Mitsubishi и iiyama получили наивысшую общую оценку

Всем протестированным мониторам присуща изменчивость яркости и цветности изображения в различных зонах экрана.

Яркость (luminance или brightness) - это количество света, испускаемое данным устройством в нашем случае трубкой монитора. Она измеряется в фут-ламбертах. Цветность же (chrominance) представляет собой меру того, насколько насыщенным является отображаемый дисплеем цвет. Она измеряется значением координат x и y, соответствующих точкам на графике цветностей (см. табл. "Панорама").

Лабораторные заметки
  • Наивысшую среди 18 мониторов общую оценку получила модель фирмы iiyama.
  • Вариация яркости у мониторов Samsung и Philips оказалась ниже 10%.
  • Наилучшие результаты в тестах на чистоту цвета показали модели фирм Acer, NSA/Hitachi и iiyama.

В целом инженеры Тест-центра обнаружили, что у большинства мониторов центр экрана был ярче и/или насыщеннее по цвету, чем углы. Эти различия в яркости и чистоте цвета всегда можно измерить с помощью прибора, но в большинстве случаев они все же не были заметны невооруженным глазом. У нескольких мониторов углы белого или цветного экрана оказались слегка окрашенными.

Чтобы получить статистически значимые результаты, наши специалисты установили методику оценки расхождения по каждому из параметров на основе разности между максимальным и минимальным значениями цветности или яркости. Так, монитор с максимальным значением яркости 20 ламберт-фут и минимальным значением 18 ламберт-фут имел величину разности в 2 ламберт-фут.

Затем вычислялась вариация яркости как отношение этой разности к максимальному ее значению (в %). Например, разность яркостей в 2 ламберт-фут для монитора с максимальной яркостью 20 ламберт-фут давала максимальную вариацию яркости, равную 10%. Чем ниже разность яркостей и соответственно вариация, тем лучше монитор. Разности яркостей по каждому из основных цветов суммировались и учитывались в виде единой величины.

Результаты тестирования на равномерность яркости (Brightness Uniformity) были представлены графически в виде гистограммы, столбцы которой соответствуют замерам яркости в центре экрана и в четырех его углах. Идеальным является случай, когда вершины столбцов образуют горизонталь, что указывает на постоянное значение яркости по всему полю экрана. Если столбцы выступают в середине, это говорит о несколько более высокой яркости в центре дисплея.

Самую незначительную вариацию яркости продемонстрировали мониторы фирм Samsung и Philips, где она не превышала 10%.

Хорошие результаты показали также изделия фирм Mitsubishi, iiyama, Artist Graphics, Nokia, Acer и опытный образец фирмы Mag InnoVision, у которых вариация яркости не превышала 15%. В то же время у мониторов фирм Compaq Computer, Panasonic и ADI неравномерность яркости была видна невооруженным глазом, а вариация яркости доходила до 27%.

По значениям чистоты цвета, полученным инструментальным замером величин x и y, строился график цветностей. Чем меньше разброс, тем лучше, поскольку это указывает на меньшую вариацию цвета по полю экрана. Разности этих величин по каждому из трех основных цветов обобщались затем в виде единой величины вариации.

Лидерами по чистоте цвета оказались мониторы фирм Acer, NSA/Hitachi и iiyama, вариация цветности у которых составила 20 ед. и менее. Превосходные результаты показали также модели фирм NEC, Compaq, Eizo/Nanao, Artist Graphics и ViewSonic, которые дали разброс не более 30 ед. А вот мониторы с разбросом чистоты цвета в 60 ед. и выше - модели фирм ADI, TeleVideo, Philips и CTX - имели заметное окрашивание в углах экрана.

Интересно отметить, что мониторы фирм Samsung и Philips, показавшие наилучшие результаты в тесте на равномерность яркости, использующем все три цветовые пушки одновременно, не смогли выйти в лидеры в тесте на чистоту цвета, когда пушки оценивались по отдельности.

Тест на согласование цветов (Color Tracking) позволяет оценить, насколько хорошо монитор способен сохранять соответствующую цветовую температуру при изменении яркости экрана. Наши инженеры замеряли цветовую температуру (в градусах Кельвина), начиная с полной яркости и снижая ее до значения 25% с шагом 25%. Если построить соответствующую диаграмму, то горизонтальная линия означает, что монитор продемонстрировал нулевое отклонение цветовой температуры во всем интервале яркостей, т. е. превосходные параметры.

Полученные графики показывают, что в тестах на согласование цветов лидировали мониторы фирм Nokia, Compaq и ViewSonic - соответствующие линии близки к горизонтальным, а расхождение не превышает 600 К. Другими удачными с точки зрения этого параметра моделями оказались мониторы фирм TeleVideo, Mitsubishi, iiyama и Samsung, расхождение у которых не превышало 800 К. Монитор фирмы Philips также заслуживает похвалы.

Наиболее далекими от совершенства оказались модели фирм Artist Graphics и Eizo/Nanao, у которых величина расхождения составила около 6000 К.

Тест на вывод текста (Text Display), при котором оценивается увеличенное изображение текста на экране, также может многое сказать о возможностях монитора и использованных в нем технических решениях (см. табл. "Панорама").

Наши специалисты пришли к выводу, что мониторы с наиболее читаемым на близком расстоянии текстом - это модели фирм Artist Graphics, Compaq, Panasonic, Philips и Samsung.

Монитор VisionMaster Pro21 фирмы iiyama, у которого результаты на всех тестах были в числе лучших, а вариация яркости не превышала 10%, оказался наиболее технически совершенной моделью. Он продемонстрировал практически непревзойденные показатели яркости и цвета во всех тестах.

Модели AcerView 7198i фирмы Acer и SuperScan Elite 802 фирмы NSA/Hitachi также заслуживают особого упоминания за отличные результаты в тестах на чистоту цвета.

Мониторы фирм iiyama, Acer и Hitachi идеально подходят для приложений, требующих точного воспроизведения цвета по всему полю экрана, например для графического дизайна или редактирования изображений.

Для настольных издательских систем, для которых характерны большая доля текста и не столь высокие требования к точности цветопередачи, в большей степени могут подойти мониторы фирм Artist Graphics, Compaq, Panasonic, Philips и Samsung.

Эдвард Дж. Корейа

Методика тестирования

Эксперт Тест-центра CRN и приглашенный реселлер из компании Comp-U-Sultants оценивали 21-дюйм PnP-мониторы по качеству изображения в режиме высокого разрешения, а также по простоте настройки и использования.

Каждый из мониторов был включен в сеть и подсоединен к работающему ПК не менее чем за 30 мин до испытания. Тестовое изображение формировалось с помощью PCI VGA-адаптера 2500i фирмы Artist Graphics c 4 Мбайт видеопамяти, установленного в ПК Deskpro 4000 фирмы Compaq с тактовой частотой 166 МГц и 32-Мбайт ОЗУ, который работал в среде Windows 95. Собственный видеоадаптер системы Deskpro был отключен.

Компьютер был настроен на разрешение 1600х1200 пиксел с максимальной кадровой частотой, на которую был способен каждый из мониторов, вплоть до 93 Гц - предела возможностей адаптера 2500i. Все тестовые изображения генерировались с помощью утилиты DisplayMate for Windows версии 1.2 фирмы Sonera Technologies. Гладкие изображения красного, зеленого, голубого и белого (равные доли красного, зеленого и голубого) цвета, а также серая шкала проверялись анализатором Color CRT Analyzer модели CA-100 фирмы Minolta, который был откалиброван и сертифицирован. Белая сетка на черном фоне размером в полный экран оценивалась с помощью прибора Klein Convergence Gauge.

Яркость (luminance brightness) - количество света, испускаемое данным устройством, в нашем случае трубкой монитора, измеряется в ламберт-футах (Лб-фут). Цветность же (chrominance) представляет собой меру насыщенности показываемого дисплеем цвета. Она измеряется значением координат x, y, соответствующих точкам на графике цветностей. Прежде чем приступить к самим испытаниям, инженеры проверили на каждом из мониторов экранные средства управления, устанавливая по значениям параметров, соответствующих реальной настройке. Цветовая температура была установлена равной 9300 К (значение по умолчанию для большинства моделей). Размеры изображения по вертикали и горизонтали были отрегулированы таким образом, чтобы они совпали с максимально возможным для данного экрана. Каждый из мониторов был размагничен с помощью собственной встроенной катушки размагничивания.

Контрастность во всех тестах была установлена на максимум. За исключением теста на согласование цветов, который начинался с максимальной яркости, все остальные тесты проводились при наиболее возможном ее значении, не позволявшем видеть фоновый растр (настройка выполнялась "на глаз"). Замеры производились в пяти точках: в центре экрана и в каждом из четырех углов.

Тест на согласование цветов (color tracking) позволяет оценить способность дисплея воспроизводить соответствующий цвет и цветовую температуру при различных значениях яркости. Наши инженеры замеряли цвет (значения x и y), яркость и цветовую температуру, начиная с максимума и затем снижая уровень с шагом 25%.

Равномерность яркости (brightness uniformity). Для измерения способности монитора давать одинаковую яркость по всему полю экрана эксперты замеряли величину яркости белого экрана при уровне, обеспечивавшем исчезновение фонового растра. Измерялась также цветовая температура, и полученные значения сравнивались со спецификациями.

Чистота цвета (color purity). Этот тест оценивает способность каждого из мониторов давать чистые красный, зеленый и голубой цвета, для чего выводилось полноэкранное изображение каждого из цветов, измерялись значения x и y в разных точках экрана, и полученные значения сравнивались с графиком цветностей.