Концу лета посвящено много песен, в основном грустных. Их пели и Джим Моррисон, и Алла Пугачева. Но компьютерный рынок живет по своим законам, и когда вся природа затихает, он, напротив, начинает проявлять повышенную активность. Доходы растут, и у компаний нет причин для осенней грусти. Подобно домам мод, ведущие поставщики компьютерной техники осенью представляют новые «коллекции». Именно осенью начинаются новые рекламные кампании, которые мало кто решается запускать летом.

Виктор Городничий, Compaq: «У нас спада нет. Мы разговаривали с некоторыми дистрибьюторами, они говорят, что лето не повлияло на объем заказов».

Лето принято считать порой отпусков, временем, когда люди думают не о модернизации компьютерного парка, а об отдыхе на даче или океанских островах. Редакция CRN/RE решила проверить, так ли это на самом деле.

Оказалось, что дистрибьюторов можно разделить на две категории: те, у кого летом торговля шла хорошо, и те, у кого не очень. Вот что сказала Елена Жуплатова, занимавшая еще в июле пост директора по продажам и маркетингу московского представительства компании OCS: «Горячо, очень горячо. Сотрудникам отдела продаж некогда даже выпить кофе — постоянно звонят партнеры, заказывают товар». По ее словам, июнь был одним из лучших месяцев года и по объему продаж уступал лишь февралю, когда компания выиграла крупные тендеры. Обороты июня оказались на 3% выше среднемесячных с начала 1997 г., а если говорить конкретно, то на 39% больше, чем в неудачном мае (традиционно плохой месяц из-за множества праздников, что отмечали практически все дистрибьюторы), и на 21% меньше, чем в феврале. В начале июля все указывало на то, что возможно повторение февральского рекорда: оборот первой декады был на 5% больше, чем тогда. При этом в летние месяцы был отмечен рост спроса в регионах.

Владимир Якименко, Hewlett-Packard: «Я могу сказать, что летний спад есть, но несущественный. Мы провели ряд специальных мероприятий для того, чтобы его избежать и в большой степени нам это удалось».

Почти то же самое говорила и менеджер по маркетингу и рекламе компании LanData Катерина Досаева. Она отметила, что снижения объема заказов не отмечалось. Напротив, по сравнению с другими месяцами обороты увеличиваются, а объем продаж в июне держался на уровне февраля. По ее словам, торговля идет полным ходом: «Приезжайте к нам в офис, увидите — от клиентов нет отбоя». Кстати, заказчики тоже были в основном из провинции.

Похожая картина складывалась и у Merisel CIS: «Летнего спада мы не наблюдаем, — комментирует ситуацию вице-президент по маркетингу Марина Никитина. — Если же сравнивать объемы закупок, производимых нашими партнерами, с показателями первых пяти месяцев, то заметен некоторый рост. Июль по уровню продаж сравним с сентябрем—октябрем прошлого года. В этом же году самыми «сильными» были май и июнь. Это лето лучше, чем прошлое, хотя с понятием «летний спад» мы не сталкивались уже года три. Я не связываю сложившуюся ситуацию с сезоном отпусков, так как мы в основном работаем с корпоративными заказчиками в государственных и коммерческих структурах. Для нашей компании такой подъем отчасти объясняется изменениями ценовой и кредитной политик. Как результат — наши дилеры стали к нам чаще обращаться».

Ольга Наумова, «Дилайн»: «Оборот в летние месяцы у «Дилайн» стабильный и в целом совпадает со средним за год, хотя заметен небольшой рост».

Директор по маркетингу компании «Дилайн» Ольга Наумова отметила, что в конце мая был некоторый спад, но уже в июне ситуация выправилась. Оборот в летние месяцы у «Дилайн» стабильный и в целом совпадает со средним за год, даже заметен небольшой рост. По ее мнению, в этом году лето практически не оказало никакого влияния на компьютерный рынок. Россия в этом отношении занимает особое место.

Некоторые компании провели ряд мероприятий для повышения спроса летом. Одним из наиболее ярких борцов с летним спадом оказалась RSI. По словам Александра Киреева, начальника департамента продаж компании, как и ожидалось, спада полностью избежать не удалось. В июне объем продаж был на уровне весенних месяцев. Наблюдалось некоторое снижение оборотов, но небольшое. Компания убеждена, что если бы не ее специальная программа, то спад был бы действительно серьезным.

Александр Шапиро, Uni: «О летнем спаде больше говорят, чем это есть на самом деле».

Корпорация Uni, по словам начальника отдела Александра Шапиро, не ощутила летнего спада. «Если сравнивать с другими месяцами, то летом все было примерно на том же уровне. Можно сказать, что летний спад в последнее время заметен гораздо меньше, чем об этом говорят. Связано же это не столько с нами, сколько с общим положением на рынке. Просто у покупателя постоянно есть потребность в наших услугах».

В стране нет ярко выраженного периода отпусков, поскольку большинство работников обычно отдыхают не тогда, когда хотят, а тогда, когда могут. На Западе дело обстоит иначе — там есть «месяц отпусков» (обычно август), когда половина страны уезжает на курорты, что и вызывает затишье практически во всех секторах экономики. Таким образом, на российском рынке летом ситуация должна быть стабильной, что полностью подтверждается практикой «Дилайн», у которой пик продаж бывает осенью и в феврале.

Юрий Соков, OKI: «В этом году у нас не летний спад, а прямо-таки летний взрыв».

Не последнее место отводится специальной летней программе в компании OKI. Юрий Соков, коммерческий менеджер, делится впечатлениями:

«В этом году у нас не летний спад, а летний рост — тенденция прямо противоположная обычному состоянию на рынке в этот период. Такое у нас впервые. Сейчас трудно сказать, с чем это связано, не проанализировав детально всей ситуации. Возможно, с коренным переломом в отношении к технике нашей компании, а может, это — результат проводившейся маркетинговой кампании».

Катерина Досаева, LanData: «У нас нет летнего спада, так же как и в прошлом году не было. Приезжайте к нам в офис — увидите, что от клиентов из регионов нет отбоя».

Как видно, у дистрибьюторов и поставщиков, работающих на рынке уже не первый год, летом работа шла спокойно и оборот в целом соответствовал среднегодовым значениям. А вот у OCS и LanData был замечен резкий скачок, что можно объяснить расширением дилерской сети и увеличением количества поставщиков. А может быть, новичкам везет?

Материал подготовлен при участии Светланы Беловой.