Cначала была Internet. Затем появился браузер. Теперь та же технология используется для обмена информацией внутри корпораций, снижая стоимость владения и повышая производительность труда служащих.

К чему же это нас ведет?

Считается, что полный цикл развития вычислительных средств составляет 20 лет. Если это так, то менеджеры информационных систем оказались сейчас как раз в начале второго цикла, и мы возвращаемся к менталитету «тепличного» периода с централизованными системами и упрощающейся конфигурацией клиентских машин. Однако теперь, по-видимому, «теплица» будет открыта для всех, а не останется собственностью какой-то одной фирмы.

Возьмем, к примеру, интрасеть. Воплощение поистине великолепной идеи — использовать технологию Internet, сохранив информацию в частной, а не общедоступной сети, требует, однако, значительной подготовительной работы и тщательного планирования.

Как же грамотно выйти на рынок интрасетей? Кому-то повезет и доведется строить сеть «с нуля», но, как правило, ситуация бывает сложнее, и реселлеру приходится заниматься переделкой сети.

Первое и самое главное при проектировании и размещении интрасети для клиента — понимание существующей структуры. По мере продвижения к более мощным серверам и более простым клиентам первостепенное значение приобретает пропускная способность.

Построение сети реселлеру лучше всего начать с составления общей схемы с указанием скоростей и распределения трафика с учетом различных протоколов во всех имеющихся подсетях. Неплохо было бы собрать и документировать информацию SNMP с управляемых концентраторов. Какова степень их загруженности? Не требуется ли повысить пропускную способность сети? Современная интрасеть должна иметь достаточную мощность, чтобы работать с такими «пожирателями ресурсов», как видеоконференции, видеоклипы, средства аудио, высокоскоростная загрузка данных по FTP, быстрый HTTP-отклик и базы данных.

Следует по возможности устранить и «узкие места», особенно на уровне серверов.

А кроме того, как реселлеру организовать техническое обслуживание и мониторинг системы? Список поставщиков и инструментальных средств для контроля текущих сетевых параметров постоянно увеличивается. Появляются и новые средства мониторинга интрасетей (например, упоминаемый в обзоре Ipswitch WhatsUp), способные, похоже, обеспечить проведение опережающих мер в управлении. На управлении лучше не экономить. Что вы будете делать в случае отказа одного из устройств? Есть ли у вас запасные? Заключили ли вы договора о техническом обслуживании и проведении ремонта с выездом на место?

Учитывая, что в интрасетях будут все чаще работать прикладные программы, от которых зависит решение ответственных задач, возможные неисправности и простои должны быть сведены к минимуму. Необходимо обеспечить резервирование сетевых компонентов, соответствующим образом соединяя концентраторы, используя серверы с RAID-системами, региональные сети с ретрансляцией кадров, и многократное резервирование ISDN. И не забудьте о самой главной заботе клиента: а вдруг главный узел «сгорит»? Подготовьте план действий в аварийной ситуации.

Следует, конечно, учесть и другие аспекты, в том числе вопросы безопасности и автоматизации документооборота, но эти сложные проблемы требуют отдельного рассмотрения, значит, продумайте, к кому можно будет обратиться для их анализа и решения.

И быть может, самый важный совет: документируйте все. Прежде чем приступить к выполнению проекта по интрасети, подготовьте план и не пользуйтесь планами предыдущего клиента. Все-таки каждый клиент уникален. Наконец, ищите таланты. Мир высоких технологий становится невероятно сложным. Подберите в команду специалистов, обладающих разнообразными способностями. И не забывайте, что интрасеть — это нечто большее, чем браузер.

Майкл Л. Финк — директор по технологии реселлерской компании Systron Inc. из Нью-Йорка. С ним можно связаться по адресу: mikef@800systron.com.