Падение курсов акций многих крупнейших игроков на рынке информационных технологий стало причиной повышенного внимания к ним как со стороны обозревателей отрасли, так и со стороны акционеров, пользователей и канала сбыта. Наибольший интерес вызывает состояние и перспективы развития тех компаний, которые находятся на передовых технологических рубежах и чей бизнес во многом зависит от успехов партнеров.

В этой связи часто упоминаются фирмы Corel и Inprise, объявившие в феврале о своем объединении. Вопрос о дальнейшей судьбе этих компаний отнюдь не праздный для российского рынка ИТ: их продукция пользуется большим спросом, ее поставки составляют заметную долю в бизнесе многих дистрибьюторов и дилеров ПО.

О том, что сегодня происходит на рынке ПО, о положении компаний Corel и Inprise и об их предстоящем объединении рассказали в интервью научному редактору CRN/RE Константину Геращенко сотрудники Inprise Людовик Невеу, менеджер по маркетингу в странах Северной и Восточной Европы и Кирилл Раннев, глава российского представительства.

CRN/RE: Чем вызваны колебания курсов акций и как это повлияло на бизнес Corel и Inprise?

Л. Н.: Стоимость акций зависит от многих факторов, и не в последнюю очередь определяется спросом на них. Не секрет, что акции некоторых крупных и средних высокотехнологичных компаний – разработчиков ПО – к концу прошлого года оказались сильно "перегретыми". Этому способствовал ажиотаж вокруг Интернета и ОС Linux. Произошла своего рода цепная реакция: разговоры о перспективных технологиях стимулировали рост стоимости акций, что, в свою очередь, порождало новую волну оптимистических прогнозов. Но долго так продолжаться не могло, и в результате курсы акций упали. Этот процесс затронул также Corel и Inprise. Правда, в отличие от остальных, колебания цен на наши акции были относительно небольшими, если делать расчеты по средним, а не пиковым значениям. Это означает, что бизнес Corel и Inprise не пострадал, рыночная капитализация компаний соответствует их реальной стоимости. Другими словами, мы продаем не "воздух", а реальную продукцию. Доходность наших акций не самая высокая, но стабильная.

CRN/RE: Каковы позиции Corel? Что является источником ее доходов?

Л. Н.: Несмотря на шум вокруг ОС Linux, основную прибыль, примерно 80% общего оборота, Corel получает за счет поставок графических пакетов. Приведенная цифра отражает средний мировой уровень. По собственному опыту могу сказать, что в Европе доля графических программ выше.

CRN/RE: Целесообразно ли объединение фирм после падения курсов акций и снижения интереса к системе Linux?

Л. Н.: Как я уже отмечал, рыночная капитализация фирм соответствует их реальной стоимости. Поэтому объединение по-прежнему целесообразно. Оно поможет сократить накладные расходы. Объединив финансовые ресурсы, компании смогут осуществлять более эффективную инвестиционную политику. Организационная структура обеих фирм, работа представительств и каналов сбыта также будет оптимизирована. Если говорить о технологическом аспекте, приоритетным направлением для Corel и Inprise в течение последнего времени был Интернет.

К. Р.: Хочу заметить, что ОС Linux не является ключом к пониманию стратегии наших компаний. Основной принцип, которому следует Inprise, – продукты не должны быть привязаны к определенной платформе. Главное для нас – следование стандартам.

CRN/RE: Поддерживают ли акционеры идею объединения?

К. Р.: Несомненно, ажиотаж вокруг Linux повлиял на принятие решения об объединении. Когда стоимость акций росла, акционеры благосклонно относились к этому. Теперь мелкие инвесторы связывают падение акций Inprise с тем же объединением.

Л. Н.: Собрание акционеров, на котором будет решаться этот вопрос, состоится в июне. Мы работаем над тем, чтобы они проголосовали "за". Сейчас, когда привлекательность Linux снизилась, мы смещаем акценты на другие перспективные технологии.

CRN/RE: С какими трудностями компании могут столкнуться?

К. Р.: Самое главное – не потерять доверие заказчиков. Прочие проблемы я бы отнес к разряду технических: отслеживать постоянные изменения на нашем высокотехнологичном рынке трудно, но возможно. А конкуренты – не главная опасность. Они есть у каждой фирмы.

CRN/RE: Как относятся к объединению крупные клиенты и партнеры? Не заняли ли они выжидательную позицию?

Л. Н.: Незадолго до объявления о слиянии стратегическим партнером Inprise стала компания Ericsson. Уже после объявления подписано соглашение о сотрудничестве с Hitachi сроком на 10 лет. Сейчас завершаются переговоры, и скоро будет объявлено о стратегическом партнерстве с одним из ведущих мировых банков и одной из крупных европейских телекоммуникационных компаний.