Чтобы познакомить читателей с состоянием дел российских изготовителей портативных компьютеров обозреватель CRN/ RE Олег Лебедев встретился с Валерием Щукиным - генеральным директором компании R-Style Computers, которая совсем недавно перенесла их производство в Россию.

CRN: Как начинался проект "Торнадо"? Почему вдруг R-Style, имеющая достаточно устойчивое положение на рынке настольных систем, приняла решение осваивать новый, совершенно незнакомый рынок?

В.Щ.: Собственно говоря, все начиналось довольно просто. К моменту, когда мы приняли решение о начале производства портативных компьютеров, R-Style Computers уже накопила определенный опыт работы на компьютерном рынке: мы уже больше двух лет выпускаем не только настольные ПК, но и серверы. С нашей точки зрения, выпуск портативных систем - это следующий шаг в развитии компании. Теперь мы имеем в активе три линии продуктов. Кроме того, нельзя забывать о том, что рано или поздно, но все заметные игроки на рынке включатся в эту игру, будь то фирмы "Вист", R&K, CompuLink...

CRN: На принятие вашего решения как-то повлиял успешный опыт компании DVM?

В.Щ.: Нет, ее деятельность никак не повлияла на решение выходить на рынок портативных компьютеров. Необходимо также учитывать, что сегодня DVM почти прекратила выпуск настольных компьютеров.

CRN: Однако трудно игнорировать столь успешный опыт.

В.Щ.: Конечно, мы присматривались к тому, как работает DVM, опыт конкурентов всегда интересен. Вообще, вероятность того, что российские изготовители ПК начнут выпуск портативных компьютеров, с нашей точки зрения, сегодня весьма велика. Здесь можно провести параллель с рынком серверов - это прибыльный сектор и, естественно, он привлекает внимание многих.

CRN: Тем более, что в Юго-Восточной Азии сегодня имеется множество изготовителей "платформ"...

В.Щ.: Да. Кстати, что касается платформ, то нужно заметить, что недавно компания ASUStek объявила о планах по выпуску портативных компьютеров. Учитывая давние связи Asustek и CompuLink, можно предположить, что последняя вскоре также выйдет на этот рынок.

CRN: Итак, что такое "Торнадо"?

В.Щ.: В целом "Торнадо" - это линия продуктов, хотя пока она представлена только одним изделием. Портативный компьютер "Торнадо" - это мощная система, где есть все: большой монитор, емкий жесткий диск, дисковод, накопитель CD-ROM и т. д. Это "интегрированный" компьютер, варьировать параметры которого можно в весьма узких пределах. Мы рассматривали вариант модульной системы, когда пользователь собирает себе компьютер из отдельных блоков, но в конечном счете от него отказались: на практике часто получается так, что цена такого ПК в итоге превышает цену полностью укомплектованной, хотя и менее гибкой системы. Различные модели "Торнадо", которые выпускаются сейчас, отличаются только емкостью жесткого диска, тактовой частотой процессора и размерами экрана. Кстати говоря, мы умышленно не поставляем компьютеры с пассивной матрицей - это стратегическое решение.

В скором времени появится второе семейство портативных компьютеров от R-Style. Основная идея, которая ляжет в основу этой серии - минимизация веса; портативный компьютер должен все-таки быть легким. С нашей точки зрения, предпочтения покупателей таких компьютеров следует распределить так: масса, производительность, цена. Эти модели будут более компактны, в частности, за счет отказа от накопителя CD-ROM. Предлагается альтернативный вариант: многие внешние устройства, тот же накопитель CD-ROM, будут размещаться в специальной станции, которую, однако, можно переносить вместе с компьютером. Правда, в этом случае, его масса становится сопоставимой с массой первой модели. Это сделано по аналогии с Compaq Armada: небольшая станция-док, вполне транспортабельная и не очень тяжелая. Вес компьютера составит порядка двух килограммов.

Третья модель, она появится не раньше середины апреля - это "Торнадо" на базе процессора Pentium с технологией MMX. Несмотря на то что размер экрана останется прежним, 12 дюйм, она будет обеспечивать разрешение до 1024x768.

CRN: Почему для дебюта "Торнадо" вы выбрали именно такую конфигурацию?

В.Щ.: У нас есть опыт продажи портативных компьютеров - через компанию RSI мы получили информацию о наиболее популярных моделях. Выяснилось, что, как ни странно, мощные и достаточно дорогие модели продаются достаточно хорошо. Можно найти множество причин, почему происходит именно так, но факт остается фактом. Мы решили, что наш компьютер должен быть мощным. Тем не менее он дешевле аналогичных по функциональности моделей Compaq, HP или IBM. Если точно такая же модель Compaq стоит 7 тыс. долл., то "Торнадо" продается за четыре.

CRN: Чем вы собираетесь привлекать реселлеров? Ведь в принципе у них уже есть ассортиментный "минимум": RoverBook и Toshiba?

В.Щ.: Прежде всего это, конечно, высокая маржа - до 30%. Им должно быть выгодно продавать "Торнадо". Конечно, можно было бы попытаться устроить демпинг: да, мы бы захватили рынок, но что дальше? Такая стратегия обычно ничем хорошим не заканчивается, Рентабельность резко снизится, работать на рынке портативных компьютеров станет невыгодно всем.

Мы рассматриваем портативный ПК как хороший, пусть и достаточно дорогой продукт. Но он дорогой во всем мире.

CRN: Что такое "производство портативных компьютеров" R-Style?

В.Щ.: "Производство" означает, что ПК как готовый продукт появляется именно здесь, в России. Наш партнер по этому бизнесу - компания Twinhead, на заводах которой собираются компьютеры многих известных марок, например Hewlett-Packard. Мы получаем некий полуфабрикат, который затем комплектуется памятью, жестким диском, устанавливается программное обеспечение и т. д.

Мы не работаем под запросы каждого отдельного клиента, а выпускаем некую серию, конфигурация которой выбирается исходя из результатов анализа отчетов наших торговых точек как московских, так и региональных.

CRN: Сервис?

В.Щ.: Сервис? Стандартный для R-Style - через наши сервисные центры, сеть сервис-партнеров.

CRN: Реально ли при мощной сети технического сопровождения R-Style отремонтировать сломавшийся компьютер в течение двух-трех дней?

В.Щ.: Настольный - да. Если говорить о портативных, то надо признать, что у нас пока мало опыта в этой области. Однако, основываясь на опыте работы с такой техникой других изготовителей, мы можем предвидеть, что именно сломается, и заранее подготовить все необходимое для ремонта. Здесь нам, кстати, немало помогает Twinhead.

CRN: А что чаще всего ломается в "Торнадо"?

В.Щ.: Как и у всех портативных компьютеров - движущиеся детали. Жесткий диск, накопитель CD-ROM, реже - деталь корпуса.

CRN: Может ли сервисная сеть R-Style конкурировать с сервисной сетью DVM?

В.Щ.: У DVM есть сервисная сеть?

CRN: Так ее называет DVM. Недавно, после представления новых MMX-моделей, Федор Волков сказал, что все проблемы с сервисом у DVM позади.

В.Щ.: В любом случае технология всегда одна и та же. В принципе мы не ставим себе целью стать конкурентами DVM. Мы хотим работать и продавать много компьютеров.

CRN: На какие объемы вы планируете выйти к концу года?

В.Щ.: Примерно 300-400 штук в месяц.

CRN: А первые результаты?

В.Щ.: Первая партия, 100 компьютеров, разошлась в течение февраля в основном через каналы дистрибьюторской компании RSI, что, впрочем, вполне естественно: портативный компьютер - это товар для реселлера. Сейчас на подходе вторая партия.

CRN: Планируете ли вы привлекать других дистрибьюторов?

В.Щ.: Сложный вопрос. Официальный дистрибьютор у нас только один - компания RSI. Если же рассматривать прямых дилеров компании RSI как "простых" дистрибьюторов, точно так же, как у Compaq есть мастер-дистрибьютор, а есть дистрибьюторы, то конечно, мы будем их привлекать. В Москве это розничные магазины, для которых этот товар сегодня актуален - "Диал Электроникс", Dendi...

CRN: "Партия"?

В.Щ.: Нет, с "Партией" мы не торгуем. Сейчас рассматривается вариант сотрудничества с компанией "Белый Ветер", хотя этот вопрос находится скорее в компетенции RSI, я же говорю только о каналах сбыта компании R-Style Computers. В общем, мы привлекаем наиболее сильных игроков на рынке розничных продаж.

CRN: А среди специализированных фирм?

В.Щ.: Мы рассматриваем несколько кандидатур из таких компаний: "Эксперт", "Мобильные решения", "Нобэл" и т. д., но этот вопрос пока окончательно не решен.

CRN: Однако вернемся к вопросу о том, что может заинтересовать дилеров?

В.Щ.: Кроме высокой маржи, мы предлагаем им участвовать в совместной рекламной кампании, предоставляем им некий рекламный фонд и компенсацию затрат за счет дополнительных скидок. В "Торнадо" есть еще и своя "изюминка" - наш набор программного обеспечения. Но самое главное: портативный компьютер "Торнадо" - это "коробочный" товар, который можно просто продавать. О сервисе и ремонте позаботится R-Style.