По мере распространения Internet и роста конкуренции между провайдерами на повестку дня встает вопрос: на чем зарабатывать деньги? В столице уже несколько компаний предлагают услуги по предоставлению неограниченного доступа (взимается только фиксированная абонентская плата, вне зависимости от количества использованного времени). Цены снижаются, и в недалеком будущем продажа времени в Internet станет для провайдеров бесприбыльной (если не убыточной). Единственной возможностью сделать деньги станет предоставление дополнительных услуг. Для этого уже сейчас стоит подумать, какие услуги и на каких условиях можно будет реально предлагать в будущем. В обзоре мы постараемся рассмотреть возможности, предоставляемые реселлерам современными средствами компьютерной Internet-телефонии.

Строго говоря, компьютерная телефония не сводится исключительно к организации телефонной связи по каналам вычислительных сетей (локальных и распределенных). Это понятие более широкое, оно включает в себя всевозможные справочные и информационные системы, системы записи телефонных переговоров, системы для социологических опросов и т. д. Но мы рассмотрим только ту часть, которая относится к «телефонной связи по каналам вычислительных сетей».

Существующие средства передачи голоса по компьютерным сетям (в том числе глобальным) можно разделить на два класса: программные, позволяющие устанавливать соединение типа «компьютер-компьютер» и программно-аппаратные, допускающие возможность соединения типа «телефон-компьютер» или «телефон-телефон». Разница между этими классами не только техническая, но и юридическая.

Участие реселлеров и сервис-провайдеров в использовании программных средств телефонии в Internet в основном сводится к организации платных телефонных серверов, с помощью которых могут связываться абоненты, не знающие IP-адресов друг друга или имеющие динамические IP-адреса. Подобные услуги предоставляют на платной и бесплатной основе многие западные сервис-провайдеры.

В государствах, где проникновение Internet очень высоко (в США, к примеру, уже сейчас насчитывается свыше 30 млн. пользователей Сети), широкое распространение программных средств Internet-телефонии вызвало серьезное беспокойство у поставщиков традиционных телефонных услуг. Они даже потребовали у Федеральной комиссии по связи CША (FCC) ограничить распространение подобных программ, но получили отказ. Их тревога, в общем, обоснованна: если сохранятся нынешние тенденции и каждый ПК будет иметь доступ в Internet, телефонные компании получат грозного конкурента, который всегда может предложить более дешевые услуги. Но у российских телефонистов эта проблема вряд ли вызовет приступ головной боли, по крайней мере в обозримом будущем.

Более заманчива для отечественных провайдеров перспектива использования программно-аппаратных решений. On-line доступ в Internet по-прежнему остается в России дорогим удовольствием (во много раз более дорогим, чем на Западе), хотя и не таким, как международная телефонная связь; проникновение Internet ничтожно мало. Как правило, те, кто в состоянии оплачивать on-line доступ, могут позволить себе и расходы на международные переговоры, по крайней мере звонки callback (соединение инициируется из России, но оплачивается по иностранному тарифу, который вдвое (а то и более) ниже отечественного). Поскольку для программно-аппаратных решений on-line доступ не обязателен, открывается заманчивая перспектива для провайдеров, решивших установить у себя оборудование для организации международных и междугородных звонков по линиям Internet как с телефона на компьютер, так и с телефона на телефон. Оплачиваются эти услуги как из внесенного заранее залога, так и в кредит.

Юридический казус

Как показал проведенный CRN/RE опрос российских провайдеров Internet, многие из них хотели бы включить услуги Internet-телефонии в стандартный набор. Мешает отсутствие правовой базы.

Михаил Монастырский, компания Интерсвязь (Ростов):

Вопрос о том, предоставляет ли наша компания услуги Internet-телефонии при отсутствии сертификата Минсвязи, можно считать провокационным. Дело в том, что официально для предоставления таких услуг (междугородные переговоры или просто городской телефон) требуется:

  1. лицензия на междугородные переговоры или
  2. лицензия на услуги городской телефонной связи;
  3. сертификат на оборудование;
  4. выполнение условий сопряжения с телефонными сетями общего пользования.

А есть еще 5, 6, 7, 8... Самое главное — через IP нельзя передавать голос с гарантированным качеством, а это непременное условие сертификации. Поэтому, опубликовав список тех, кто такие услуги предоставляет, вы сразу ставите их вне закона.

Аналогичной точки зрения придерживается Алена Цаун, менеджер по маркетингу АО «Релком»:

— Основная причина, по которой мы не можем объявить это (Internet-телефонию. — Прим. ред.) стандартной услугой, — отсутствие лицензии на услуги телефонной связи. В ближайшем будущем мы получать ее и не собираемся, поскольку количество клиентов пока мало, а вот перечень обязанностей для получения лицензии очень велик (необходимо гарантировать качество, а в Internet это принципиально невозможно, тарифицировать услуги и многое другое).

Алексей Амилющенко из CompTek (дистрибьютор Vocaltec) считает иначе:

— Действительно, юридическая часть этого вопроса в России пока сложна. В отличие, скажем, от США, где подобного рода деятельность не запрещена, а, значит, разрешена.

Формально Internet-телефония, точнее услуга по предоставлению дешевой связи, является услугой по передаче ДАННЫХ, так как голос передается в оцифрованном виде. Любой Internet-провайдер обладает ВСЕМИ необходимыми лицензиями для предоставления такой услуги.

Другое дело, что пока в России никто не пробовал этого делать официально, а если и продают звонки, то подпольно, поэтому реакция Минcвязи не известна.

Сейчас ситуация меняется — появился первый коммерческий оператор Internet-телефонии — ТОО АМТ (не путать с АМТ Group). Цены — 200 долл. в месяц и неограниченный доступ из Москвы. Страны — США, Канада, Израиль (может быть Сингапур, Боливия, Парагвай; в будущем — Германия, Англия). АМТ предлагает всем желающим звонить в Москву через свои серверы (не бесплатно, конечно), а это уже мощный стимул для развития сети телефонных серверов в России и СНГ. Я думаю, в итоге в России все сведется к созданию некоего комитета по лицензированию такой услуги.

Программно-аппаратные решения

Находясь на стыке двух технологий, аппаратно-программные решения позволяют организовать соединения типа «телефон-компьютер» и «телефон-телефон» из любой точки с качеством, характерным для программ Internet-телефонии. При этом абоненту не обязательно иметь доступ в Internet.

Что собой представляют подобные решения? Классический телефонный шлюз — сервер, на который можно позвонить с любого телефона, модем для этого не нужен. Клиент вводит код доступа (телефонный аппарат должен иметь возможность набора в тоновом режиме), предоставленный ему провайдером, и все — можно звонить по любому телефонному номеру в странах, с соответствующими службами которых у провайдера заключены договора. Естественно, «на другом конце провода» должен быть аналогичный сервер. Функционирует мировая сеть подобных серверов, называемая Delta Three.

Существует вариант с «односторонней связью». Его используют, например, для телефонизации Web-страниц. Технология, называемая также «пейджфоном», предусматривает размещение на Web-странице специальной «кнопки». Ее нажатие инициирует телефонный звонок по определенному номеру, например, менеджеру фирмы, разместившей рекламу. При этом звонок из любой части света будет стоить звонящему столько, сколько стоит IP-соединение.

Еще один вид одностороннего соединения — звонки через Internet на пейджер — не получил у нас широкого распространения, во всяком случае в обеих столицах. В то же время на серверах орловского и курского провайдеров Internet размещены приглашения отправить сообщение на пейджер абонентам местных пейджинговых сетей. Очень удобно, сообщение можно отправить из другого города.

Оптимизм г-на Амилющенко вполне объясним, поскольку именно представляемая им компания пока считается ведущим поставщиком программно-аппаратных решений Internet-телефонии, однако уже ясно, что предстоит нешуточная борьба. Вряд ли телефонные компании, в большинстве своем государственные, которые вовсю пользуются своим положением монополистов (вспомните хотя бы о необходимости регистрировать факсы, модемы и АОНы, а потом еще платить за пользование ими — а ведь никаких дополнительных услуг за эти деньги телефонные компании не предоставляют), так легко смирятся с существованием «дешевого» конкурента. Можно предположить, что их реакция будет традиционной — если Internet-телефонию и не запретят, то установят соответствующие требования для получения лицензий.

Насколько это выгодно?

Итак, насколько же сегодня выгодно предоставлять услуги компьютерной телефонии (разумеется, без учета стоимости лицензии, которая пока не известна)?

Весной нынешнего года московская компания-провайдер услуг «Элвис-Телеком» провела экспериментальную эксплуатацию 4-канального телефонного шлюза VTG. Ставилась цель — выяснить, насколько велик спрос на подобные услуги, каково их качество, сколько абоненты готовы платить за них. Результаты эксперимента показались нам интересными.

Поскольку, как правило, услуги Internet предоставляются в России на условиях предоплаты, участникам эксперимента предложили определить, какой взнос они готовы делать ежемесячно. Оценки распределились в интервале от 50 до 100 долл. , хотя некоторые клиенты считают, что и 20 долл. было бы достаточно.

Интересны отзывы о работе Internet-телефона. В целом абонентов, которым часто приходится звонить, скажем, в Америку, заинтересовала новая услуга. Однако качество связи они считают недостаточным — callback в этом плане предпочтительнее, хотя обратного звонка приходится ждать.

Основной недостаток связи по Internet-телефону с использованием шлюзов VTG и системы серверов DeltaThree, отмеченный абонентами «Элвис-Телеком», — задержки и паузы в ходе разговора длительностью до 15 с. Кроме того, многие клиенты жалуются на то, что разговор в конечном счете неожиданно обрывается. Это может случиться и через полторы и через 20 мин.

Программные решения

С точки зрения технологии процедура передачи голосовой информации в Internet не отличается от передачи любых данных в виде цифрового кода. Хотя при разработке Internet не предполагалось передавать значительные объемы информации в реальном времени, проведенные в середине 90-х гг. исследования показали, что имеющихся ресурсов достаточно для организации двусторонней телефонной связи. Для передачи оцифрованного звука необходима сравнительно узкая полоса пропускания —11 кбит/с. Более серьезную проблему представляют задержки при получении и утеря пакетов данных (повторная пересылка искаженных или «потерявшихся» данных по понятным причинам невозможна).

В 1995 г. появился первый коммерческий программный пакет Internet-телефонии — VocalTec Internet Phone, разработанный израильской компанией VocalTec. Он позволил организовать двустороннюю голосовую связь между двумя удаленными компьютерами при условии, что известны их IP-адреса.

Сегодня существует уже довольно много как коммерческих, так и бесплатных программ Internet-телефонии, позволяющих связывать компьютеры либо непосредственно задавая IP-адрес, либо через системы телефонных серверов.

Программные приложения Internet-телефонии пригодны для организации телефонной связи там, где качество не играет решающей роли, но требуется сократить издержки (например, для связи между удаленными филиалами компании).

Недостатки программных средств Internet-телефонии очевидны. Возможно, проведение телеконференций — идеальная ниша для Internet-телефонии.

Качество передачи голоса в разных направлениях неодинаково: абонент в Штатах может с трудом различать ваши слова, вы же будете слышать его превосходно, но случается и наоборот.

«В ближайшем будущем системы Internet-телефонии не улучшат качество связи до такой степени, чтобы конкурировать с callback. Конкуренция возможна в области цен. Хотя, безусловно, качество связи будет улучшаться. Скоро появится оборудование, соответствующее рекомендациям Международного союза электросвязи (ITU) H.323, что снизит требования к ширине канала», — считает менеджер CompTek Алексей Амилющенко.

На основании изучения спроса специалисты отдела маркетинга компании «Элвис-Телеком» рассчитали, что если при стоимости минуты разговора 0,45 долл. 20 клиентов ежедневно будут наговаривать по 20 мин, услуга принесет доход уже в первом полугодии, при 10 мин она станет рентабельной спустя год, а при 5 мин — спустя 18 мес. В любом случае ясно, что «овчинка стоит выделки».

Из чего складываются затраты провайдера, решившего предлагать услуги компьютерной телефонии?

Единовременные — покупка оборудования (2-канальная плата Dialogic, компьютер), номера телефонной сети общего пользования, разработка необходимого программного обеспечения — составят около 6,5 тыс. долл.

Ежемесячные — плата за пользование телефонным шлюзом сети DeltaThree или аналогичным (0,2 долл./мин), плата за трафик владельцу магистрального канала, абонентская плата за телефонный номер и некоторые другие расходы — всего на сумму до 3 тыс. долл. Доход легко посчитать...