Компании Epam и Vested Development, Inc. (VDI) объявили о слиянии. Объединенная фирма будет действовать под именем Epam Systems. Ее президентом станет глава Epam Аркадий Добкин. Анатолий Гавердовский, ранее генеральный директор VDI, возглавит российское отделение Epam Systems. Сумма сделки не разглашается

Так как бизнес Epam в России относительно невелик (не превышает 10% оборота, т. е. не более нескольких млн. долл.), эта компания в нашей стране особой известностью похвастаться не может. Основа ее деятельности — экспорт ПО. Здесь Epam добилась заметных успехов: из никому не известной в 1993 г. группы минских программистов она превратилась в фирму с оборотом в 70 млн. долл. (по данным компании), который полностью делается на услугах. В Epam работают более 1,8 тыс. сотрудников, она входит в пятерку ведущих аутсорсеров Центральной и Восточной Европы, имеет центры разработки и офисы продаж в России, на Украине, в Белоруссии, Венгрии, Великобритании, Германии, США. В феврале 2006 г. Epam привлекла внешние инвестиции, а именно средства Siguler Guff&Company. Эта инвестиционная компания действует в России более десяти лет, вкладывает деньги в различные виды бизнеса — от медиа до металлургии. Что касается ИТ-сектора, то Дрю Гафф, управляющий директор Siguler Guff&Co, говорит, что сюда его фонд планирует инвестировать только через Epam.

Средства Siguler Guff наверняка не будут лишними. На сайте Epam Systems можно прочесть замечательное по своей простоте и откровенности объявление: «Объединенная компания Epam рассматривает предложения о покупке региональных ИТ-компаний и запуске новых центров разработок». Аркадий Добкин неоднократно пытался укрупнить свою фирму за счет слияний и поглощений. Часть из них удалась (2002 г. — поглощение московской Exteria, в марте 2004 г. — слияние с венгерской Fathom Technology.) Известно, что одна попытка слияния была неудачной: в 2004 г. планировавшаяся сделка с питерской Star Software так и не состоялась. По словам Анатолия Гавердовского, переговоры с Epam шли более пяти лет, и только в сентябре 2006 г. сделка была формально завершена. На вопрос, не передумает ли VDI, как в свое время передумала Star, Добкин отвечает: «Поздно».

VDI — ценное приобретение. В штате компании более 400 сотрудников, действуют представительства в Москве и Бостоне (США), есть центры разработок в Киеве, Ереване, Рязани, Твери, Саратове. Сотни выполненных проектов, стабильный пул клиентов, половина бизнеса делается в России: здесь VDI входит в десятку крупнейших разработчиков заказного ПО.

В результате слияния Epam Systems становится экспортером ПО со штатом более 2,2 тыс. человек, имеющим 15 отделений в восьми странах мира. Для компании такого профиля очень важно быть по возможности представленной широко, в глобальных масштабах, и если речь идет о заказной разработке, располагать большим штатом программистов — каждый программист генерирует примерно 25 тыс. долл. оборота в год. Крупнейшие мировые игроки — индийские фирмы — располагают пулом в десять и более тысяч человек, и небольшой размер российских компаний (мало кто из них перешел рубеж в 500 сотрудников) всегда сдерживал их продвижение на международный рынок.

Другая декларируемая цель слияния — упрочить положение Epam Systems на российском рынке. Четыре года назад (тогда только что были закончены первые, относительно небольшие проекты) Аркадий Добкин говорил, что если продвижение Epam в Россию будет успешным, то через несколько лет доля российского бизнеса фирмы составит 40%. Этого, увы, не произошло. Теперь перед Гавердовским ставится задача добиться, чтобы бизнес в России давал как минимум 15—16, а в перспективе 20% оборота. Учитывая больший, чем у Epam, опыт работы VDI в России, это не выглядит невероятным. Анатолий Гавердовский считает, что Epam Systems уже вошла в первую тройку российских интеграторов по разработке и сервисам.

Объединенная компания совершает значительный рывок как в обороте, так и персонале: в 2005 г. в Epam работало 1,4 тыс. человек, а оборот составлял 40 млн. долл. (по данным компании). Предыдущие три года рост был плавным: примерно на триста сотрудников и на 10 млн. долл. ежегодно. В результате сделки оборот почти удвоен и планируется дальнейший рост. За следующий год прибавится еще тысяча человек, из которых три или четыре сотни будут трудиться в Белоруссии, 100 — на Украине, остальные в России. Оборот при этом должен превысить 100 млн. долл.