или О месте государства в системной интеграции

Как уже сообщалось в CRN/RE, недавно Министерство по связи и информатизации РФ решило "усилить" руководство подведомственного НИИ "Восход": директором института назначен Леонид Марин, ранее работавший генеральным директором компании "Инсофт", а первым заместителем директора — Александр Калинин, бывший генеральный директор компании Landata. Возможно, что в сфере ИТ это первые за последние годы случаи перехода, точнее сказать возвращения, людей бизнеса в госструктуры. (В отличие, кстати, от некоторых других отраслей экономики, где подобное уже не редкость.) О мотивах своего решения, планах преобразования НИИ "Восход" и будущей роли этого института на рынке системной интеграции Александр Калинин рассказывает в беседе с главным редактором CRN/RE Мариной Никитиной и заместителем главного редактора Александром Плитманом.

CRN/RE: Покинув компанию Landata, вы по-прежнему остаетесь гендиректором созданной в прошлом году ассоциации СИРИУС*. Одной из ее целей тогда провозглашалось создание структуры, способной выполнять крупные проекты федерального уровня, поскольку, как было признано, такой организации в стране нет. Что с тех пор изменилось?

А. К.: А вот наш с Леонидом Федоровичем Мариным переход в НИИ "Восход" — это очередной шаг в этом направлении.

CRN/RE: Он был задуман уже год назад?

А. К.: Тогда была принята "генеральная линия". И этот шаг — один из этапов, один из вариантов ее реализации. Речь не шла о том, чтобы возглавить именно госпредприятие и именно сейчас, но задача создания крупного системного интегратора при возможном содействии ряда структур ставилась. К тому же было больно смотреть, что ведущие институты в области информатики не развиваются, а лишь теряют накопленный за многие годы потенциал. В советское время НИИ "Восход" был головным институтом Минрадиопрома, создавал главные информационные системы для ЦК КПСС, Минобороны, КГБ. В последние годы институт был головной организацией по созданию ГАС "Выборы". Несколько лет "Восход" подчинялся Роскоминформу, теперь вот Минсвязи. К сожалению, он находится в типичном для отечественных НИИ, далеко не блестящем, положении, многие талантливые люди ушли в бизнес. Сейчас, с учетом новых приоритетов, на мой взгляд, просто необходим крупный государственный системный интегратор, способный решать проблемы общегосударственного уровня и работать в рыночных условиях.

CRN/RE: Это действительно необходимо? Разве коммерческие компании не справились бы с крупными государственными заказами? Тенденцию отдавать такие заказы только государственным структурам многие считают негативной, ибо отсутствие конкуренции чревато нерациональным использованием бюджетных средств и сужением выбора решений, да и вообще не способствует успешному развитию отрасли** .

А. К.: Во-первых, не думаю, что у какой-либо коммерческой фирмы хватит сил, скажем, на создание крупной оборонной системы или рассредоточенной по всей стране системы федерального уровня. Например, системы учета населения России; такая БД — это ресурс государства, и его, кстати, надо защищать. Создание и сопровождение подобных общегосударственных систем могут быть возложены только на госструктуры. Во-вторых, конкуренция, конечно, должна быть. Наша задача — сделать "Восход" государственным системным интегратором, который будет работать в условиях рынка и будет конкурентоспособен, иначе это все не имеет смысла. "Восход" располагает всей необходимой для этого инфраструктурой.

CRN/RE: Упомянутые вами общегосударственные системы в какой-то форме уже существовали или только планируются?

А. К.: Скорее, планировались, но, на мой взгляд, у государства не было необходимых средств, чтобы создать их на должном уровне. А сейчас похоже, что средства появляются. Власть осознала, что информация и информатизация — это тоже ресурс, и повернулась лицом к этому ресурсу. Эффективное управление ведь невозможно без надлежащей информации — оперативной, достоверной и пр. А дальше возникает вопрос — кто это будет делать?

CRN/RE: Бизнес системного интегратора сильно зависит от того, сколько денег вложено в решения, в технологии, в квалифицированный персонал. Есть сегодня у государства средства на все это?

А. К.: Государственная структура ничем не отличается от частной: она тоже может зарабатывать прибыль и реинвестировать ее — в обучение сотрудников, в новые стенды или, скажем, в евроремонт... Более того, госпредприятиям работать в условиях рынка даже легче, чем частным фирмам, которым обычно надо платить за аренду, нанимать более дорогостоящий персонал, но они не смогли распорядиться своими возможностями. У нас есть огромное здание, очень развитая инфраструктура, хотя все это и требует обновления. Что же касается персонала, то придется его набирать, учить, учиться самим... Начиная с директора и замдиректора. "Восход" как головной институт отрасли станет головной организацией ассоциации СИРИУС. Часть работ "Восход" может передавать другим компаниям как субподрядчикам. Но управление проектами будет сосредоточено у нас. Я думаю, в конце года рынок почувствует новое лицо "Восхода".

CRN/RE: В последнее время заметно усиление позиций отечественных производителей, в частности в поставках ПК. Не является ли создание привилегированного государственного системного интегратора в лице НИИ "Восход" результатом лоббирования со стороны некоторых заинтересованных компаний?

А. К.: Я не вижу лоббирования. "Восход" будет постепенно, путем внутренней перестройки, превращаться в мощного системного интегратора, и он будет играть наравне с другими интеграторами по общим правилам. На мой взгляд, сейчас на рынке ИТ есть тенденция к укрупнению компаний. Борьба за крупные заказы — как государственные, так и корпоративные — идет между ведущими игроками рынка. Так, недавно объявлено о вхождении холдинга "Анкей" в состав АФК "Система", приближенной к муниципальным структурам Москвы, и создании на его базе дивизиона по информатике. Другое проявление этой тенденции — создание крупных госорганизаций в области системной интеграции. Например, у ФАПСИ есть компания—интегратор НТЦ "Атлас", участвующая в крупных государственных проектах. Причем она работает не только на нужды ФАПСИ, но и в целом на рынок и взаимодействует с другими субъектами рынка. А в Минсвязи до сих пор такого интегратора не было. Мы являемся федеральным государственным унитарным предприятием. Но зарабатывать нам придется самим, не полагаясь только на деньги федерального бюджета. Вопрос о перекачке бюджетных средств в институт не стоит.

CRN/RE: Существует ли какой-то план действий для "Восхода" ?

А. К.: Сначала нужно понять, что происходит сейчас, поэтому делается фотография текущего состояния. После этого группа ведущих сотрудников института с участием внешних экспертов, возможно, и одной из консалтинговых фирм, сформулирует план реорганизации, а затем будем воплощать его в жизнь. Одним из основных направлений деятельности института станет работа с информацией о населении страны, в том числе, вероятно, участие в создании "Государственного регистра населения". Существующая ГАС "Выборы" скорее всего станет его важной подсистемой. Ведь главный ресурс нашей страны — это люди, а не нефть или газ. Созданием подобной системы пока никто не занимался, поскольку она не была востребована. Сейчас такой госзаказ обсуждается.

CRN/RE: Созданы ли в госструктурах условия, которые оправдывали бы переход туда руководителя успешной коммерческой фирмы?

А. К.: Пока не созданы, но я думаю, их можно создать. Ситуация понятна, все в наших руках. Ведь Леонид Марин в свое был начальником главка Минрадиопрома СССР, потом замдиректора НПО "АСУ Москва". Потом он успешно занимался бизнесом — возглавлял компании "Системинвест" и "Инсофт". До создания компании Landata я тоже был на госслужбе, точнее, на военной службе — в частности, работал помощником первого заместителя генерального директора ФАПСИ.

CRN/RE: Возвращение из Landata в госструктуру может показаться шагом назад в личном плане. Ведь, казалось бы, было интереснее: создание с нуля новой компании, новые проекты... В каком-то смысле испытание себя. А теперь?

А. К.: Это тоже испытание себя. В бизнесе все понятнее — добавь больше денег и компания будет крупнее. Мы хотим попытаться построить мощную компанию, используя другие ресурсы. Быть руководителем крупного государственного НИИ престижно, а если еще и делать дело, поднять институт на приличный уровень, это тоже вполне достойное занятие.

CRN/RE: Вы не раз высказывались в пользу создания некоего профессионального объединения, которое в сотрудничестве с государственными органами помогало бы создавать нормальные условия работы на рынке ИТ. Сейчас вы сами — представитель государства. Какова теперь ваша позиция?

А. К.: Бизнес должен взаимодействовать с государством, потому что главный игрок на рынке — это все-таки государство, которое часто задает правила игры, а иногда и наказывает непонятно за что. Мне известны проблемы рынка, его болячки, я свой человек в этой среде. В то же время с позиций руководителя частной компании мне было не всегда удобно озвучивать некоторые идеи, теперь, как руководителю госструктуры, мне проще поднимать такие вопросы. На мой взгляд, неудача рыночных реформ в России в значительной степени связана с тем, что их проводили люди, которые сами не чувствовали рынка. Сейчас во власть приходят люди из бизнеса, с успешным опытом ведения бизнеса, и это, мне кажется, позволит правильно формулировать правила игры на рынке.

* См. CRN/RE № 11/1999, с. 14 "СИРИУС на федеральном небосклоне".

** Такой точки зрения придерживается, в частности, президент компании "КРОК" Борис Бобровников (см. CRN/RE № 24/1999, с.23 "Львы и мечтатели").