За прошедший год правила игры на рынке баз данных кардинально изменились.

Вместо «большой тройки» почти все пространство занято теперь одной лишь корпорацией Oracle Corp., а четыре или пять конкурентов остались далеко позади.

В технологии произошла смена приоритетов, главными факторами в создании продуктов стали Java и Интернет, так что гибкость и возможности быстрой разработки имеют теперь большее значение, чем простой рост производительности. И Microsoft Corp., самый серьезный из соперников Oracle, призывает всех игроков выступить с программами поддержки каналов, чтобы захватить растущий рынок NT.

Этот период перемен открывает большие возможности для VAR’ов и реселлеров. Но есть и опасности: неверная ставка, будь то на компанию или технологию, может означать путь к забвению.

Вялый бизнес главных соперников корпорации Oracle, компаний Sybase Inc. и Informix Software Inc., обеспечил ей завидное положение, и она тут же вырвалась вперед, отхватив немалую долю рынка. Обратимся к красноречивым цифрам: в то время как доход Informix за последние два квартала упал на 20—30%, а Sybase сообщила о незначительном его повышении, показатели Oracle продолжают стремительно расти. Ее доход за последний квартал вырос на 33% и составил 1,9 млрд. долл., что в 8 раз больше, чем у ближайшего соперника, компании Sybase.

«Самое время вспомнить старую мудрость: вы никогда не ошибетесь, покупая продукты IBM. Теперь же можно сказать: вы не ошибетесь, покупая Oracle, — шутит Джон Бостик, президент компании Client/Server Associates Inc. — Мы видим, что их технология действительно работает, что для нашей отрасли много значит».

Это может обернуться большим благом для VAR’ов, так как Oracle, стремясь к продвижению своих продуктов, решила обратиться к каналам сбыта. Расширяя сферу своего влияния, в течение прошлого года компания предложила много новых программ поддержки.

Однако господство Oracle не вечно. Sybase начала уже «поворот кругом» и может вскоре стать на путь роста, а следом вырисовываются и Microsoft с IBM.

Тем не менее в настоящий момент прислушаться к мнению Oracle было бы вполне благоразумно. Президент Oracle Рей Лейн заявил, что его компания полна решимости расширить концепцию клиент—сервер до архитектуры клиент—сервер приложений—сервер базы данных.

«Эта трехзвенная вычислительная среда, получившая название архитектуры сетевых вычислений (Networks Computing Architecture), позволяет клиенту иметь со своего терминала интеллектуальный доступ к системе, не теряя при этом преимуществ большой ЭВМ», — пояснил Лейн.

Такое видение замечательно тем, что оставляет за бортом Microsoft и ПК, одновременно протаскивая идею «тонкого» клиента.

Трехзвенная архитектура, которая была принята компаниями Sybase, IBM и другими, в значительной степени основывается на компонентной модели, т. е. таких стандартах, как CORBA, DCOM и, что еще важнее, Java, а также на службах, построенных на их основе.

Такое изменение концепции снижает значение баз данных.

«Я задаюсь вопросом: а существует ли еще такая отрасль, как базы данных? Боюсь, что история Informix являет нам пример того, что случилось с последней компанией, занимавшейся только базами данных, — заметил Митчелл Керцман, председатель правления Sybase, которая готова вот-вот выпустить свой Adaptive Server, один из элементов адаптивной компонентной архитектуры (Adaptive Component Architecture).

IBM и Microsoft также готовятся стать заметными игроками на этой арене. Новая версия СУБД DB2 фирмы IBM, о которой было объявлено в середине сентября, представляет собой самое сильное на настоящий момент предложение компании в области открытых систем. По оценкам аналитиков, объем продаж DB2 для UNIX и NT в 1996 г. достиг 95 млн. долл.

Microsoft также сообщает о росте сбыта своего продукта SQL Server примерно на 100%. По мнению VAR’ов, Microsoft — безусловно самая дружественная к каналу компания, и часто ее продукты намного дешевле UNIX-решений. Более того, VAR’ы, традиционно работающие с UNIX, серьезно посматривают на SQL Server, что было бы просто немыслимо еще год тому назад.

Сумеет ли Microsoft и здесь вырваться вперед, как это удалось ей с сетевыми операционными системами? Пока что нет, считают VAR’ы и отраслевые эксперты в отрасли. И причина здесь в том, что существующая версия системы все еще имеет серьезные проблемы с наращиванием, и это снижает ее привлекательность. Но что еще важнее, это только NT-продукт.

Как отмечают VAR’ы и аналитики, Microsoft больше озабочена проталкиванием своей горячо любимой NT и низвержением UNIX, чем укреплением позиций баз данных. Такая политика, говорят VAR’ы, просто не реалистична, поскольку интеграторы имеют дело с установленными UNIX-приложениями и сетями, которые еще нескоро сойдут со сцены, а также с VAR’ами, создающими приложения с вертикальной интеграцией.

«Суть политики Microsoft в том, что она всеми силами старается прикончить UNIX. Однако разработчики больше озабочены тем, чтобы создать продукт, который работал бы на различных платформах», — заметил Брет Бахман, вице-президент по корпоративным продуктам компании Informix.

Ричард Тонг, вице-президент по маркетингу отделения настольных коммерческих систем фирмы Microsoft, сообщил, что его компания имеет 600 разработчиков приложений и продолжает набор сотрудников. Однако эти 600 человек, добавил он, стараются также форсировать подготовку приложений, привязанных к Exchange и другим компонентам пакета BackOffice.

Что до VAR’ов, то единственный безусловно позитивный результат акций Microsoft состоит в том, что они заставили Oracle, IBM, Sybase и Informix обратить внимание на канал.

В течение прошлого года Oracle предприняла героические усилия по привлечению партнеров в каналах, особенно в сфере сбыта витрин данных. В середине сентября компания планировала приступить к программе Oracle Authorized Reseller (OAR), которая впервые коснется сертификации, обучения, совместного маркетинга и других аспектов работы с VAR’ами, не менее заманчивых, чем у Microsoft.

Эти меры означают большее взаимодействие с VAR’ами, только начинающими или расширяющими свою деятельность на ниве баз данных и приложений для них.

Однако это жизнь, полная риска. К примеру, Informix Universal Server, который преподносился как прекрасный рыночный продукт, оказался неудачей. Новый председатель правления Informix Роберт Финоккио заявил, что с этого момента компания сделает упор на традиционные требования бизнеса. «Нет сомнений, мы несколько просчитались в маркетинге. Мы породили ожидания более стремительного, чем оказалось на деле, развития событий. Universal Server не готов еще к тому, чтобы быть поданным прямо к столу», — заметил он.