Наверное, ни одна выставка за все время существования в нашей стране компьютерного рынка не вызывала столько споров, как «Комтек». Ее принимали на «Ура!», ее бойкотировали, к ней относились с осторожностью. Вокруг этого мероприятия всегда велись разговоры, причем высказываемые мнения были порой прямо противоположны — «Комтек», остановился в своем развитии, и динамично развивается, не отставая от мировой компьютерной индустрии, и умирает, и имеет блестящие перспективы.

Пик споров пришелся, пожалуй, на вторую половину 1995 г., — время противостояния группы российских компаний и американских устроителей «Комтек». Постепенно страсти поутихли, конфликт сошел на нет... Тем не менее перед открытием очередной выставки редакция CRN/RE решила выяснить отношение ведущих дистрибьюторов к этому мероприятию. Руководителям 18 компаний были заданы следующие четыре вопроса:

1. Участвует ли ваша компания в «Комтеке’98» и если да, то почему?

2. Участвовали ли вы в этой выставке в прошлые годы и с какими результатами?

3. «Комтек» — это имиджевая или деловая акция?

4. В каких еще выставках этого года вы участвуете?

Вот наиболее интересные, на наш взгляд, фрагменты ответов.

Екатерина Ляско, руководитель отдела маркетинга и рекламы «Арус»:

«В этом году мы выставляемся на стендах совместно с Hewlett-Packard и Cabletron. Конечно, существуют крупные компании, которые считают просто необходимым иметь собственный стенд на «Комтеке», чтобы показать, что они присутствуют на рынке. Раньше мы тоже придерживались такой тактики. Но вот уже два года подряд мы стоим на стенде НР. Когда-то сразу после выставки у нас резко вырастали объемы продаж, сейчас этого ожидать не приходится. На «Комтеке» уже давно не заключаются крупные договоры. Тем не менее после прошлогоднего «Комтека» к нам пришли новые дилеры.

В этом году в рамках объявленной нами ранее программы кооперации с партнерами — системными интеграторами мы будем работать на стенде НР совместно с одним из наших партнеров.

На наш взгляд, из-за шума, нехватки места и т.д. проводить какие-либо мероприятия на выставке неудобно».

Федор Волков, PR-менеджер концерна «Белый ветер—ДВМ»:

«Комтек» постепенно превращается в большое шоу. Цель нашего участия в выставке и деловая, и имиджевая. Мы будем работать и для конечных покупателей, которым соответствующим образом представим продукцию, торговые марки и т.д., и будем искать новых партнеров. На территории выставки пройдут встречи и переговоры. Я считаю, что «Комтек» — это место для сбора первичной информации, ведения поверхностных контактов.

Трудно посчитать эффективность «Комтека». Участие в нем — одно из звеньев маркетинговой цепи. Эффект от выставки всегда стоит просчитывать в свете годового плана рекламной деятельности. Мы считаем, что в прошлом году возложенные нами на «Комтек» надежды оправдались. Если бы мы считали по-другому, то не участвовали в выставке в этом году».

Ольга Наумова, начальник отдела маркетинга «Дилайн»:

«Комтек» — это выставка, в которой нельзя не участвовать, если хочешь занимать заметное положение на российском рынке. Уже давно закрепилось мнение: если компания не представлена на «Комтеке», значит, что-то не в порядке. Это имиджевая сторона мероприятия. Кроме того, по исследованиям «Дилайн», для наших партнеров «Комтек» как источник информации занимает второе место после пункта «знакомые». Нам удается заключать договоры и на выставке, и после нее. Если бы прошлогодняя выставка не оправдала наши ожидания, мы бы не участвовали в ней в этом году.

Мы не принимаем участия в других выставках. «Комтек» — единственная, не имеющая отраслевой направленности. Только здесь мы можем показать себя как дистрибьютора, привлечь новых клиентов, пообщаться со старыми, познакомить их со своими программами.

На выставке нельзя донести много серьезной информации до большого количества людей. Это место для встреч, решения вопросов. Поэтому часть нашего стенда будет отведена под дискуссионный клуб для партнеров. Нам удобно подписывать договоры на «Комтеке», потому что это очень удобно для наших клиентов».

Дмитрий Злотов, коммерческий директор ЛАНИТ:

«На «Комтеке» в этом году мы будем стоять на стенде НР. Наша «Сетевая академия» имеет отдельный стенд. Холдинг ЛАНИТ так и не пришел к единому мнению: стоит ли принимать участие в выставке, и каждое подразделение пытается решить этот вопрос самостоятельно. Так как «Комтек» — практически полностью имиджевая выставка, то нам как дистрибьюторской компании это не очень интересно. Мы хотим встретиться с региональными компаниями, которые соберутся на этой выставке, будем работать на выставке и стараться получить деловую отдачу. В этом году у нас впервые не будет собственного стенда. Если бы мы считали, что участие в «Комтеке» работает только на наш имидж, то встали бы своим отдельным стендом. Но это, как показывают прошлые годы, не оправдывает себя».

Сергей Зудов, начальник отдела маркетинга «Марвел»:

«По нашему мнению, участие в «Комтеке» очень полезно, и мы надеемся найти новых партнеров на этой выставке. К сожалению, в последнее время интерес к выставкам у компьютерной общественности падает. Для большинства компаний «Комтек» становится только имиджевым мероприятием, так как затраты на аренду площади не окупаются. Мы же надеемся, что с течением времени сможем решить эту проблему, потому что на этой выставке удается собрать достаточно большую базу данных по новым клиентам. В 1997 г. наш стенд посетили более 400 заинтересованных компаний».

Борис Щербаков, вице-президент фирмы «Партия»:

«Комтек» — это единственная крупная выставка, в которой мы участвуем. Правда, дилеров участие в выставке не привлекает. Конечно, приезжают люди из регионов, но, как правило, рынок уже поделен, и все друг друга знают. Принципиально новые связи здесь, конечно, не завязываются. В этом году мы будем участвовать в «Комтеке» под лозунгом поддержки малого и среднего бизнеса. Надеемся, что нам удастся привлечь новых клиентов. «Комтек» — это в значительной степени имиджевая выставка, но нам удавалось в прошлые годы извлечь из нее большую коммерческую прибыль, хотя это, наверное, очень редкий случай. Я считаю, что это объясняется большой долей розничной торговли. Те, кто работает с простым покупателем, могут найти здесь новых клиентов. Если правильно спланировать рекламно-маркетинговую кампанию, то можно получить очень хороший результат. Если же относиться к «Комтеку» только как к имиджевому мероприятию и показухе, то ничего не удастся получить».

Лада Белан, начальник рекламного отдела CHS/Россия:

«В 1998 г. мы участвуем на двух стендах: Hewlett-Packard и собственном. В 1997 г. мы заключили новые дистрибьюторские соглашения, и нам хотелось бы рассказать о них. По нашему мнению, «Комтек» — это одно из самых удачных мероприятий для проведения семинаров поставщиков, что мы и практикуем. (Многие наши дилеры не могут присутствовать на плановых семинарах, проводимых обычно в рабочее время.) Учитывая введенные сейчас на выставке ограничения на всякого рода шоу (виновниками чего в какой-то степени мы сами и являемся — пару лет назад на нашем стенде выступила группа «Браво»), наиболее подходящей будет именно рабочая обстановка, а не представление.

Нельзя говорить о «Комтеке» только как о деловой или имиджевой акции. По моему мнению, это и то и другое. Нельзя связывать с этой выставкой какие-то определенные надежды. Говорить, что после «Комтека» у нас во много раз возрастает количество заключенных соглашений или выстраиваются очереди клиентов, мы не можем. В течение года мы проводим ряд мероприятий, направленных на привлечение партнеров, и участие в «Комтеке» — это лишь часть маркетинговой программы.

Мы сократили свое участие в выставках. Они стали, и это, по-моему, правильно, более специализированными».

Виктор Мочалов, директор отдела дистрибуции CompuLink:

«Мы будем участвовать в «Комтеке». У нас достаточно большое розничное подразделение, и так как мы выступаем вместе с компанией CLR, то решили: а почему бы не поучаствовать? Эта выставка полезна для розничных продавцов. А дистрибуция будет рядом. Но если бы наша компания была только дистрибьюторской, то, мне кажется, мы не выставлялись бы на этой выставке.

«Комтек» — уже очень давно имиджевое мероприятие. Эти затраты обязательно нужны, но их необходимо соотносить с отдачей, которую они приносят. По моему мнению, участие в «Комтеке» как имиджевое мероприятие не окупает затрат.

Мы предпочитаем участвовать со своими партнерами в региональных выставках. Они пока еще приносят деловую отдачу. Но, мне кажется, это не продлится долго. Раньше люди ходили на выставки, чтобы увидеть новые компьютеры. Теперь такой ознакомительной составляющей у выставок уже нет. Какое-то время назад выставки были местом, где можно было встретить и производителей, и дистрибьюторов, и дилеров и заключить контракты. Особенно если ты не знаком с рынком данного региона. Сейчас рынок уже устоялся, все прекрасно знают адреса фирм, и выставки (особенно центральные) как место встречи тоже потеряли свою актуальность. В регионах же еще остались люди, которые не поедут на «Комтек», но придут на региональную выставку и встретятся с представителями московских компаний».

Сергей Фенев, генеральный директор CPS:

«Несмотря на глубокое уважение к устроителям «Комтека», которым удалось создать одну из самых мощных выставок, мы не будем участвовать в этом мероприятии. Исторически сложилось так, что наша компания всегда пропускала эту выставку. Наши партнеры считают: выставка массовая и посещаемая, а вот ее эффективность мала».

Ольга Измайлова, менеджер по связям с общественностью DPI:

«На выставке в 1997 г. у нас был отдельный павильон AppleExpo и стенд, посвященный DPI. В этом году мы решили выставить только стенд компании DPI, где будут представлены наши поставщики и партнеры. Если ранее нам было важно показать, что Apple в России жива, то сейчас мы преследуем задачи расширения партнерской сети и ассортимента, увеличения числа заказчиков. На «Комтеке» мы можем одновременно продвигать и марки наших поставщиков, и имидж нашей дистрибьюторской компании. В прошлом году выставка оправдала наши надежды, можно сказать, на 120%. После нее к нам пришли новые партнеры, клиенты. Поэтому «Комтек» для нас — в большей мере деловое мероприятие».

Александр Ямницкий, директор «Elko-Москва»:

«В этом году мы будем участвовать в «Комтеке» уже в пятый раз. По моему мнению, ни одна из предыдущих выставок как деловое мероприятие не оправдала себя. Для нас это — имиджевая акция, в которой нельзя не участвовать. Закупаются площади, на которых можно общаться с важными партнерами. По-моему, новых крупных партнеров после «Комтека» сейчас не прибавляется, во всяком случае у нас. Компьютерный рынок уже давно поделен. «Комтек» — это замкнутый круг, куда ходят только свои, и ожидать свежих направлений уже не приходится. В 1997 г. многие крупные компании не участвовали в выставке, и ничего с ними не случилось. Я думаю, это даже не повлияло на их продажи. Будущее у «Комтека», конечно, есть — вопрос лишь в том, насколько оно радужное. Организаторам выставки будет хорошо — это понятно, а вот насколько хорошо будет нам, я не знаю. Пока же затраты растут, а отдачи как не было, так и нет».

Татьяна Чижова, менеджер по рекламе Erimex:

«Комтек» — самая крупная компьютерная выставка в России, для нас участие в ней очень важно. Если московские компании уже могут сказать, что для них «Комтек» — это только имиджевое мероприятие, то для нас — деловое. Прошлогодняя выставка принесла нам очень хорошие результаты. На территории выставки мы не планируем проводить никаких семинаров, возможно, у нас будет встреча с дилерами, но в офисе и в вечернее время».

Владимир Бронников, директор по маркетингу Lanck:

«Не может Lanck — одна из крупнейших российских компьютерных фирм — не участвовать в крупнейшей компьютерной выставке. Сегодня «Комтек» — один из основных информационных каналов, которым пользуются дилеры. Кроме этого, участие в такой выставке — отличный способ лишний раз напомнить о себе, быть на виду. Это самая посещаемая выставка, а значит, самое удобное место для проведения маркетинговых исследований».

Наверное, «Комтек» — все-таки больше имиджевая акция. Есть такой анекдот: Встречаются два компьютерщика. Один другого спрашивает: «Вы в «Комтеке» участвуете?». Тот отвечает: «Нет». Первый: «А как же вы выпендриваетесь?!»

Можно сказать, что в 1997 г. «Комтек» оправдал наши ожидания. Тем более, что своего стенда у нас не было — мы участвовали совместно с одним из наших поставщиков — Tripp Lite. Результаты такого долевого участия нас устроили, и в этом году мы решили иметь собственный стенд».

Катерина Досаева, менеджер по маркетингу LanData:

«Мы не будем участвовать в «Комтеке». Нам кажется, можно найти другие способы показать, что мы живы. По моему мнению, эта выставка — чисто имиджевое мероприятие и рассчитана на участие производителей и поставщиков, а не продавцов. Сейчас для нас интереснее познакомить наших партнеров с деятельностью недавно образованного сетевого направления LanData. Поэтому в 1998 г. мы уделим особое внимание сетевым выставкам».

Марина Никитина, вице-президент по маркетингу Merisel CIS

«В этом году мы будем выставляться на стенде НР (третий год подряд) и планируем участие наших торговых представителей на стендах Lexmark и, может быть, Oki. В 1997 г. такая форма работы на «Комтеке» оправдала себя. Но если в прошлом году мы работали только с НР, то в этом договорились и с другими партнерами. Так как мы выставляемся на стендах фирм-производителей, то для нас участие в «Комтеке» — деловая акция. Если же говорить об эффективности собственного стенда, то мы считаем, что данная выставка — имиджевая, и затраты не соответствуют получаемому деловому эффекту. Поэтому три года назад было принято решение не участвовать в выставке напрямую, а только на стендах наших поставщиков. Получаемый результат, по моему мнению, адекватен затратам.

Мне кажется, что проведение на «Комтеке» специальных мероприятий для партнеров не очень эффективно. Это очень большая выставка, и для привлечения внимания к какой-либо фирме необходимо прилагать абсолютно не адекватные усилия. Она уже давно считается «выставкой достижений компьютерного хозяйства», поэтому наибольшую активность на ней должны проявлять не продавцы, а поставщики, показывая новую продукцию и технологии и определяя моду на следующий сезон».

Дмитрий Комягин, директор по развитию OCS:

«Мы, в отличие от многих других дистрибьюторов, имеем на выставке собственный стенд. Пока нет окончательного плана проведения специальных мероприятий для партнеров. «Комтек» — место для встреч с клиентами, обсуждений. В большей степени это имиджевая выставка. А вот «Нетком» (в которой мы тоже участвуем) — деловая».

Вячеслав Рудников, президент группы компаний R-Style:

«В этом году после двухлетнего перерыва мы будем участвовать в выставке. Я считаю, что надо держать руку на пульсе времени. Нам бы хотелось посмотреть, изменилось ли что-нибудь за время нашего отсутствия на ней. Если положение не улучшилось, то мы опять перестанем выставляться на «Комтеке». У нас небольшой стенд и нет глобальных планов. Холдинг принимает участие не менее чем в 10 выставках в год. На каждой выставке у нас свои цели. На специализированных стараемся познакомить с нашей продукцией побольше специалистов, на массовых — рассказать потребителям о нашей компании. И я ни в коем случае не выделяю на этом фоне «Комтек»: это такая же выставка, как и другие. Поэтому скорее всего — это имиджевая акция.

Мы (R-Style) больше ориентируемся на системных интеграторов и розничные продажи, поэтому, как правило, не приглашаем на стенд своих партнеров. Чаще это делает компания RSI».

Виталий Белявцев, менеджер по продуктам Soft-Tronik:

«Мы будем участвовать на стендах наших поставщиков. Нам необходимо привлечь новых партнеров, а они в основном идут сразу к поставщикам техники. Там мы их и встретим. У партнеров часто возникают вопросы к поставщикам — с кем можно работать? Производителю очень легко порекомендовать нас, когда мы стоим на одном стенде. Сразу же начинают решаться конкретные вопросы. Если бы мы решали на «Комтеке» вопросы имиджа, то имели бы отдельный стенд. Но много этим не выиграешь, только затраты возрастут, а сказать, что мы живы, можно и по-другому.

Я считаю, что на выставке надо нарабатывать новые контакты и поднимать спрос на продукты. Прошлогодний «Комтек» оправдал себя. Мы затратили гораздо меньше средств, чем если бы нам пришлось стоять самостоятельно, в то же время эффективность совместных стендов с фирмами-производителями намного выше».

Проведение опроса и подготовка отчета — Светлана Белова
КомпанияУчастие в «Комтеке’98» Участие в «Комтеке» прежде. РезультативностьПланируемые мероприятия для партнеровУчастие в других выставках
«Арус» Да. На стендах НР и CabletronДа, до 1996 г. собственный стендНет; накануне «Комтека» авторизация дилеров«Нетком»
«Белый ветер-ДВМ»ДаДа*, Надежды оправдалПланируются встречи и переговорыНет. Отделения принимают участие в региональных выставках
«Дилайн»ДаДа.«Комтек» дает очень хорошие результаты, причем не сиюминутные, а «долгоиграющие»Часть стенда отводится под дискуссионный клуб для партнеровНет
ЛАНИТДа, на стенде НРДа. До 1998 г. имели отдельный стенд. Участие было не очень эффективноНет«Нетком»
«Марвел»ДаУчаствовали в «Комтеке’97». Стенд компании посетили более 400 заинтересованных фирмСеминары для дилеров; авторизация дилеров«Норвеком» и «Инвеком»
«Партия»ДаДа. По результатам 1997 г. выставка принесла большую прибыльНетНет
CHS/РоссияДа. На стенде НР и на собственномУчаствовалиСеминары поставщиковМКФ**, пока под вопросом
CompuLinkДа, совместно с CLRДаНетСовместно с партнерами в региональных выставках
CPSНетНет
DPIДаДа. В 1997 г. — отдельный павильон AppleExpo и стенд компанииНет
«Elko-Москва»ДаДа. Результаты такого долевого участия нас устроилиДва технических семинара, одна техническая презентация и встреча с партнерамиНет
ErimexДаДа. Очень хорошие результатыВозможно, встречи дилеров в московском офисе«ИнтернетКом», «Инвеком»
LanckДаСовместно с Tripp Lite в «Комтеке’97». Как деловое мероприятие не оправдала себя Семинары для специалистов и пользователей, проведение собственных маркетинговых исследований среди посетителей выставки«Инвеком»
LanDataНетУчаствовали в составе Lanck в 1996 г. Возлагавшиеся надежды не оправдалисьВ какой-либо сетевой выставке
MeriselДа, на стендах НР, Lexmark и, возможно, OkiДа. Три года совместно с НРНет«Интернетком» и региональные выставки
OCSДаДаНет«Нетком»
R-StyleДаНе участвовали два годаRSI проводит технические презентации и авторизацию дилеровБолее 10 выставок
Soft-TronikДа, на стендах производителейДаПроведение лотереи совместно с Lexmark. Награждение победителей ранее проводившихся мероприятий
** Участвовала компания «ДВМ».
** МКФ — Международный компьютерный форум

Роскомсоюз и «Комтек»

Недовольство ряда российских компаний условиями проведения выставки «Комтек’95» стало катализатором, ускорившим очередную попытку консолидации отечественного компьютерного бизнеса. В августе 1995 г. было объявлено о создании организации под названием Российский компьютерный союз (Роскомсоюз). В течение первых нескольких месяцев о желании вступить в нее заявили около сотни компаний. Было провозглашено немало «целей и задач». Например, проведение уже в 1996 г. российской национальной компьютерной выставки и конференции. Однако дальше благих намерений дело не пошло... Пожалуй, наиболее известной акцией Роскомсоюза стала самая первая — полемика (обмен письмами, переговоры, дискуссии в СМИ) с организаторами выставки «Комтек» — компаниями Comtek International и «Крокус Интернешнл», которым предъявлялся целый ряд претензий — завышение стоимости выставочной площади, дискриминация российских экспонентов, плохая организация выставки, низкий уровень сервиса и др. Противостояние принесло определенные результаты — многие недочеты в организации «Комтека» были устранены. Сегодня свое мнение по этому вопросу высказывают обе стороны: и активные (в то время) руководители форм-членов совета Роскомсоюза — Юрий Дубовицкий, президент концерна «Белый ветер», Марина Никитина, директор по маркетингу компании «Лампорт», Вячеслав Рудников, генеральный директор компании R-Style, и их оппонент — Борис Фантаев, менеджер по маркетингу и связям с общественностью компании «Крокус Интернешнл» (все должности по состоянию на 1995 г.).

Марина Никитина:

«Я считаю, что борьбы уже давно нет, и в целом Роскомсоюз не победил, хотя локальные успехи были им достигнуты. После переговоров с представителями Роскомсоюза организаторы сделали многое, чтобы улучшить сервис на выставке — как для участников, так и для посетителей. Правда, цены тоже выросли. Сегодня ситуация с компьютерными выставками меняется, об этом говорит хотя бы тот факт, что крупнейшие иностранные компании, традиционно участвовавшие в «Комтеке», пересматривают отношение к выставке. В этом году уже появились сообщения об отказе многих зарубежных фирм от участия в экспозиции. Если раньше «Комтек» считали одним из главных инструментов маркетинговой политики, то сейчас каждый стремится найти для себя индивидуальные средства работы на российском рынке».

Вячеслав Рудников:

«Недавние события вокруг «Комтека» нельзя назвать борьбой, скорее это было некое противостояние, которое выросло из желания улучшить организацию выставки, избавить ее от очевидных недостатков. И то, что многие крупные западные компании в этом году не участвуют в «Комтеке», только подтверждает нашу правоту.

Я считаю, что столкновение разных точек зрения принесло свои результаты. В ответ на наши многочисленные выступления и замечания устроители выставки заверили, что готовы нас выслушать и многое изменить в соответствии с нашими требованиями. Судя по их заявлениям в прессе, должны были произойти изменения в лучшую сторону. В этом году мы приняли решение об участии в выставке, чтобы узнать, так это или нет. Скорее всего, ситуация изменится по сравнению с тем, что было три года назад. Если окажется, что все осталось по-прежнему и выставка не стала эффективнее, мы откажемся от дальнейшего участия в ней.

Даже приняв решение участвовать в «Комтеке», мы не уверены, что это самая эффективная выставка. Скорее всего, это самая массовая выставка. Ничего сверхъестественного от нее мы не ждем».

Юрий Дубовицкий:

«Эта борьба — давняя история, ей почти два года. Она свою роль сыграла, заставив «Комтек» во многих отношениях «подтянуться». Наши претензии состояли из десятка пунктов. Многие из них имели «технический характер». Нас не устраивало превращение «Комтека» в шоу, плохое качество каталога, отсутствие его электронной версии т.д. Во многом ситуация изменилась к лучшему, не удалось только добиться снижения стоимости выставочной площади. И это не вопрос противостояния — это вопрос отсутствия серьезной конкуренции. Наивно было надеяться на снижение цен. Все это хорошо понимали, хотя очень активно призывали к этому.

Каждая компания — член Роскомсоюза сама решала, участвовать в выставке или нет, какой-либо общей установки не существовало. Некоторые с тех пор не участвуют

в «Комтеке», кто-то принял это решение потом. Но никто не собирался сколачивать оппозицию или объявлять коллективный бойкот. Участие в «Комтеке» — часть рекламной и маркетинговой политики каждой фирмы.

Организаторы выставки сделали выводы. Самое главное, они поняли, что компьютерная выставка организуется прежде всего для посетителей и участников, а не для устроителей. Потому и были созданы более комфортные условия. Правда, говорить о том, что это сделано на 100%, я не могу».

Борис Фантаев:

«Нельзя сказать, что велась какая-то борьба. Просто Роскомсоюз предъявил организаторам выставки ряд претензий, в частности выдвинул предложения по развитию «Комтека». Можно сказать, что они имели положительное значение для самой выставки. Наши оппоненты (сначала их было восемь, потом к ним присоединились и другие компании) поняли, какое значение имеет выставочная деятельность вообще и «Комтек» в частности для современной экономики. Выставки — очень непростые мероприятия. Подготовка экспозиции требует многих усилий и длительного времени. Не говоря уже о том, чтобы сделать ее популярной и значимой. В Москве существует дефицит выставочных площадей. Даже если принять решение об организации новой выставки, что предполагали сделать члены Роскомсоюза, то найти свободную выставочную площадь нелегко.

Противостояние было достаточно коротким и, вне всякого сомнения, принесло положительные результаты. Полагаю, что это не только мое личное мнение, но и мнение наших недавних оппонентов. Подтверждением этого можно считать тот факт, что активно участвовавшая в противостоянии компания R-Style сейчас вернулась на «Комтек», а ранее участвовала в выставке «Интернетком», которую также организуют совместно Comtek International и «Крокус Интернешнл».

Если говорить о расценках на выставочные площади, то для того времени, я считаю, цены были не очень высокие — вся выставочная площадь раскупалась. За последнее время ситуация изменилась, и цены, хотя и выросли (на 25 долл. за м2.), но незначительно. Ведь есть выставки, которые «стоят» намного дороже: 420 — 450 долл. за м2.

Вне всякого сомнения, у «Комтека» есть будущее. Выставки жизненно необходимы для развития экономики страны. Это своеобразная форма взаимодействия потребителя и производителя, которая нужна и тому и другому.

«Комтек» — это безусловно деловое мероприятие. И задача организаторов — повысить его значимость. В России в отличие от CeBIT или Comdex, которые стали уже почти полностью имиджевыми, такие выставки пока вряд ли возможны. У нас все рассматривают выставки с точки зрения эффективности.

«Комтек» все больше и больше превращается в российскую выставку. Постепенно увеличивается доля российских компаний, доля иностранных участников падает. Уходят ведущие поставщики — IBM, Compaq, Acer, Microsoft. Правда, на выставку пришла Toshiba, но это не делает погоды. «Комтек» уверенно выходит на ту дорогу, на которую хотел вывести ведущую компьютерную выставку страны Роскомсоюз».