен генеральный директор R-Style Геннадий Чибисов, который указывает на то, что перемены на рынке в меньшей степени затронули магазины тех компаний, которые сумели подготовиться к возможным катаклизмам.

"Есть весьма заметные изменения в спросе — если в прошлом году самыми ходовыми были компьютеры на Celeron, то сейчас наиболее продаваемыми моделями стали системы на базе Pentium III, — говорит он. — Под давлением растущей Интернет-торговли в прошлом году мы стали перестраивать свою розницу". Он отмечает, что R-Style начала собирать ПК под заказ, оформляемый клиентом по Интернету или по телефону. Предусмотрены также бесплатные услуги по доставке компьютеров и их настройке. Сотрудники компании консультируют покупателей на местах установки систем.

"Раньше мы работали с одним дистрибьютором RSI, — продолжает Геннадий Чибисов, — а теперь стали закупать технику у нескольких поставщиков, среди которых есть и не очень крупные. Это позволило нам расширить номенклатуру периферии в основном мониторов и принтеров. Сейчас мы предлагаем до 8—10 видов изделий в каждой группе, каждый товар находит своего покупателя, в результате из нашего ассортимента исчезли так называемые "лидеры продаж". Количество проданных через розницу ПК и мониторов увеличилось, выросли обороты".

В розничной сети "Валга" также не почувствовали значительных перемен. Александр Стариков, коммерческий директор компании, отмечает, что в конце года в магазинах, как обычно, был отмечен предновогодний всплеск спроса. "Прирост продаж был существенный, а запросы покупателей не претерпели заметных изменений. Приобретают либо cистемы high end, либо технику начального уровня". Он также отметил повышенную заинтересованность некоторых производителей в участии дистрибьюторов в продвижении высокотехнологичных продуктов в розницу, которая, как правило, с трудом воспринимает дорогие новинки.

Александр Стариков отметил стремление многих розничных продавцов в прошлом году открыть представительства в Интернет. "Валга" также решила создать свой Интернет-магазин. "С экономической точки зрения наш эксперимент нельзя признать удачным, — признается Александр Стариков. — Продажи через Интернет смогли лишь окупить затраты на создание и поддержку магазина. Однако развивать это направление нужно".

Возвращаясь к традиционным розничным продажам, Александр Стариков указывает, что в последнее время со складов московских дистрибьюторов исчезли некоторые "неходовые" продукты, которые магазинам теперь приходится заказывать специально. В канале поставки в основном присутствуют высоколиквидные товары, что можно расценить как реакцию поставщиков на упомянутые постановления правительства.

С конфискацией или без?

"Действия властей привели к тому, что поток импортируемых товаров начал сокращаться и стали постепенно расти цены, — констатирует Юрий Щербаков. — Розничному продавцу теперь сложнее покупать товар, приходится тратить дополнительные усилия".

Касаясь изменения условий работы канала, Геннадий Чибисов замечает: "Введение защищенных знаков и знаков учетной информации на компьютерную технику не было для нас неожиданностью. Наш отдел закупок заранее провел переговоры с основными поставщиками. Нас интересовало, кто из них способен обеспечить исполнение этого постановления в установленные сроки. На переходный период мы создали некоторый запас товаров на складе, а уже с ноября весь товар был с марками. Поэтому сертификация и маркирование никак не отразились на рознице R-Style".

Розница концерна "Белый Ветер — ДВМ" всегда имела в наличии сертификаты на продаваемые товары. "Это требование не стало для нас чем-то новым, — говорит Юрий Щербаков. — Но введение марок товарного учета, я думаю, заставило всех розничных продавцов увеличить число работников, которые теперь только тем и занимаются, что наклеивают марки и контролируют их наличие. Причем функции контроля осуществляют не только вновь принятые на работу сотрудники, а все — от охранников до директора магазина".

С ним согласен Александр Стариков: "Необходимость клеить марки не только прибавила нам работы, но и очень мешала. Нам пришлось перестраивать схемы взаимодействия с поставщиками, выделять персонал, который начал заниматься только этим. В переходный период были перебои в поставках и падали обороты розницы, хотя потом ситуация стала налаживаться".

А вот как прокомментировал новые меры по ужесточению контроля за торговлей со стороны государства Сергей Борисов: "Введение обязательного маркирования продукции в октябре прошлого года — непродуманная акция со стороны правительства, никакой пользы от нее нет. Как всегда, у нас все доведено до абсурда. Если марки придуманы для того, чтобы подтвердить подлинность продаваемого товара, объясните, как, например, можно подделать ноутбук фирмы Sony. Подобные меры необходимо принимать, в первую очередь, на рынке продуктов питания, где действительно масса подделок, или на рынке компакт-дисков".

"Мы наклеиваем марки, как требует от нас постановление, — продолжает Сергей Борисов, — но все организовано до безобразия плохо. Марки купить невозможно, за ними с 4 часов утра нужно стоять в очереди, и это продолжается неделями. Hewlett-Packard, например, как производитель сама сертифицирует свою продукцию. Но она смогла выдать нам всего 70 марок Ростеста. Больше у компании не оказалось. Стоять в очереди, чтобы получить марки, сотрудники HP не могут, в отличие от наших граждан они привыкли работать по-западному. А наша сотрудница пошла за марками — ей чуть ногу не сломали в толпе".

Он также рассказывает, что уже с 1 октября, когда постановление вошло в силу, в Compulink начали прибывать работники УЭП и налоговой инспекции, которые запретили продавать товар. "Никого не волнует то, что марки невозможно купить, и нет четкого и подробного разъяснения, на какие изделия и как их нужно клеить. Пришлось на некоторое время закрывать склады и магазины. Конечно, это ударило по рознице".

Александр Стариков отмечает еще одну проблему, связанную со знаками товарного учета: "Розница не должна принимать товар без марок, ее за это накажут. И теперь постоянно приходится решать вопрос, брать или не брать у поставщика нужный покупателям разрекламированный товар. И все только потому, что в данный момент нет нужных марок".

Казалось бы, что тут сложного — налепить марку на компьютер? Однако Юрий Щербаков утверждает, что: "В отличие от маркирования, например, алкогольной продукции наклеивание марок в компьютерной отрасли нельзя автоматизировать, и здесь роль человеческого фактора несоизмеримо высока. Любой живой человек может устать, ослабить внимание, отвлечься — и в результате совершить ошибку, поставив под удар деятельность всей компании. Цена ошибки одного конкретного человека стала невероятно высока. Несовершенство законодательной базы и тотальные проверки нервируют и не дают нормально работать".

И санкции, применяемые за факт (даже единичный) не нанесения хотя бы одной из нескольких марок на один из сотен продаваемых товаров, как замечает Сергей Борисов, абсолютно неадекватны нарушению. "Ну скажите, разве факт отсутствия марки на ноутбуке, в результате которого никто не получил никакой дополнительной выгоды, кроме прибыли, с которой платятся все налоги, и не причинил никакого вреда, можно сравнивать с грабежом, изнасилованием или убийством? — спрашивает он. — А мерой наказания выбрано "лишение свободы от 2 до 6 лет с конфискацией имущества или без таковой". И факты возбуждения уголовных дел по этой статье 171.1. п. 2в УК РФ далеко не единичны — практически во всех крупных фирмах это было и уже не один раз. А это судьбы людские. Кому это нужно, кому это выгодно? Кому угодно, только не потребителю и не государству!"

Где брали товар?

Согласно Постановлению правительства РФ от 19.01.2000 N 46 с 26 февраля 2000 г. продавцы компьютерной техники обязаны указывать в счетах-фактурах страну происхождения импортируемого товара и номер грузовой таможенной декларации, по которой товар оформлялся в таможне. Как это нововведение отразилось на деятельности канала поставок и на рознице?

В Compulink есть и розничная сеть, и подразделение дистрибуции, которое поставляет часть товаров в магазины компании. Слаженная работа этого тандема дает основание полагать, что изменение порядка заполнения счетов-фактур практически не отразилось на работе розницы компании: "Мы всегда нормально оформляли документы, — говорит Сергей Борисов, — а необходимость заполнять лишние бумаги нас не смущает. Хотя многим другим поставщикам это усложнило жизнь".

Генеральный директор R-Style также считает, что введение новых форм счетов-фактур почти не коснулось розницы, хотя, как это всегда бывает в переходный период, после введения в действие нового постановления возникали неясности. "Единственное, на что нам пришлось потратиться, — это на модификацию ПО товарно-материального учета, — объясняет Геннадий Чибисов. — Сейчас, по прошествии нескольких недель после вступления в силу постановления, у большинства наших поставщиков в счетах-фактурах уже есть ссылка на страну происхождения товара и номера ГТД". В то же время он признает, что у небольших поставщиков номенклатура товара начала сокращаться, что повлияло и на ассортимент розницы компании. "Но это не повлияло на наши обороты, поскольку исчезающие товары лишь дополняли основную номенклатуру продуктов магазинов R-Style", — утверждает он. — Я считаю, что гораздо более серьезная проблема для розницы R-Style связана с расширением дистрибьюторами прямых продаж и с ростом Интернет-торговли. Это более реальная угроза для магазинов, чем последствия действия новых постановлений".

"Сейчас крупный бизнес стал в основном легальным, и крупные дистрибьюторы могут разрешить возникающие затруднения, — поясняет Александр Стариков. — Хотя в переходные периоды и у них творится что-то невразумительное".

Он сказал, что последнее постановление правительства появилось в начале нынешнего года, когда дистрибьюторы традиционно распродали склады в ожидании новых товаров, и рынок замер на целые две недели. Возник колоссальный дефицит по ряду компонентов, например по некоторым типам видеоадаптеров. Дистрибьюторы решали, что необходимо сделать им и их партнерам, чтобы соответствовать требованиям постановления. "По-видимому, они смогли перестроиться и преодолеть возникшие трудности — товары начали поступать, и в настоящее время рознице стало легче работать", — утверждает Александр Стариков.

По мнению Юрия Щербакова, вполне возможно, что сейчас большая часть поставщиков распродает товар, который они запасали на своих складах до 26 февраля. Хотя и он отмечает спад напряженности на рынке: "Многие дистрибьюторы поставляют товар нормально, без повышения цен, указывая номера таможенных деклараций. Они решили свои проблемы, правда, способы решения этих проблем нам неизвестны".

Сюрпризы еще не кончились?

Как считает Александр Стариков, приведение документации в соответствие новым требованиям вызовет наиболее серьезные трудности у небольших поставщиков. "У них значительно возрастут накладные расходы, и это скажется на ценах поставляемых ими товаров. Такие фирмы либо будут выдавлены с рынка, либо станут заниматься поставкой эксклюзивных товаров, которые не в состоянии завозить крупные дистрибьюторы. Я предполагаю, что постоянно будут появляться, а затем исчезать небольшие фирмы, которые будут рисковать и завозить любой товар".

Однако такой сценарий развития событий, по мнению Геннадия Чибисова, возможен только после завершения проводящейся сейчас правительственной кампании. "Если так случится, то ситуация для нас улучшится, — прогнозирует он. — Тогда на рынке установятся одинаковые правила игры, и мы сможем конкурировать по ценам с мелкими сборщиками. Наблюдая за их работой сейчас, мы видим, как их цены начинают подтягиваться к нашим, а значит, мы начнем выигрывать, так как качество, сервис и дополнительные услуги у нас лучше. Если же нововведения окажутся одним из "кавалерийских наскоков", то рынок переживет еще одно потрясение".

"Очевидно, что постановления были приняты, чтобы пополнить бюджет, — считает Сергей Борисов. — Это очередное ухудшение ситуации, но мы уже семь лет работаем в таких условиях. Переживем и это, что же делать. А объемы продаж в рознице Compulink от введения этих мер не упали — ведь многие мелкие фирмы закрылись".