Рыночная экономика уже научила нас многому - считать, вести дела, не опаздывать, работать и ... учиться. Да, мы постепенно привыкаем к тому, что учиться надо, притом добросовестно и эффективно. Ведь нынче нужнее не «корочки», а реальные знания. Их ценность и сейчас уже очевидная востребованность (особенно в области ИТ) привела к рождению и организационному оформлению нового сектора компьютерного рынка. Возникнув 4-5 лет назад как подразделения компаний, продвигавших соответствующие продукты и технологии, многие учебные центры сегодня стали самостоятельными и предлагают на рынок свой «товар» - обучение*. Можно без натяжек считать, что в России к началу 1998 г. сложился рынок образовательных услуг в области ИТ - во всяком случае, его версия № 1. И он уже начинает жить своей жизнью: появляются новые продукты и услуги, происходят слияния и объединения**, рождаются новые формы деятельности и новые члены сообщества (последнее, правда, - явление нечастое).

* Возвращаясь к нашему с Р. Герром диалогу по поводу «экономической комедии», в послесловии к которому (CRN/RE, № 8/1998) он в очередной раз предпринял попытку найти принципиальную разницу между товаром и услугой, хочу отметить, что обучение является как раз такой услугой, получив которую однократно, можно пользоваться ею (т.е. полученными знаниями) сколь угодно долго. Напомню, что такие свойства Р. Герр приписывал как раз товару, а услуга в его понимании носила скорее единовременный и даже однократный характер. Кстати, с этой точки зрения пирожок с мясом, купленный и съеденный «однократно», больше похож именно на услугу, хотя все мы без сомнения назвали бы его товаром.
** На памяти события последнего года - слияние корпораций «Галактика» и «Парус» (с объединением их УЦ) и объединение в Союз двух ведущих УЦ - «Микроинформ» и «Сетевая академия ЛАНИТ». Годом раньше «соединили свои судьбы» компании LVS и Price Waterhouse, образовав Price Waterhouse Business Solutions с единым УЦ.
Отметим также соглашение о партнерстве между Департаментом учебных программ корпорации «Галактика-Парус» и УЦ «САМАН-МАТИ», предполагающее совместные программы по разным аспектам обучения и тестирования специалистов. Полагаю, что, рассматривая услугу как разновидность товара (т.е. того, что можно продать за деньги) и не противопоставляя их, мы не погрешим против истины.

Задавшись целью в общих чертах охарактеризовать рынок услуг обучения в сфере ИТ, мы выбирали учебные центры (УЦ) по следующим критериям: известность УЦ; наличие в его учебных программах авторизованных курсов; наличие постоянного потока слушателей. Директору каждого УЦ было предложено заполнить анкету, которая послужила основой для входящей в обзор таблицы и в которой фигурируют некие формальные параметры, характеризующие деятельность УЦ. Беседы с руководителями УЦ явились основой для прочих рассуждений.

Итак, что же удалось обнаружить на рынке услуг обучения?

Мы повзрослели и стали самостоятельными

Как уже говорилось, подавляющее большинство существующих ныне УЦ выросло из соответствующих подразделений компаний, продвигающих те или иные продукты и технологии. Если на начальном этапе существование в составе фирмы имело определенные преимущества, то теперь, набрав обороты, УЦ, как правило, предпочитают отделяться. К этому подталкивает и желание получить лицензию на образовательную деятельность - полезную не только из соображений престижа, но и из чисто экономических побуждений: ее обладатели (а также их клиенты) освобождаются от уплаты НДС со стоимости обучения. Компания в целом не может получить такую льготу, потому что основным видом ее деятельности является все же не обучение, а УЦ, став самостоятельным юридическим лицом и направляя полученную прибыль на развитие, уже вправе. Среди последних (по времени) примеров учебное подразделение фирмы DataX/FLORIN, которое стоит перед необходимостью выделения именно из-за получения лицензии. Другой пример - УЦ Инженерного центра «Анкей», входящего в структуру «Анкей-Холдинг», имеющего уже два года лицензию на образовательную деятельность, но платящего НДС. (Из рассматриваемых в данном обзоре в составе компании пока остается лишь УЦ «Интерфейс». Надолго ли?)

Еще раз о пользе обучения

Сергей Гуснин (Центр обучения и тестирования «САМАН-МАТИ»):

«Не так давно мы проводили в Белоруссии семинар для руководителей финансовых органов, привели и статистику (зарубежную) о том, что у квалифицированного обученного специалиста простои сети сокращаются на 30%. В конце лекции один из участников встал и сказал: «Я тут подсчитал: если исходить из ваших цифр, то сокращение простоев сети в моей организации принесет деньги, которых хватит и на обучение специалиста, и на его содержание в течение года». Добавлю, что в этой организации простои сети не превышали 3-4 ч в месяц...»

Однако, даже отделившись от материнской фирмы, УЦ далеко не «убегают» - остаются в составе образовавшегося холдинга или корпорации, сохраняя или незначительно меняя свое название. Примерами первых могут служить УЦ «Галактика» и «Парус» (теперь, после слияния фирм, также объединившиеся в единую структуру - Департамент учебных программ Объединенной корпорации «Галактика-Парус»), «Форс», «Микроинформ», примерами вторых - «Сетевая академия ЛАНИТ», «Академия АйТи», REDCENTRE (выделившийся из фирмы REDLAB в прошлом году).

Другой путь образования УЦ - на базе вуза. Это, к примеру, Центр компьютерного обучения при МГТУ им. Баумана, УЦ «МАТИ-САМАН» (при МАТИ, или, по-новому, МАТИ-РГТУ), REDCENTRE, «Центр информационных технологий» (ЦИТ), располагающийся в одном из учебных корпусов МГУ. Никаких других вариантов нам пока не удалось обнаружить, если не считать таковыми учебные курсы сомнительного достоинства, забрасывающие своими листовками почтовые ящики и предлагающие «курсы по обучению Windows за 100 руб.». Однако о рекламе позже.

Из сказанного следует сделать вывод: сегодня, когда требования к уровню преподавания и оснащению учебного процесса весьма высоки, вряд ли возможно создать достойный УЦ «с нуля», на ровном месте. Такое многотрудное дело требует значительных первоначальных вложений - в виде помещений и помощи в техническом обеспечении учебного процесса (их обычно может предоставить материнская компания) или преподавательских кадров и арендуемых по небольшой цене аудиторий и учебных классов (которыми обычно располагают хорошие технические вузы). С таким капиталом на старте можно начинать дело и надеяться на успех, причем в первом случае большим подспорьем будут налаженные связи материнской компании с фирмой-поставщиком ПО или техники, а во втором - отсутствие проблем с получением лицензии на образовательную деятельность.

Если же посмотреть чуть дальше - за рубежи нашей родины, мы увидим и другие возможности, появившиеся в последние годы. Это «отдельно стоящие» (и отдельно возникшие) крупные фирмы, занимающиеся исключительно обучением (как по авторизованным курсам, так и по курсам собственной разработки). Такова, например, компания Global Knowledge Network (GKN). Ее УЦ находятся в США, Великобритании, Германии, Франции, Австрии, Голландии, Чехии и располагают хорошей материальной базой (классы, оборудование), богатым учебно-методическим опытом и квалифицированными преподавателями, что вкупе составляет цельные и отработанные технологии обучения. Здесь читаются авторизованные учебные курсы фирм Microsoft, Novell, Informix, Hewlett-Packard и пр., а полтора года назад к ним прибавились и курсы по продуктам компании Digital. Последняя ликвидировала свои учебные подразделения, передав все права и обязанности в этой области GKN. По мнению Надежды Вольпян, руководителя отдела обучения Digital/Россия, этот факт имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Положительная состоит в том, что для слушателей наличие и применение технологий обучения зачастую имеет гораздо большее значение, нежели творческий поиск преподавателя-новатора. Ведь технология сама по себе представляет собой некую совокупность действий и процессов, гарантированно обеспечивающих определенный конечный результат (будь то технология производства пива, изготовления обуви или выпечки хлеба - конечный продукт должен отвечать заданным параметрам). Мы привыкли, что существуют стандарты на товары (предметы), но еще не всегда понимаем, что качество услуг также определяется стандартами, а следовательно, для его обеспечения необходимо соблюдение технологий - в данном случае, обучения. (Собственно говоря, авторизация и представляет собой гарантию соблюдения данной технологии обучения. - Т. Б.)

Кстати, о деньгах

Вернее, о ценах. Как видно из табл. 1, основной ценовой диапазон - 100-150 (до 250) долл. в день. Много это или мало? Если сравнивать со стоимостью подобных курсов за рубежом, то мало - там они в среднем в 2-5 раз дороже. Если же иметь в виду российскую действительность, то ... тоже немного, так как сравнивать следует не с зарплатой среднего россиянина (как это обычно делается), а со стоимостью соответствующих ИТ, по которым готовятся специалисты. Общие затраты на их подготовку обычно не превышают 10-20% стоимости проекта. И это нормальная мировая практика, к которой следует привыкать и нам. А если учесть, что многие фирмы поставляют ПО и технику в Россию (как на перспективный развивающийся рынок) по специальным ценам, то условия для обучения у нас не самые плохие. Не следует забывать и о том, что за обучение платит чаще всего организация, которая - и в первую очередь именно она! - заинтересована в том, чтобы ее информационные системы работали без сбоев.

О технологиях обучения

Ольга Владимирова («Сетевая академия ЛАНИТ»):

«О наличии технологии обучения можно говорить лишь тогда, когда выполняется принцип: «В любое время по любой программе в любом месте и в любых количествах». Отсюда и критерий, по которому следует судить о том, состоялся ли УЦ: способность выполнить заказ на обучение 100 пользователей. При кажущейся простоте задачи далеко не все УЦ могут ее решить, так как такой заказ предполагает не только краткие сроки обучения (а следовательно, достаточное число учебных классов, преподавателей и прочих ресурсов), но и, как правило, наличие разнообразных курсов, способность обеспечить приемлемую наполняемость групп, а также должное качество обучения и ответственность за него».

Иными словами, надо привыкнуть: оплата обучения сотрудников - это часть инвестиций в ИТ. (Хотя по существующим бухгалтерским инструкциям затраты на это идут совсем из другой статьи расходов - за счет прибыли, и налоги платятся по-другому.) Тем более, что, согласно исследованиям, необученность персонала приводит либо к повышению себестоимости продукции, иногда весьма заметному (вследствие неэффективного использования автоматизированных систем), либо к прямым убыткам. В «Академии АйТи» мне привели реальный пример, когда в одном из банков остановка работы сети на три часа привела к проигрышу тендера стоимостью несколько сотен тысяч долларов, в то время как обучение специалистов, способных обеспечить устойчивую работу сети, обошлось бы всего в 3 тыс. долл.

Разумеется, говоря о ценах, следует учитывать и то, кто платит: сам обучаемый, организация за сотрудника, агентство по подбору персонала или кто-то еще. Если говорить о курсах для специалистов по ИТ корпоративного уровня (сюда можно включить и обучение по бухгалтерским и управленческим ПП), то число «частных лиц» (тех, кто обучается по своей инициативе и за свои деньги), как правило, исчезающе мало. Однако в последнее время, когда свободных рабочих мест на рынке сильно поубавилось, количество «частных лиц» несколько возросло - получить работу легче, уже имея соответствующие навыки. В дальнейшем эта тенденция будет только нарастать. Однако не все так плохо для этих самых «частных лиц» - большинство УЦ предоставляют им скидки; в «Сетевой академии ЛАНИТ» даже разработана специальная программа «Резерв», когда желающие обучиться за свои деньги распределяются в набранные уже группы от организаций, где еще остаются 1-2 свободных места. Обычно это выясняется за 3-4 дня до начала чтения курса и поэтому напоминает покупку «горящей путевки», но зато и скидки достигают 30-40%. Вообще схемы предоставления скидок достаточно разнообразны: на большие группы сотрудников от одной организации; проходящим несколько курсов в данном УЦ; тем, кто записывается на определенный курс заранее (за 2-4 месяца); студентам и школьникам и т.д.

Хотя, возможно, повторюсь: на первый взгляд цена 700-1000 долл. за 5-дневный курс поначалу выглядит впечатляюще, особенно если специалисту для получения звания сертифицированного специалиста в соответствующей области нужно пройти 3-5 курсов.

Цены за обучение растут. Что естественно, потому что дорожает практически все. По признанию руководителей ряда УЦ, за последние 3-4 года цены у них росли примерно на 10-15% в год, что, вообще говоря, почти укладывается в нашу ежегодную инфляцию. Директора других УЦ (ЦИТ, REDCENTRE, DataX/FLORIN, «Форс», «Анкей») заявили о том, что за последние 2-3 года цены на их услуги обучения остались на прежнем уровне. Михаил Макаров (DataX/FLORIN) сообщил даже о некотором снижении цен на наиболее дорогие курсы, а Валентин Гаркуша (УЦ «Анкей»), говоря о перспективе, предположил, что цены на обучение должны будут понизиться - по аналогии с ценами на другие товары и услуги в области ИТ: «Возьмите хотя бы сотовые телефоны и услуги связи - два года назад они стоили в несколько раз дороже!»

Сколько занято и сколько осталось

Оценки общего объема рынка обучения в сфере ИТ сильно расходятся. По мнению моих собеседников - руководителей 14 ведущих УЦ - он составляет сегодня от 5 до 50 млн. долл. Так, Марат Удовиченко («Академия АйТи») считает, что объем рынка обучения ИТ в Москве составляет примерно 15 тыс. человек в год, что при средней стоимости одного дня занятий около 100 долл. и средней продолжительности курса 3-4 дня даст цифру в 4,5-6 млн. долл. Причем 80% этого рынка приходится на «большую четверку» ведущих УЦ, к которым он причисляет «Микроинформ», «Сетевую академию ЛАНИТ», «Академию АйТи» и «САМАН-МАТИ». По его мнению, спрос на обучение постоянно растет (с отставанием на 1-1,5 года в сравнении с ростом продаж ПО), однако по-настоящему рынок еще «не разбужен».

Ольга Владимирова («Сетевая академия ЛАНИТ») оценивает объем московского рынка обучения в 10 млн. долл., считая, что он распределяется примерно поровну между обучением пользователей и специалистов по ИТ. Уже сформировавшийся спрос, по ее словам, в большой мере удовлетворяется существующими УЦ, однако в перспективе он будет достаточно активно расти. В частности, через год она прогнозирует всплеск спроса на курсы по обучению менеджеров проектов.

Говоря о степени насыщенности рынка, Руслан Смелянский (REDCENTRE) разделяет обучение ПП и технологиям для настольных систем, рассчитанным на широкий круг пользователей и специалистов, - здесь рынок (во всяком случае, московский) насыщен или близок к этому; и обучение «тяжелым продуктам», ориентированным только на специалистов по ИТ, в этом секторе рынка спрос еще не до конца сформирован. В подтверждение он ссылается на то, что в США имеется 36 УЦ, обучающих технологиям Sun Microsystems, в то время как на все страны СНГ - всего один.

Алексей Сальников (ЦИТ) оценивает емкость российского рынка в 5-10 млн. долл., считая соотношение объемов рынка в Москве и в регионах равным 1:1.

Валентин Гаркуша согласен с мнением одного из компьютерных изданий, которое оценивает объем российского рынка услуг обучения ИТ в 30 млн. долл., и рассматривает обучение как очень доходный бизнес с высокой рентабельностью; единственный его «недостаток» (правда, очень существенный) - очень большие стартовые расходы (аренда помещений, покупка оборудовании, ПО, подготовка преподавателей и пр.).

Олег Литвин («Микроинформ») предложил следующую схему оценки емкости уже существующего рынка: 20 млн. долл. - по курсам для специалистов в области ИТ (системные администраторы, инженеры и т.п.) и 30 млн. - по курсам для пользователей, что в сумме составляет 50 млн. долл. Он также отметил, что, согласно общепринятым (на Западе) стандартам, специалист по ИТ примерно раз в два года должен проходить переподготовку, повышая свою квалификацию (из расчета один 5-дневный курс стоимостью в среднем 1000 долл.), т.е. затрачивая примерно 500 долл. в год. Для пользователей эта цифра составляет около 100 долл. в год. Если соответствовать этим стандартам и предположить (исходя из количества имеющихся ПК) наличие в нашей стране около 100 тыс. системных инженеров и 5 млн. пользователей (из которых хотя бы каждый десятый пойдет учиться), то такой расчет даст 100 млн. долл. - эту величину, вероятно, и можно считать сегодня потенциальной емкостью отечественного рынка обучения.

Некоторые руководители УЦ не брали на себя смелость оценить емкость рынка в целом, ограничиваясь лишь теми его сегментами, в которых они работают. Так, Андрей Васильев («Форс») объемы рынка обучения технологиям Oracle в России и обучения ПО Microsoft в Москве считает равными примерно 8-10 млн. долл. каждый. При этом он полагает, что рынок обучения ИТ у нас практически пуст («судите сами, ведь УЦ можно буквально по пальцам пересчитать!») и в перспективе - с ростом экономики и платежеспособного спроса - непременно будет развиваться («если, конечно, не произойдет девальвации рубля»).

В результате обучения слушатель получает ...

В первую очередь - знания и навыки. И это главное. Именно за этим, в итоге, и идут слушатели в УЦ. В прошлые годы, получая свидетельство о прохождении курса, слушатели подчас взирали на него с недоумением - «а зачем оно мне?». Но времена меняются, УЦ приобретают известность, а выдаваемые ими свидетельства (которые многие стали называть модным словом «сертификат») - вес в соответствующих кругах. И в последнее время часто бывает, что в УЦ приходят слушатели, обучавшиеся год, два или три назад, и просят выдать дубликат свидетельства, которое они прежде не взяли или потеряли. Таким образом, ценятся уже не только сертификаты, например, о присвоении звания CNE, но и свидетельства самих авторизованных УЦ.

Однако документ о присвоении звания сертифицированного специалиста (Microsoft, Novell и др.), полученный после прохождения тестирования, ценится выше, и слушатели, пройдя соответствующие курсы, стараются по возможности его получить. По свидетельству Ольги Владимировой («Сетевая академия ЛАНИТ»), в прошедшем году примерно 80% прослушавших соответствующие курсы, проходили тестирование (ранее этот показатель колебался около 50%), из них почти 80% его успешно преодолели.

Кстати, именно из-за ценности подобных сертификатов на рынке труда далеко не все руководители предприятий заинтересованы в том, чтобы специалисты, на обучение которых они потратили деньги, проходили тестирование и получали «конвертируемый» сертификат (могут ведь и уйти потом, имея на руках такой документ); поэтому, как правило, денег на прохождение тестирования они не выделяют, и нередки случаи, когда специалисты платят за это сами. Но вот в чем руководители заинтересованы, так это в возможности убедиться в том, что средства на обучение специалиста потрачены не зря, поэтому в ряде УЦ практикуется некое подобие характеристики, которая дается преподавателем каждому слушателю по окончании курса; в некоторых УЦ подумывают о том, чтобы ввести итоговый экзамен, который служил бы показателем прилежности слушателя и качества полученных им знаний.

А как же с обучением в регионах?

По-разному. Хотя, как и материнские компании, столичные УЦ в последнее время устремились в другие города России. Многие уже имеют по нескольку филиалов: одни - на базе дружественных вузов, где развитию филиала могут способствовать академические программы ряда зарубежных фирм; другие - на базе региональных отделений или партнеров.

Известно, что продвижение ИТ в регионах происходит весьма неравномерно, те же зигзаги наблюдаются и в развитии рынка обучения. При этом легче идет дело с налаживанием обучения «массовым» ПП и технологиям - здесь можно обеспечить и довольно стабильный приток слушателей, и сравнительно быстро «набрать очки» (завоевать приличную репутацию). Да и вложения в становление таких курсов (как в плане техники, так и в отношении подготовки преподавателей) существенно ниже, чем в курсы по сложным, «тяжелым» продуктам. Последние чаще всего в регионах организовывать невыгодно, чтобы быть рентабельным, курс должен читаться достаточно часто, если же это происходит 1-2 раза в год, то вложения просто не окупаются. В таком случае практикуются выездные формы обучения; или из головного УЦ приезжает преподаватель и читает нужный курс (если набирается группа), или слушатели приезжают в Москву (как, впрочем, и было прежде). Такая организация работы выгодна всем - и преподавателям (часто выезд преподавателя на место оплачивается дополнительно), и филиалу (наличие таких курсов укрепляет его репутацию), и слушателям (не нужно далеко ездить). Однако и образование филиалов в ряде случаев себя оправдывает. Так, «Академия АйТи» предлагает своим авторизованным партнерам маркетинговую и информационную поддержку, общий «банк» преподавателей (т.е. возможность работы московских преподавателей на выезде и обмена преподавателями филиалов), согласование графиков и распределение заказчиков.

К отделению от материнских компаний УЦ подталкивают экономические соображения, так как в соответствии с существующим законодательством доходы образовательных учреждений, не занимающихся предпринимательской деятельностью и имеющих лицензию на образовательную деятельность, освобождаются от НДС в случае, если доход, полученный от этой деятельности, направлен в данное образовательное учреждение или на развитие образовательного процесса.

REDCENTRE свой путь в регионы основывает на партнерстве: фирмы-партнеры, продвигающие технологии Sun Microsystems, получают официальное право обучения клиентов по ряду курсов, а более сложные приезжают читать специалисты из Москвы (либо сами клиенты едут в столицу - по договоренности).

По вопросу о стоимости обучения в регионах единства не наблюдалось. Вернее, все мои собеседники дружно констатировали: в провинции цены на учебные курсы, как правило, ниже. А вот по вопросу о том, как должно быть, мнения разделились. Одна часть считала, что со временем цены должны выровняться, а другая - что это если и произойдет, то очень не скоро, а пока следует учитывать положение вещей и предлагать услуги по обучению в регионах по более низким ценам. Так, Валентин Гаркуша (УЦ «Анкей») считает весьма перспективным в этом отношении дистанционное обучение, при котором стоимость курса (к примеру, по продуктам и технологиям Microsoft, Oracle, Informix и Cisco) составит около 250 долл. Первые из этих курсов будут анонсированы на выставке Internetcom’98.

Есть, правда, и другие подводные камни, связанные с развитием авторизованного обучения в регионах: например, нехватка квалифицированных специалистов - их трудно подготовить, дорого поддерживать их квалификацию и непросто организовать для них соответствующую загрузку.

Реклама и маркетинг

Проверь себя, Прежде чем учиться

Олег Литвин («Микроинформ»):

«Совсем недавно мы разместили на нашем сайте так называемые «on-line-тесты». Они разработаны нашими преподавателями и позволяют всем желающим - и пользователям, и специалистам - самостоятельно оценить свой уровень знаний по той или иной тематике. Пройдя такой тест, экзаменующийся получает комментарии: какие вопросы или темы он не знает, какие знает плохо и т.д. и соответствующие рекомендации - с какого курса ему следует начать обучение, а какие можно не проходить. Это помогает не только оценить уровень знаний, но и сэкономить значительные средства. Кстати, после размещения на Web-узле этих тестов его посещаемость возросла почти в два раза».

Средства и методы здесь в основном уже определились. Для УЦ, продвигающих курсы для специалистов по ИТ, основным и наиболее эффективным способом рекламы является Интернет. Именно с его помощью до всех желающих доводятся сведения об УЦ, перечне читаемых курсов, расписании занятий (в большинстве УЦ оно составляется на 3-6 мес вперед, в некоторых даже на год), иногда через Интернет можно даже записаться на обучение (как, например, в «АйТи» и REDCENTRE).

Однако такой способ годится лишь для курсов, ориентированных на специалистов по ИТ, которые, как правило, имеют доступ к Сети. Если же речь идет о массовых пользовательских продуктах или технологиях для специалистов других профессий (бухгалтеров, экономистов, менеджеров), то лучше работают реклама в соответствующих СМИ (и даже в книгах - например, по различным Windows-приложениям) и целевая рассылка. (Впрочем, последняя хорошо помогает и в первом случае - как правило, в УЦ за несколько лет работы собирается довольно обширная база данных организаций и лиц, прошедших обучение, которых можно проинформировать о новых курсах и пригласить поучиться.)

Немного о таблицах

В заключение - краткие комментарии к табл. 1. Так случилось, что три года назад мне уже довелось довольно обстоятельно знакомиться с деятельностью УЦ, по результатам этого знакомства был также написан обзор (см. «Софт Маркет», 1995, № 44-45). В нем фигурировало 10 УЦ, большинство из которых соответствовало критериям, выбранным нами и сегодня (все УЦ были авторизованными, почти все - достаточно известными), более половины из них попали и в нынешний обзор. Небезынтересно сопоставить эти данные, которые, как мы полагаем, достаточно адекватно отражают динамику развития УЦ за прошедшие годы. Даже сведение некоторых данных в отдельную таблицу (табл. 2) уже достаточно красноречиво:

Беглый взгляд на эти цифры позволяет увидеть изменения практически всех показателей в 2,5-3 раза. К этому следует добавить и то, что три года назад лицензию на образовательную деятельность имели лишь два УЦ («Микроинформ» и «САМАН»), сейчас - всего два из 14 ее не имеют, у остальных она или уже есть, или оформляется. В 1995 г. ни один УЦ не имел филиалов, тогда об этом и речи не было; сегодня более половины УЦ активно работают с регионами. Стоимость обучения в среднем хотя и повысилась, но очень незначительно - процентов на 10, да и не у всех УЦ.

О рентабельности обучения как бизнеса

Руслан Смелянский (REDCENTRE):

«Вообще говоря, это коммерческая тайна. Могу охарактеризовать эту величину следующим образом: мы живы, но машины есть не у всех».

Если три года назад было неприлично (и бесполезно) спрашивать о финансовых результатах, то сегодня половина руководителей УЦ не скрывает их, а кто-то - по праву гордится.

Простой арифметический подсчет показывает, что персонажи нашего обзора за прошлый год обучили более 21 тыс. человек. А ведь речь идет только о 14 УЦ (правда, наиболее «продвинутых»). Если добавить сюда, по крайней мере, половину этого количества слушателей, предположив, что столько приходится на долю других, не упомянутых нами УЦ, то получим более 30 тыс. (столько приходится на московский рынок обучения). Пользуясь далее способом подсчета, предложенным М. Удовиченко, мы получим цифру в 10-12 млн. долл. (по Москве), а удвоив ее - оценку емкости российского рынка. Это один из возможных способов прогноза.

Таблица 1

Название УЦГод образованияРуководитель
«Академия АйТи»1991Марат Удовиченко
«Микроинформ»1988Олег Литвин
REDCENTRE1998 (как юрид. лицо; в составе REDLAB - с 1992 г.)Руслан Смелянский
«Сетевая академия ЛАНИТ»1995Ольга Владимирова
Центр информационных технологий (ЦИТ)1992Алексей Сальников
Центр обучения и тестирования «САМАН-МАТИ»1994 (объединение с «САМАН» в 1997 г.)Сергей Гуснин
Центр компьютерного обучения при МГТУ им. Баумана1991Дмитрий Гудзенко
«Профессионал»1937 (с 1997 г. - при Комитете по труду и занятости)Сергей Дворников
Департамент учебных программ Объединенной корпорации «Галактика-Парус»1994Ангелина Черных
DataX/FLORIN1994Михаил Макаров
«Интерфейс»1991Сергей Маклаков
«Анкей»1995Валентин Гаркуша
Учебно-консультационный центр «Форс»1996Андрей Васильев
Центр обучения Price Waterhouse Business Solutions1993Наталия Обухова

Таблица 2.

1995 г.1998 г.
Общее число курсов188480
Число преподавателей 93210
Число учебных классов 25 62
Число слушателей в год5 тыс.16 тыс.
К автору можно обратиться по адресу: tatyana@bogat.msk.ru

Версия для печати (без изображений)