IBM Corp. решительно взяла курс на Java, что может привести к коллизиям с ее ключевыми союзниками.

До сих пор IBM выполняла роль миротворца и миссионера, спокойно оснащая средствами Java большую часть своих продуктов и ориентируя на Java большинство своих разработок. Теперь, по словам представителей компании, цель IBM ни больше ни меньше, как стать ведущим поставщиком Java, но это может привести к сражениям с Sun Microsystems Inc., Netscape Communications Corp. и Microsoft Corp.

IBM берет курс на Java

  • Центры обучения и тестирования Java-продуктов для разработчиков.
  • Узел alphaWorks компании IBM станет инновационным узлом Java-технологии.

Председатель правления и главный управляющий IBM Луис Герстнер поклялся, что компания затратит на разработку средств Java «сотни миллионов долларов» и сконцентрирует на этих проектах 2000 специалистов. Компания будет создавать микросхемы ускорения и средства разработки приложений Java.

У IBM есть также два сертификационных центра, помогающих разработчикам протестировать свои Java-продукты и предоставляющих экспертов по обучению работе с приложениями на Java. Для обеспечения более удобного обмена информацией компания добавляет совместимость с Java в четыре из пяти своих операционных систем — OS/390, OS/2, OS/400 и AIX.

Кроме этого, введенный в эксплуатацию в августе прошлого года Web-узел alphaWorks, предназначенный для продвижения разработанных IBM технологий Internet, скоро станет и Java-узлом. Уже сейчас две трети технологий, о которых он информирует, связаны с Java, но IBM хочет, чтобы alphaWorks стал узлом №1, куда люди в первую очередь обращались бы за новостями и разработками по Java; чтобы VAR’ы, интеграторы, Web-мастера и самые авангардные программисты обращались сюда для тестирования alpha-версий и высказывали IBM свои замечания и предложения.

В узле установлена программа Lotus Bean Mashine, которая позволяет непрограммистам легко воспользоваться приложениями на базе JavaBeans.

«Для разработки приложений Java имеет такое же значение, какое Internet имеет для коммуникаций, — сказал Джон Патрик, вице-президент IBM по технологиям Internet. — Технология Java зародилась в одной компании, но ее будущее зависит от модели взаимодействия».

«Возможно, что IBM будет привлекать к развитию alphaWorks партнеров, но окончательное решение пока не принято», — сказал руководитель программы Дэвид Джи.

Однако Патрик признал, что IBM вкладывает в Java такие ресурсы, что в конце концов она будет больше ассоциироваться с Java, чем Sun.

«В сетевом мире возможно все, — сказал Патрик. — Мы никогда не рассматривали Java только как браузер. Это очень хорошо для нашего бизнеса, и наши мотивы здесь ясны».

В IBM теперь существует руководящий комитет по Java в составе 12 человек, возглавляемый вице-президентом по ПО для Internet Патрицией Султц, которой в прошлом месяце было поручено руководить работами в области электронной торговли, интегрированных систем и Java. Султц и ее команда из отделения Internet были переведены в отделение Software Solutions, возглавляемое генеральным менеджером Стивом Миллсом.

Команда Султц уже участвует в работах по Java. В недавнем интервью она сказала, что часто контактировала с президентом JavaSoft Аланом Баратцом и что IBM убеждала JavaSoft заниматься средствами Java для серверов с точки зрения конкуренции с Microsoft.

IBM также подталкивала JavaSoft и Netscape объединиться вокруг Java Foundation Classes, чтобы предоставить разработчикам альтернативные Microsoft чистые средства Java.

«У нас есть свои собственные классы, но мы не объявляли о них, потому что не находимся под таким давлением, как Netscape», — сказал Саймон Фиппс, управляющий программой в Центре технологий Java компании IBM.

Майк Кеннеди, вице-президент Meta Group Inc., сказал, что IBM могла бы стать грозным конкурентом на арене Java в следующем году, когда создание языка будет закончено, а пока она играет «не очевидную, но влиятельную закулисную роль».

«Какое-то время IBM была достаточно сильна в мире объектно-ориентированных систем. Доверие к IBM во многом опирается на те «шрамы», которые у них остались после былых сражений», — сказал Кеннеди.

Тем временем компания JavaSoft заявила, что она готова к состязанию с IBM и другими сильными игроками. «IBM считается одним из самых энергичных сторонников Java и позволяет нам получить хорошее представление о реакции отрасли на любые наши инициативы», — сказал Джордж Паолини, директор по корпоративному маркетингу в JavaSoft.

В подготовке статьи принимала участие Барбара Дерроу.