В мире грядет очередная "революция" - переход от "старой" экономики к "новой". По мнению многих экспертов, в ближайшие 2-3 года в структуре и организации бизнеса, по крайней мере в развитых странах, произойдут глубочайшие преобразования, двигателем который будет электронный бизнес.

Cотни тысяч новых Интернет-компаний - целое Сетевое поколение (Net Generation, NetGen) - устремляются в возникающую на наших глазах Cетевую вселенную, движимые энтузиазмом, любопытством и желанием заработать много денег.

Ведущие компании в сфере ИТ и консалтинговых услуг, предпринимают немало усилий, чтобы не упустить эту быстро растущую и весьма перспективную категорию клиентов.

Недавно в корпорации IBM было принято решение о том, что на нужды развитие етевого поколения будет ориентировано новое направление бизнеса - IBM Net Generation Business.

Разумеется, в компании и раньше не забывали ни про Интернет, ни про И-бизнес (напомним, что и термин e-business был зарегистрирован именно IBM в 1997 г.), и корпорация может предложить широкий спектр оборудования, ПО и услуг для создания различных Интернет-решений и построения И-бизнеса. Правда, потом эти продукты и услуги растекаются по ее многочисленным сбытовым подразделениям, так что клиентам, особенно небольшим, бывает непросто сориентироваться в этом огромном потенциале и воспользоваться им.

Летом корпорация IBM предложила Сетевому поколению Европы обширный пакет продуктов, услуг и программ поддержки под названием "Time to Profit". По словам Джона Лутца, вице-президента IBM Net Generation Europe, цель, которую ставит при этом IBM, - оказание всесторонней поддержки и помощи Интернет-компаниям, прежде всего начинающим, в построении устойчивого бизнеса и сокращении времени, необходимого для выхода на прибыльную работу. Впервые, подчеркивает он, IBM предлагает столь всеобъемлющий пакет продуктов и услуг.

Предлагаемые в рамках "Time to Profit" продукты и услуги можно разделить на четыре основных категории:

1) технические решения на базе серверов классов RS6000, AS/400 и Netfinity;

2) консалтинговые услуги по организации бизнеса;

3) специализированные услуги в сфере ИТ, включая Web-хостинг и другие Web-услуги;

4) финансовые услуги, включая собственно финансирование.

К участию в реализации "Time to Profit" планируется привлечь специалистов таких подразделений корпорации, как IBM Global Services (крупнейшая в мире организация в области системной интеграции, ИТ-сервиса и управленческого консалтинга с персоналом около 140 тыс. человек) и IBM Global Financing (крупнейшая в сфере ИТ организация по оказанию финансовых услуг).

Одновременно объявлено о предназначенной для начинающих Интернет-компаний партнерской программе под девизом "непосредственный доступ к нужному партнеру в нужное время". В рамках этой программы они смогут получить онлайновый доступ к многочисленному сообществу официальных партнеров IBM, объединяющему системных интеграторов, поставщиков решений, Интернет-инкубаторы, компании Web-хостинга, венчурные фонды и др., т.е. всех тех, кто может помочь Интернет-новичку быстрее встать на ноги и построить устойчивый, правильный бизнес.

Более того, участвующие в этой программе Интернет-компании смогут пользоваться такими же благами, как и традиционные бизнес-партнеры IBM - получение бесплатного ПО, техническая поддержка, обучение и совместные маркетинговые программы.

По своей суммарной стоимости пакет "Time to Profit", как оценивают в корпорации, эквивалентен инвестициям в европейский Интернет-бизнес в объеме примерно 500 млн. долл.

Подобно тому как Интернет ломает многие привычные представления о ведении бизнеса, так и IBM Net Generation может привнести немалые изменения в работу самой IBM, хотя бы потому, что размывает рамки сложившихся бизнес-подразделений.

"IBM Net Generation - это наш внутренний инкубатор для компаний Сетевого поколения, - говорит Мишель Дюпоншель, директор по развитию бизнеса IBM Net Generation в регионе ЕМЕА. - Но в более широком плане это справедливо и для корпорации IBM в целом. На мой взгляд, наша работа может преобразовать всю корпорацию".

По словам Александра Котова, менеджера по развитию Интернет-проектов в московском представительстве IBM, направление IBM Net Generation будет развиваться и в России, хотя какой-либо жесткой программы действий по его реализации не предусматривается. Различные продукты и услуги, в частности из пакета "Time to Profit", будут доступны по мере их освоения сотрудниками IBM Восточная Европа/Азия и ее российскими партнерами и по мере появления спроса со стороны отечественных Интернет-компаний. Одной из первых "ласточек" можно считать объявленное недавно масштабное соглашение о поставке и техническом обслуживании компьютерного оборудования для Интернет-службы Port.ru. (CRN/RE № 17/2000, стр. 16)

Прибыль, и побыстрее. И в Интернете тоже

Компании Сетевого поколения живут по особому Интернет-времени. За ними будущее, эти компании способны генерировать много новых идей и необычайно быстро расти, но они пока не жизнестойки. Выживают лишь немногие, наиболее упорные и удачливые. По мнению экспертов Gartner Group, через два года останется только 5% ныне существующих Интернет-компаний. С несколько большим оптимизмом смотрят в будущее аналитики компании Merrill Lynch, "сохраняя жизнь" 25% существующих Интернет-компаний.

Как показали результаты обследования 720 Интернет-компаний, проведенного в мае этого года компанией Regent Associates, лишь 83 компании в США и 43 в Европе были прибыльными. И если еще год назад главной задачей для Интернет-компании был быстрый выход на рынок (time to market), то теперь ключевой фактор - это время, необходимое для выхода на прибыльную работу (time to profit).

Растет конкуренция и со стороны традиционных компаний, которые постепенно осознают значение Сети и расширяют свое присутствие в Интернете. С точки зрения маркетинга многие из них, обладающие известными на рынке торговыми марками, заведомо превосходят Интернет-новичков. Рассчитывать на успех по схеме "заработаем 3 долл. на продаже лимонада и 3 млн. долл. на продаже своих акций" Интернет-компании уже не могут.

Чтобы выжить и добиться успеха, молодые Интернет-компании на разных этапах своего развития нуждаются в помощи и в партнерах - бизнес-консультантах, финансистах, специалистах по ИТ и т.д. Наличие партнера с именем существенно поднимает "вес" компании и доверие к ней.

IBM Net Generation предлагает

Вот лишь некоторые из услуг, которые теперь доступны для европейских Интернет-компаний*:

- IBM Build Pack - пакет разнообразных услуг, предназначенный для компаний, начинающих или развивающих свой И-бизнес, и охватывающий все этапы их развития. Цель та же - ускорить выход на прибыльную работу.В пакет входят, в частности, следующие услуги (их можно приобрести и пакетом, и порознь):

1) индивидуальные консультации с целью подготовки бизнес-плана Интернет-проекта и подготовки к привлечению инвестиций;

2) разработка детального плана реализации проекта, гарантирующего быстрый выход на рынок и быстрый рост при минимальном риске;

3) помощь в запуске И-бизнеса, включая создание Web-узла и необходимых фрагментов информационной системы;

4) поддержка роста И-бизнеса - внедрение новых услуг, способствующих увеличению пользовательской базы, модернизация ИТ-инфраструктуры и т.д.

- Помощь в тестировании и адаптации программных решений, созданных независимыми фирмами на платформах IBM. Эти услуги будет оказывать центр поддержки разработчиков ПО в Монпелье (Франция), в распоряжении которого более 250 специалистов из лабораторий IBM во Франции.

- Помощь разработчикам прикладного ПО в быстрейшей подготовке их решений к размещению у ASP (тестирование, анализ масштабируемости, необходимое обучение и т.д.); эти услуги будут оказывать три европейских центра ASP Prime Solution (в Париже, Штуттгарте и Уинчестере).

- Оценка информационной безопасности для Интернет-компаний.