Наша жизнь становится все менее удобной. Как было хорошо прежде, когда в ходу были галоши! Гости заходили в дом, снимали пальто и галоши и проходили в комнаты в чистой, сухой и, что совсем немаловажно, модной обуви. Не то что теперь, когда мужчины либо щеголяют в изящных вечерних костюмах и безразмерных щлепанцах, либо и вовсе удивляют мир пятками своих носков, сверкающими из-под выглаженных парадных брюк. Но что поделаешь, мода! В странах, которые диктуют моды, галоши съел... автомобиль. В самом деле, пересекая тротуар по ковровой дорожке от лимузина до подъезда, ноги испачкать трудно. Обеспеченные люди (а мода в известном смысле существует именно для них) перестали носить галоши. А следом за ними отказались от этой практичной обуви и все остальные...

Выдумывая свою Эллочку-людоедку, классики российской сатиры, наверное, и сами не подозревали, до чего они правы. Все мы теперь, вольно или невольно, догоняем Вандербильдиху, каждый свою. Взять, к примеру, рынок SOHO. В США и других странах корпоративный рынок в некоторый момент оказался насыщен компьютерами. Поставщики техники и программ, разумеется, начали искать новые ниши и нашли — малые офисы. Число небольших фирм в развитых странах более или менее стабильно — одни появляются, другие — исчезают, некоторые разоряются, другие становятся крупными. Внедрение современных информационных технологий помогает небольшой фирме повысить свою эффективность и дольше продержаться на рынке. Так что для Запада рынок SOHO действительно играет большую роль. Объемы выпуска техники и программ, ориентированных на малый бизнес, растут, и российские реселлеры тоже, в погоне за Вандербильдихой, стали внедрять ее в нашей стране. Но... В нашей Федерации пока число «малых предприятий» неуклонно идет на убыль. В существующих условиях устоять в конкурентной борьбе небольшой компании становится все труднее и труднее. На кого же ориентированы SOHO-компьютеры в России? Уж не на западного ли предпринимателя, случаем?

Многие читатели уже давно считают меня противником автоматизации малого бизнеса. Это совсем не так, просто я считаю, что в нашей стране решать эту задачу следует совсем не так, как в других. А в данной колонке я вообще использовал SOHO лишь для примера.

Позволю себе вслед за другими повторить тривиальную истину: Россия сильно отличается от окружающего мира. Представим себе невозможное: объем продаж в российской компьютерной индустрии в одночасье возрос на треть. Что это будет обозначать для какого-нибудь наднационального гиганта этой индустрии, назовем его условно Compackard-Bell? Общие объемы продаж для этой корпорации увеличатся примерно на 0,3%. Станет ли это основанием, чтобы открыть новый завод или хотя бы немного пересмотреть производственные планы? Вряд ли! Более того, пусть имеется какой-то западный дистрибьютор, который заказал фирме Compackard-Bell партию из 100 тысяч компьютеров и российский, заказавший 1 тысячу. Пусть теперь западный дистрибьютор попросит немного увеличить объем своей партии. Вам ясно, за чей счет это будет сделано? Так что в нарисованной выше гипотетической ситуации на Россию неминуемо обрушится волна нарушений сроков поставки.

В точности так же изготавливать технику с ориентацией на специфику российского рынка западные корпорации еще долго не будут: моды диктует нам Вандербильд. Увы, как это ни обидно, приходится следить не только за тенденциями российского рынка, но и за тем, как видят свое будущее обитатели соседнего полушария, точнее, его северной части.

Что же касается домашних компьютеров и компьютеров для малого бизнеса, я надеюсь, что постоянные читатели CRN/RE получат возможность прочитать нечто более глубокое, нежели авторская колонка, на страницах этой газеты.