На вопросы корреспондента CRN/RE отвечает руководитель направления игровых и мультимедийных продуктов компании «1C» Юрий Мирошников

CRN/RE: Как вы оцениваете нынешнее положение дел на рынке мультимедиа-продуктов?

Ю.M.: Последнее время я наблюдаю в своей компании бурный рост продаж продуктов мультимедиа. С января 1995 г. по январь 1997 г. они выросли примерно в 12 раз. В среднем мы продавали в этот период по 8—8,5 тыс. коробок на сумму около 200 тыс. долл. (месячный оборот 1С по всем видам продукции — более 1 млн. долл.). Эти летом наблюдается уменьшение продаж — в 1,5—2 раза, причем практически по всем позициям. Хочется отметить, что в течение двух лет я наблюдаю сезонные «маятниковые колебания» объемов продаж, причем всякий раз маятник начинает качаться с более высокой точки. При этом наши специалисты ожидают, что в следующем коммерческом сезоне — осень-зима — продажи увеличатся раза в два по сравнению с тем же сезоном прошлого года.

CRN/RE: Но это имеются в виду все виды продукции, которые вы реализуете. А что касается ваших собственных CD?

Ю.M.: Если говорить о «домашнем рынке», то у нас уже вышло около 10 продуктов — «Остров сокровищ», локализованный компанией «Дока» и изданный нами, «Мир Алисы» (разработчик фирма «Комтех»), наш «1C. Репетитор. Физика», 3 выпуска русских народных сказок (разработчик «Виэкс»), первые продукты серии «Популярная энциклопедия» и ряд других. Наши диски идут хорошо, но это лишь часть продаж компании на этом рынке. Объем дистрибуции значительно превышает число продаж наших собственных продуктов.

И вполне понятно, что наши успехи в дистрибуции находятся в прямой зависимости от того, какие продукты мы выбираем и с какими компаниями сотрудничаем.

CRN/RE: А конкретнее?

Ю.M.: Мы работаем прежде всего с продукцией массового спроса. Из компаний — с теми, кого считают лидерами рынка и кто работает правильно, цивилизованно, честно. Наш давний партнер — компания «Никита». Постоянно контактируем с фирмой «Дока». Мы поставили удачный эксперимент с «Островом сокровищ», причем работа в этой области продолжается, и осенью в той же серии у нас выйдут «Питер Пен» и «Том Сойер». В 1996 г. нашим партнером стала фирма Cominfo, продукты которой продаются очень неплохо, во всяком случае среди отечественных компаний они одни из самых удачных, особенно популярен диск «Погружение».

CRN/RE: Рассчитываете ли вы со своими продуктами выйти в число лидеров?

Ю.M.: Сейчас у нас немало проектов, над которыми интенсивно работают несколько групп наших специалистов. Так, идет разработка «потенциального бестселлера» по мультфильму «Следствие ведут колобки», при создании которого мы сотрудничаем с фирмой Gamos и самой студией «Пилот». Еще две группы занимаются серией «1C. Репетитор» в области химии и биологии. Большие надежды мы возлагаем на диск, посвященный группе «Агата Кристи». Вскоре выходит игра о войне 1812 г., рабочее название — «Бородино». Игр появлется вообще очень много. «Дока» предлагает «Противостояние-2», появилось и некое «Наследие Ярослава». Просто какое-то безумие творится... Проекты, о которых мы слышим сейчас, трудно сосчитать. Работает огромное количество команд, о которых никто, кроме узких специалистов, и не знает.

CRN/RE: Создается такое впечатление, что пошел какой-то новый виток ..

Ю.M.: В плане разработки — да. Сейчас даже некомпьютерные фирмы нанимают разработчиков и пытаются предлагать игры и иные продукты. Ведь в самом начале были «Никита», Gamos, группа Пажитнова... Люди были, просто их было не очень много. Когда же стало ясно, что на этом можно что-то заработать — наверное, начиная с осени прошлого года — все бросились что-то писать.

CRN/RE: Как вы полагаете, во что подобный бум может вылиться?

Ю.M.: Думаю, что осенью этот новый виток может резко оборваться. Выйдет очень много продуктов, возникнет острая конкуренция. Причем впервые в России это будет конкуренция не фирм, а продуктов. Покупатель в магазине начнет выбирать! При этом скорее всего упадет число продаж каждого наименования. К тому же продукты мультимедиа характеризуются низкой рентабельностью, так как программы для дома не могут стоить очень дорого. Но молодые компании станут продавать еще по более низким ценам. Выжить будет трудно и особенно сложно тем, у кого не созданы дистрибьюторская и дилерская сети.

CRN/RE: И как вы собираетесь удерживать свои позиции?

Ю.M.: У нас сбытовая сеть — самая мощная в этой стране, тем не менее, мы очень активно усиливаем сеть сбыта домашнего софта. На выставке «Комтек-97» мы объявили свою программу для домашних компьютеров «1C: Мультимедиа». Создается независимая розничная сбытовая сеть. Программа, в сущности, заключается в том, что «независимые компании в рамках одной торговой марки под единой рекламой будут двигаться по рынку». То есть на стену своего магазина, отдела они могут повесить вывеску «1C. Мультимедиа». Франчайзинг подразумевает некую плату за торговую марку (символическую) и некий контроль, хотя фирмы на самом деле абсолютно независимые. Сейчас в этой программе задействовано 20 городов. Осенью мы собираемся провести большую рекламную кампанию. В рамках этой программы будут продаваться не только наши продукты, но все те, с которыми мы работаем как дистрибьюторы. На самые продаваемые продукты других фирм мы даем самые низкие цены. Если компания покупает у нас в месяц на 1,5 тыс. долл. и среди товара есть 20 наших коробок, то она освобождается от всех возможных взносов.

CRN/RE: Как вы оцениваете работу других дистрибьюторов в области продажи мультимедиа-продуктов?

Ю.M.: Очень хорошо, с моей точки зрения, работает CompuLink. Но здесь сравнение не совсем корректное, поскольку у них в отличие от нас есть собственные розничные точки. Они продают наши продукты, мы — их, т. е. это партнерство, а не конкуренция. Есть еще такие дистрибьюторы, которых не очень принято называть, скажем «Амбер». У них — неклассическая дистрибуция с точки зрения классических софтверных дистрибьюторов. Мы с ними общались, поняли, что это совершенно другая ниша, но, в общем, они работают серьезно. Дилеров у них много. Успешно трудится в этой области «Вист-Софт». По западным продуктам в первых рядах — «Электротех» и «Софт Клаб». Очень серьезные позиции собирается занять «Союз». Большинство моих оценок основывается на сведениях от специалистов, с которыми мы контактируем, официальной же информации пока крайне мало.