За последние год-два рынок суперпортативных ПК заметно изменился, но по-прежнему считается "небольшим, но очень перспективным". Объем продаж суперпортативных систем за прошлый (1999-й) год составил около 12-15 тыс. штук (при средней цене в 450 долл. это 6,2 млн. долл.); в целом прогноз роста объемов сбыта, который давали основные игроки (15-20%, или 10-12 тыс. штук) оказался немного заниженным, поскольку никто не ожидал, что несколько новых моделей так сильно изменят расстановку сил. Но заметно изменилась структура рынка с точки зрения платформ, и хотя целом их список остался неизменным, соотношение уже совсем не то, что предполагалось год назад.

Объемы продаж PDA в 2000 г. (прогноз)*.
2000 г. I квартал II квартал 2000 III квартал 2000 IV квартал 2000
Объем продаж, тыс. штук 2900 2300 3900 4800

*Оценки с учетом "серых" поставок, округлены до сотен.

В начале 2000 г. стало понятно, что компании Palm Computing и Psion сумели отбить первую попытку Microsoft захватить рынок PDA. Структура рынка по оценкам реселлеров, выглядела примерно так (в штуках): 22% - Windows CE (19% - бесклавиатурные модели и 3% - клавиатурные), 57% принадлежало платформе Palm и 21% - Psion. В денежном выражении картина примерно та же (исключая некоторое снижение доли Palm Computing из-за высокой конкурентности рынка).

Как и прежде, в России существует несколько поставщиков, которые обеспечивают основную массу продаж (по разным оценкам, от 60 до 80% общего рынка; в основном это Москва и С.-Петербург) - "МакЦентр", Galaxy Computers, "Электон", RRC, "Диалектика" (С.-Петербург), "Данейро" и др. Несмотря на привлекательную маржу, обороты в этом секторе невелики, и компании, по сути, играют роль VARов, компенсируя высокие цены устройств предоставлением дополнительных услуг, от русификации до консультаций. На этом рынке реселлер нередко работает одновременно и как дистрибьютор, дилер, системный интегратор и как розничный продавец, поскольку небольшие объемы сбыта не позволяют создать структурированный канал.

Известно несколько случаев, когда наладить продажу и поставки PDA пытались крупные дистрибьюторские компании и розничные сети, но в итоге они переходили к работе с "основными реселлерами". Небольших "серых" продавцов на этом рынке немного, однако имеются крупные "серые" поставщики, специализирующиеся на портативных системах, в том числе и на PDA, которые нередко предоставляют услуги на уровне официальных реселлеров. От марки к марке объемы "серого" рынка изменяются, но общая тенденция такова - практически по каждой платформе объемы неофициальных поставок растут.

Перспективы рынка в плане объемов продаж сегодня оптимистичны - увеличение популярности PDA и расширение покупательской аудитории позволяют прогнозировать примерно существенное увеличение объемов продаж (в России). По наблюдениям реселлеров, в последнее время появляются покупатели, которые "принимают решение", основываясь на опыте работы с органайзером в сотовом телефоне.

Рынок PDA (платформы), %
ОС I квартал II квартал 2000 III квартал 2000 IV квартал 2000
PalmOS 57 56 52 51
Psion 21 27 29 27
Windows CE (PPC) 19 15 17 20
Windows CE (HPC) 3 2 2 2

Общее количество реализованных систем, как предполагается, составит 13,5-14 тыс., при этом можно прогнозировать некоторое изменение структуры продаж. Платформе Palm (и ее клонам) можно предсказывать уменьшение доли рынка, в основном потому, что изготовитель, испытывая дефицит компонентов, использует достаточно жесткие квоты на поставки (с этой проблемой сталкиваются и изготовители клонов). В какой-то мере это компенсирует "серый" канал, однако цены падают, а конкуренция увеличивается, что отрицательно влияет на маржу, причем снижение прибыльности далеко не пропорционально увеличению объемов продаж. Некоторый рост ожидается в сегменте Windows CE, поскольку сегодня появилось достаточно много интересных моделей, которые, несомненно, привлекут пользователей. Рост рынка также прогнозируется и в секторе Psion - в начале года предполагается появление нескольких новых PDA, интегрированных с сотовой "трубкой".

Объем продаж растет и потому, что развиваются новые каналы сбыта - например, в регионах и по Интернету. По оценкам некоторых реселлеров, сегодня около 15% продаж обеспечивают Интернет-магазины; по тем же оценкам, до 80% покупок в электронных магазинах приходится на регионы.

"Степень проникновения" PDA в последнее время увеличивается, интерес к этим устройствам постоянно растет, а снижение цен делает их более доступными. Можно предположить, что канал поставок PDA скоро станет еще менее структурированным, как, например, канал продаж товаров массового потребления. Увеличение оборотов привлекает новых реселлеров, причем поставщики отмечают, что здесь основную роль сыграет не активность "серых" реселлеров рынка ИТ, а интерес к PDA со стороны игроков рынка бытовой электроники.

PalmOS: платформа

Структура предложений с точки зрения модельного ряда в семействе "подсоединяемых органайзеров" Palm радикально изменилась. Как известно, с момента появления устройств серии Palm V популярность Palm резко увеличилась, даже с учетом "исторического значения" модели Palm III. Серия Palm V - престижные и стильные органайзеры в тонком серебристом корпусе - обратила на себя внимание покупателей, которые ранее не рассматривали возможность покупки PDA. Аудитория пользователей изменилась качественно; Palm Computing опрокинула стереотип, в соответствии с которым PDA представлял собой "просто рабочий инструмент", превратив его в атрибут преуспевающего делового человека.

На сентябрь модельный ряд "подсоединяемых органайзеров" Palm состоял из нескольких моделей: серия Palm III (Palm IIIx/IIIxe/IIIe/IIIe SE), Palm Vx, Palm VII, Palm m100 и несколько устройств на базе PalmOS, которые изготавливаются партнерами Palm Computing (Handspring Visor, IBM WorkPad, TRGPro, Sony Clio и проч.).

В структуре рынка Palm (рис. 3) доминируют модели серии Palm V/Vx (2-Мбайт модель Palm V уже не выпускается, ее заменила модель Palm Vx, которая оснащена 8-Мбайт ОЗУ), обеспечивающие 81% сбыта (цена Palm Vx сегодня - 400-450 долл.); 11% принадлежит черно-белым моделям семейства Palm III - Palm IIIx (снята с производства, но пока остается на рынке, цена 300-350 долл.), Palm IIIxe (аналог Palm IIIx с 8-Мбайт ОЗУ, по данным дистрибьюторов, в Россию официально не поставляется) и наиболее доступная среди них Palm IIIe (средняя цена составляет 210 долл.), существует также вариант этой модели - Palm IIIe SE в полупрозрачном корпусе. При этом 3,7% принадлежит цветной модели Palm IIIc (450-470 долл.), причем, отмечается тенденция к увеличению ее продаж, 2,1% - Visor и 1% TRGPro (на момент подготовки обзора они поставлялись преимущественно по "серым" каналам, однако к октябрю ситуация должна измениться). Остальные продажи приходятся на только что появившиеся на рынке модели серии Palm m100 (новый оригинальный PDA, который, как предполагается, заменит Palm IIIe) и незначительное количество продаж остальных клонов Palm, кроме Visor и TRGPro. Модель Palm VII, "Palm с радиоинтерфейсом", в России не продается.

PalmOS: каналы

В каналах Palm Computing также произошли существенные изменения. Компания стала независимой структурой, которая может действовать самостоятельно (ранее Palm Computing принадлежала корпорации 3Com), сообразуясь с ситуацией на рынке. Кроме того, основатели Palm Computing, которым Palm обязан своей популярностью, покинули компанию и создали HandSpring.

Сегодня Palm Computing проповедует "экономику Palm", бизнес-модель, которая предусматривает не конкуренцию, а создание структурированного рынка, где каждому партнеру компании отводится ниша. Партнеры-изготовители клонов платят Palm Computing отчисления за использование PalmOS, причем компании иногда даже проще заработать на устройствах, которые она не продает (изготавливает, обеспечивает сервис, замену, ремонт и пр.).

Рынок PDA (PalmOS), %
ОС I квартал II квартал 2000 III квартал 2000 IV квартал 2000
Palm III (Palm IIIx/IIIxe/IIIe/IIIe SE) 23,1 23,8 11 2
Palm IIIc 0 0 3,7 5
Palm V/Vx 75 75 81 71
Palm m100 0 0 0 10
Visor/ Visor Deluxe 0 0 2,1 5
Symbol 1 1 1 1
TRGPro 0 0 1 5
IBM WorkPad 0,9 0,2 0,2 1

Иными словами, конкурируют продукты (до некоторой степени их потребительские свойства пересекаются), но не компании. У Palm имеется несколько конкурентов - HandSpring Visor, TRGPro, Sony Clio, IBM WorkPad, Symbol SPT 1500/SPT 1700. Картина примерно такая: Palm Computing продает "оригинальные" Palm, которые не предполагают расширения; Visor поставляет устройства с несколько менее привлекательным дизайном, но имеющие гнездо для картриджей расширения SpringBoard; компания TRG - устройства для корпоративного рынка, Sony - "мультимедиа-Palm", Symbol - специализированные терминалы на базе PalmOS, IBM - органайзеры.

Подобный подход сложился сравнительно недавно, буквально в начале года, и как нетрудно догадаться, изменения в политике компании-изготовителя создали некоторые проблемы для канала. В канале Palm работают несколько крупных дистрибьюторов, которые обеспечивают продажи, локализацию и сервис и почти никак не согласуют свои действия. Пока Palm Computing решала внутренние проблемы, канал сбыта в России испытывал недостаток устройств, в результате чего увеличились объемы неофициальных поставок. Ранее необходимость продавать русифицированные устройства и относительно высокая стоимость программ русификации затрудняли действия серых поставщиков, однако после распространения бесплатных утилит для работы с кириллицей на Palm проблема адаптации утратила актуальность. Теперь трейдеры могут продавать PDA, оставляя решение проблемы русификации пользователю.

Те партнеры 3Com, которые продавали продукцию Palm Computing, продолжают работать в качестве партнеров европейской Palm Computing (RRC имеет статус дистрибьютора на территории EMEA, "МакЦентр" - дистрибьютор в России и СНГ), но вопрос официальных статусов пока решается. Каналов поставок Visor и TRGPro до сентября не существовало, поскольку HandSpring не особенно интересовалась европейским рынком, предпочитая онлайновую торговлю в США, и только недавно начала заниматься каналом сбыта в Европе (эксклюзивные права на работу с местными рынками предоставлены компании MSG, которая подписала соглашение с "МакЦентр" об эксклюзивных поставщиках систем Visor для отечественного рынка). Российское отделение корпорации TRG (на базе компании MSG) также возникло недавно, и сегодня у нее один официальный дилер - компания "Электон".

PalmOS: перспективы

Слабость платформы Palm - технологическое отставание от соперников. PalmOS представляет собой однозадачную, ненадежную, ограниченную с точки зрения функциональности ОС, которая проигрывает конкурентам по целому ряду параметров. Пока политика Palm Computing основывается на простой мысли - пользователя не интересует мощность ЦП, ему важна скорость, с которой он сможет сделать заметку в записной книжке. Но как известно, компания работает над моделью с новым ЦП и с большим по размеру экраном, которая позволит ликвидировать технологическое отставание Palm, однако в обозримом будущем (до середины 2001 г.) эту модель можно не принимать в расчет. По оценкам реселлеров, объемы сбыта в России могут достигать 5,5 тыс. устройств в квартал. Структура продаж (прогнозируемая на IV кв.) примерно такова (по итогам оптимизации модельного ряда Palm Computing на сентябрь): 71% - Palm Vx, 5% - Palm IIIc и 10% - Palm m100 (устройство для потребительского сегмента, модель перспективная уже потому, что серия Palm III снимается с производства). При этом в течение нескольких следующих кварталов рынок будет делиться приблизительно так: Palm - 80%, клоны - 20%. Дело в том, что партнеры-конкуренты Palm Computing или пока не "раскрутили" марки в нашей стране, или испытывают проблемы с поставками.

Windows CE: платформа

На начало года объем продаж устройств с Windowd CE составлял 200-250 устройств в месяц. Microsoft не учла специфику рынка PDA, и системы с Windows CE, несмотря на некоторые преимущества, проиграли - они оказались медлительными, громоздкими и "жадными до батарей". Фирмы-изготовители или совершенно прекратили производство PDA с Windows CE (например, Philips и LG), или существенно снизили объемы производства и отказались от изготовления ряда моделей (Casio, Compaq, HP, NEC). Некоторые источники отмечают, что одной из основных причин снижения объемов производства устройств на базе этой платформы стали и существенные лицензионные отчисления, которые платили изготовители. Так или иначе, к январю 2000 г. Microsoft приняла решение о ликвидации марки Windows CE на потребительском рынке и попыталась начать с нуля.

Рынок PDA (Windows CE, PPC), %
ОС I квартал II квартал 2000 III квартал 2000 IV квартал 2000
Casio (общее) 81 84 83 81
Hewlett-Packard 10 8 12 12
Compaq 5 5 1 5
LEO 2 1 1 1
Иные 2 2 3 1

Примерно полгода Microsoft создавала устройство, которое смогло бы стать достойным ответом Palm, и в апреле 2000 г. появился Windows Powered PocketPC - новая инкарнация бесклавиатурных PDA с Windows CE. В противовес концепции Palm Computing ("залог успеха - простота") Microsoft объявила, что ее новые устройства представляют собой полноценные ПК, а не "органайзеры". В комплект поставки входят PocketOffice, совместимый по форматам файлов с Microsoft Office 97/2000, и браузер Pocket Internet Explorer. Удивительно, что маркетологи Microsoft "проглядели" - столь заметное преимущество - PocketPC следовало бы назвать не "портативным ПК", а Mobile E-Mail Attachement Reader, "система обработки писем с вложенными файлами". Кроме того, в Windows CE 3.0 был полностью изменен интерфейс.

PocketPC оказал (и оказывает) огромное влияние на рынок. Сегодня он определяет основное направление развития устройств с Windows CE на рынке PDA, кроме того, его появление ознаменовалось массовым "сливом" остатков предыдущих моделей (Palm-Size PC) по достаточно привлекательным ценам, и это несомненно поможет укреплению позиций Windows CE. В августе Microsoft объявила и новую спецификацию для устройств типа HandHeld PC, HPC 2000, которая, однако, не предусматривает ничего нового, кроме новых версий отдельных программ.

Рынок PDA (Windows CE, HPC), %
ОС I квартал II квартал 2000 III квартал 2000 IV квартал 2000
Casio (общее) 0 0 0 0
Hewlett-Packard 95 99 99 99
Compaq 5 1 1 1

На начало 2000 г. модельный ряд Windows CE на 95% состоял из бесклавиатурных PDA, клавиатурные модели (в России осталась только одна - HP Jornada 680/690) занимали 5%. Эта ситуация осталась неизменной даже после появления PocketPC. На российском рынке PDA в сегменте Windows CE сегодня представлено несколько марок: Casio, Hewlett-Packard, Compaq, Hitachi и LEO (рис. 4). Первая - абсолютный лидер по количеству проданных устройств - по разным оценкам, объемы продаж Casio составляют более 80% общего объема сбыта систем с Windows CE. Однако компания работает исключительно в сегменте бесклавиатурных систем. В секторе устройств типа HandHeld PC (рис. 5) первое место занимает Hewlett-Packard (99%) - уже просто потому, что, кроме нее (модели Jornada 680/690 и Jornada 720), ни один изготовитель не предлагает компактных клавиатурных систем (1% - это б/у устройства). Примерно такое же положение наблюдается и на рынке "профессиональных HPC", подобных Jornada 820, несмотря на то, что тут эта марка не одинока. Compaq никак не может наладить поставки устройства iPAQ H3600 Pocket PC. Редкие партии, которые "прорываются" в Россию, пользуются спросом, но "погоды не делают". Hitachi рекламирует специализированные устройства, марка LEO существует, но какого-то особенного влияния на распределение рынка не оказывает.

Минусы Windows CE - отсутствие среди популярных моделей недорогой системы, цена которой оставалась бы в пределах 350-400 долл. Подобные предложения на рынке иногда появляются, но, как правило, это или "остатки прошлогодней моды", или продукция малоизвестных поставщиков из Юго-Восточной Азии.

Windows CE: канал

В канале сбыта особенных изменений не произошло. Импортом в Россию занимаются те же фирмы, что и ранее, их список практически совпадает с перечнем поставщиков Palm. "Серый" рынок остается на уровне 10-37% (по разным моделям). Поскольку на этом рынке отмечается быстрая смена моделей, то подход "оперативно прокрутить" использовать рискованно, и уровень трейдерских поставок (как и маржа) сильно зависит от конкретной ситуации.

Windows CE: перспективы

Исходя из нынешнего состояния рынка, можно предположить 10-15%-ный рост объемов продаж в секторе Windows CE. Маловероятны сильные перемены и в структуре продаж, поскольку до традиционных "пиков" последнего квартала никаких новинок уже не предвидится. Этот сектор ближайшие несколько месяцев останется источником постоянных доходов, даже несмотря на активность конкурентов (Palm и Psion).

Psion: платформа

Psion - когда-то крайне консервативная компания, предлагавшая по одной модели примерно раз в полтора года - в 1999 г. резко изменила свою политику и предприняла ряд мер по увеличению популярности своих PDA.

На начало 2000 г. компания Psion предлагала несколько моделей: Psion Series 5mx, Psion Revo (микроПК-органайзер, в котором не предусмотрено возможностей расширения, но который рассчитан на иной ценовой сегмент), Psion Series 7/Netbook (конкурент HPC Profesional) и несколько "индустриальных PDA" серии Psion WorkAbout.

Рынок PDA (Psion), %
ОС I квартал II квартал 2000 III квартал 2000 IV квартал 2000
Psion Series 5mx 75 65 51 50
Psion Revo (8 Мбайт) 12 21 35 5
Psion Revo (16 Мбайт) 0 0 0 31
Psion Series 7/Netbook 1 2 2 2
Psion WorkAbout 12 12 12 12

Соотношение между "потребительскими" и "индустриальными" моделями составляло примерно 70/30, причем оно сохраняется не первый год.

Однако уже в начале года нетрудно было предсказать перемены в этом, традиционно стабильном, секторе. Их причиной стало устройство Psion Revo, которое перевернуло имидж Psion как поставщика мощных и надежных, но дорогостоящих изделий. Psion Revo почти мгновенно стал культовым PDA, примерно так же, как и Palm V, причем в России оба устройства "спроецировались" на одну и ту же ценовую нишу. О конкуренции речь не идет: как известно, пользователей PDA можно разделить на тех, кому удобно работать с бесклавиатурными устройствами, и тех, кого PDA без клавиатуры в принципе не интересуют.

К сентябрю 2000 г. продажи Revo составили уже 35% объема реализации PDA Psion по официальным каналам (рис. 6). Сегодня - это одна из наиболее популярных моделей клавиатурных PDA. Сбыт Psion Series 5mx составляет 50%, Series 7/NetBook - 2%, остальные 12% - WorkAbout.

Psion: каналы

Структура каналов поставок Psion уже много лет остается неизменной - продажи, локализацию (вплоть до лазерной гравировки русских букв на клавиатуре) и сервис (гарантийный и постгарантийный) обеспечивает компания Galaxy Computers, имеющая статус эксклюзивного представителя Psion PLC в нашей стране. Остальные компании ("Электон", "МакЦентр" и др.) играют роль реселлеров второго уровня.

Появление относительно недорогой (540-570 долл.) системы в свободном сегменте не могло не привлечь внимания "серых" продавцов. Выпуск Psion Revo привел к росту трейдерских поставок. По разным оценкам, неофициальный сбыт составляет от 20 до 35% продаж этой модели в России, но (нормальное для сегмента Psion значение составляет 5-7%). Кроме эффективной политики защиты канала, неофициальные поставки Psion ограничивает весьма жесткая дискриминационная политика продаж компонентов, покупать которые имеют право только официальные представители и только в рамках определенных квот. Попытки же использовать для ремонта новые устройства, разбирая их на комплектующие, экономически неэффективны.

Psion: перспективы

Рост рынка Psion к концу года прогнозируется в пределах 25% по отношению к I кварталу 2000 г. При этом имеются предпосылки для некоторого изменения и структуры объемов продаж, и даже для проникновения Psion на некоторые новые рынки. Поводом для оптимизма может стать выпуск Psion Revo с увеличенной до 16 Мбат объемом ОЗУ (в оригинальной модели предусматривалось 8-Мбайт ОЗУ). Как предполагается, эта система станет заменой существующей модели Revo, но проблема состоит в том, что пока неясно, снимет ли Psion с производства 8-Мбайт модель или просто снизит цену. В первом случае особенных подвижек можно не ожидать и обновленная Revo просто сменит предыдущую. Если Psion уценит 8-Мбайт модель, структура продаж по моделям может существенно измениться - при цене в 300-350 долл. эта система станет опасным конкурентом для Palm и откроет перед платформой Psion новые перспективы, заняв крайне перспективную нишу клавиатурного PDA ценой до 400 долл.