19 ноября участники очередной конференции компаний–разработчиков программных продуктов обсудили ситуацию на российском рынке. В выступлениях многих участников отмечалось, что в условиях кризиса особенно остро встает проблема пиратства. Низкая цена и доступность нелицензионных продуктов подталкивают потребителей, чьи доходы существенно сократились, к приобретению «пиратских» версий.

На фоне довольно пессимистичных оценок перспектив борьбы с пиратами наиболее конструктивным выглядело выступление генерального директора компании «Аладдин» Сергея Груздева. По его мнению, в этой ситуации помочь могут методы технической защиты программных продуктов, которыми занимается его компания.

В то же время г-н Груздев признал, что систем абсолютной защиты не бывает, а их вскрытие - дело времени. Поэтому технические методы необходимо сочетать с маркетинговой политикой продвижения продуктов.

Важным фактором становится изучение тактики поведения взломщиков ПО и целенаправленная борьба с ними. В среде «компьютерных медвежатников» в последнее время произошли серьезные изменения. Появились профессионалы, так называемые крэкеры (cracker), которые «вскрывают» программы, преследуя коммерческие интересы. Кроме того, фактически сформировалась международная группировка крэкеров, члены которой обмениваются технологиями взлома и ведут, в случае необходимости, согласованные «мозговые атаки» на сложные системы защиты. В то же время профессионализация взломщиков делает их в какой-то степени уязвимыми. В России, например, наиболее известны два крэкер-центра.

По мнению Сергея Груздева, борьбу с крэкерами надо вести целенаправленно. Один из методов подавления взломщиков - пресечение деятельности Web-страниц, откуда идет распространение взломанных программ и где собираются «пиратские Интернет-тусовки». Г-н Груздев сообщил, что его компания и ряд российских фирм уже имеют опыт такой борьбы, и при широком участии всех заинтересованных игроков компьютерного рынка можно добиться серьезного эффекта.

По мнению специалистов компании «Аладдин», такие традиционные маркетинговые методы, как скидки, снижение цен и т. д., пригодны лишь как временная мера. Гораздо важнее увеличить эффективность бизнеса, в частности, за счет использования более гибких схем распространения - продажи сетевых лицензий, аренды, лизинга, предоставления для ознакомления сокращенных версий и т.п.

Конкретные предложения по этим вопросам изложены в «Технологии маркетинга, продаж и поддержки программного обеспечения». Официальная презентация этого документа, подготовленного специалистами компании, состоялась 9 декабря на техническом семинаре в ее московском офисе. Семинары подобного рода компания проводит регулярно.


Версия для печати (без изображений)