Когда компания Egghead объявила в феврале, что свертывает всю розничную торговлю и становится чисто электронным магазином, это безусловно было знамением времени. Хотя уже немало компаний выросло на благодатной почве Интернета (достаточно назвать хотя бы две самые успешные - Amazon.com и ETrade), это был первый случай, когда физическое стало виртуальным.

Реселлеру на заметку

  • Ожидается, что в 2000 г. оборот коммерческих операций через Web составит 200 млрд. долл.
  • Web-коммерция осуществляется главным образом провайдерами и реселлерами услуг в Интернете.
  • Электронная коммерция - не просто сбор заказов, а бизнес-модель.

Электронная коммерция - больше не фантазия. Оценки значительно расходятся, но исследовательская фирма Forrester Research ожидает, что в 2000 г. оборот коммерческих операций через Web составит 200 млрд. долл. В 1996 г., согласно оценке компании Jupiter Communications, на покупки во время отпусков было потрачено почти 194 млн. долл., что составило 41% всех не связанных с поездками онлайновых транзакций.

Для VAR’ов, особенно реселлеров услуг в Интернете, избегающих продуктов и продающих услуги, Web-коммерция - поистине священная Чаша Грааля. Как показывает сценарий фирмы Egghead, компании стремятся сократить реальные расходы на ведение бизнеса. Перемещение в Web означает кардинальное снижение трудозатрат и расходов на дистрибуцию.

Действующие лица

Web-коммерция сегодня - не для малодушных. Программное обеспечение для нее находится в подростковом возрасте, отличается сложностью и поднимает массу вопросов, связанных с безопасностью электронной коммерции для реселлеров. Тест-центр обнаружил, что эти продукты нацелены на различные сегменты рынка. Они различаются по масштабу, области применения, функциональным возможностям и, конечно же, цене.

Для компаний с ограниченным бюджетом подойдет пакет Internet Creator фирмы Forman Interactive, позволяющий организовать небольшую электронную витрину на сервере провайдера Интернет-услуг.

Пакет Commerce Court Professional фирмы Inex предназначен компаниям средней руки, которым требуется решение, простое в использовании, промышленного уровня и построенное на платформе Microsoft. Продукт оптимизирован для базы данных Microsoft SQL Server и работает в полной гармонии с пакетом управления Web-узлом Microsoft Site Server.

Компании IBM и ICat, ориентированные на средние и крупные фирмы, предлагают масштабируемые решения, работающие с разными операционными системами и платформами Web-серверов. Оба продукта совместимы с Windows NT и Unix, но ICat делает еще один шаг: ее пакет Electronic Commerce Suite можно использовать и с серверами Macintosh. Будучи продуктом третьего поколения, пакет ICat представляет собой более отточенное решение, но оно и стоит в два раза дороже пакета Net. Commerce фирмы IBM.

Пакеты Domino.Merchant 2.0 Server Pack компании Lotus и Site Server Commerce Edition фирмы Microsoft стремятся охватить весь корпоративный рынок и автоматизировать поток электронной коммерции. Технология поточной обработки заказов (Order Processing Pipeline, OPP) фирмы Microsoft позволяет визуально организовать деловые операции на каждой из стадий процесса продажи. Domino.Merchant запрашивает подтверждение, прежде чем осуществлять какие-либо реальные операции с товарными запасами.

Трудно не заметить, что в этом обзоре отсутствует испытывающая финансовые трудности фирма Netscape, которая отказалась предоставить пакет Netscape Merchant System. Компания заявила, что сложность пакета и усилия, требуемые для запуска его в работу, делают его непригодным для подобного обзора. Честно говоря, верится в это с трудом. И потом, захочет ли реселлер рекомендовать продукт, который представляется слишком сложным для оценки его группой экспертов?

Схема. Реальный или виртуальный поход за покупками

Маркетинг

Чтобы привлечь покупателя, используются витрины, меры стимулирования и целевая реклама. Когда покупатель в торговом зале, его склоняют к дополнительным покупкам выкладкой и продуманным размещением товара. В сетевом мире целевую рекламу заменяет электронная почта, «баннеры» и поисковые системы. Отбор пользователей и перекрестные ссылки стимулируют дополнительные продажи.

Процесс покупки

Проходя вдоль полок с товарами, покупатель складывает их в свою корзину/тележку.

В торговом зале товары можно брать или возвращать обратно на полку до того, как вы подошли к кассе. В сетевом мире покупатель тоже набирает товары в виртуальную «корзину/тележку», но может и выложить их обратно.

Оформление покупки Производится регистрация каждого из купленных товаров, определяется их стоимость, подсчитываются налоги и скидки и выставляется счет. В зависимости от формы оплаты могут быть затребованы определенные полномочия. Вводятся данные о получении платежа, обновляются базы данных продаж и товарных запасов, и выдаются указания по отгрузке товара.

Доставка товаров

В реальном мире покупки могут быть доставлены сразу же или через некоторое время. Единственный вид товаров, который может быть доставлен немедленно в виртуальном мире, - это цифровые данные; все остальное требует специальной отправки.

В обоих случаях платеж не обрабатывается до тех пор, пока товар не получен или не отгружен.

Описание электронного магазина

Размещение Web-магазина - непростое предприятие, ведь он должен взаимодействовать со многими подразделениями организации. Отделам маркетинга, сбыта рекламы потребуются инструменты для разработки информационного наполнения и постоянного контроля за запасами. Для отделов обработки заказов, отгрузки и склада нужен доступ в реальном времени. Для осуществления денежных расчетов необходимо подключить отдел выписки счетов и бухгалтерию.

Web-сервер - лишь один из программных компонентов, необходимых для организации электронного магазина. Помимо него сюда входят и другие компоненты:

Средства разработки информационного наполнения для Web-магазинов и управления, позволяющие быстро создавать Web-страницы, соблюдая четкий набор правил их организации. Главное требование - возможность публиковать их сначала на промежуточном сервере, а также осуществлять возврат к прежней версии.

Программа построения каталогов, которая задает шаблоны для создания динамических Web-страниц на основе информации, содержащейся в базе данных на товары. Она должна обеспечивать простой импорт данных о товарах из других систем.

«Тележка для покупок», позволяющая посетителям помещать товары в виртуальную «корзину», пока они продолжают осматривать магазин. Особое внимание следует уделить способности управляться с товарами разного цвета и размера.

Обработка заказов, включающая все от приема заказа и калькуляции затрат на транспортировку и налогов до получения кода авторизации для платежа с кредитной карточки и изъятия единицы товара из запасов.

Обработка транзакций, которая производится при осуществлении платежа. Здесь возможны варианты: обработка в реальном времени или пакетная (т. е. получение денег в момент совершения транзакции или полной суммы по завершении всех покупок) с использованием торгового счета магазина или независимого «обработчика», например CyberCash.

Анализ использования, позволяющий владельцу магазина контролировать движение товаров через узел (и их ассортимент).

Классификация пользователей, которая помогает владельцу магазина сориентироваться во вкусах покупателей и дает возможность продавцу направлять покупателя, продавая ему и другие товары. Amazon.com, например, предлагает человеку, выбирающему какую-либо определенную книгу, и другие книги, которые могли бы его заинтересовать.

На схеме сравнивается деятельность виртуального и реального магазинов.

Есть, конечно же, еще один крайне важный элемент, о котором мы не сказали, - это безопасность. Брандмауэры, аутентификация, виртуальные частные сети, шифрование и защищенные транзакции - все это необходимые составные части электронной коммерции. Тест-центр намерен посвятить брандмауэрам один из очередных обзоров.

Сетевые деньги

Самый важный аспект организации электронного магазина связан, естественно, с деньгами. Есть несколько способов заплатить за покупку, и самый распространенный - кредитная карточка. Сегодня многие из крупных эмитентов кредитных карточек «прощают» покупателю до 50 долл., если покупка была совершена по сети.

Платеж с кредитной карточки может быть обработан не только самим магазином, но и (все в большей степени) виртуальным «универмагом», в состав которого он входит, или же независимыми расчетными центрами, принимающими онлайновые деньги.

Интернет создал также и новый тип транзакций, так называемые микротранзакции. Это оплата (с тарифом в доли цента) за каждый щелчок мыши; такая «пощелчковая» оплата уместна там, где продается сама информация. Большинство пакетов этого обзора способны обрабатывать микротранзакции.

Электронная коммерция на корпоративном уровне

Реселлеры, вступающие на непростой путь Web-коммерции, должны нацеливаться на нечто большее, чем просто розничную торговлю: электронная коммерция между компаниями тоже представляет собой соблазнительный вариант снижения затрат.

Один из самых ярких примеров такого рода электронной коммерции - фирма по выпуску нижнего белья Fruit-of-the-Loom, использующая ее для слежения за продажами и запасами у почти 40 дистрибьюторов, которые, в свою очередь, контролируют сбыт тысяч розничных торговых точек. Аналогичная система, применяемая компанией Amazon.com, дает знать издателям, когда следует допечатать тираж той или иной книги.

В подготовке публикации принял участие Джастин Джонс, директор по технологии компании Desktop News.

Сравнительные характеристики

**** Отлично
*** Выше среднего
** Приемлемо
* Нуждается в совершенствовании
Инсталляция и документацияАдминистрированиеРазработка и публикацияУправление запасамиБезопасность и масштабируемостьОбщая оценка
Forman Internet Creator 4.0***************
IBM Net. Commerce*******************
ICat Electronic Commerse Suite*******************
Inex Commerce Court Profesional*****************
Lotus Domino. Merchant 2.0********************
Microsoft Site Server 3.0 (beta)**********************
В таблице не учтены результаты анализа программ работы с каналами, вклад которых при присуждении знака отличия “Выбор редакции” составляет 50%.

Электронная коммерция

CyberCash - система электронных платежей, интегрированная в торговый сервер для проверки кредитных карточек и обработки платежей разработана фирмой CyberCash.

Cybermediary - «киберпосредник»; физическое лицо или организация, которые не являются владельцами продаваемых товаров или услуг, но обеспечивают платежи для упрощения транзакций в Интернете.

Digital signature - цифровая подпись; электронная кодированная информация, сопровождающая текстовое сообщение и позволяющая идентифицировать автора каждого документа или его части.

E-check - электронный чек; платежное требование, посылаемое в электронном виде по Сети покупателем продавцу, а затем в банк продавца и банк покупателя.

Electronic wallet - «электронный бумажник»; программный механизм, дающий пользователям торгового сервера возможность хранить информацию о кредитной карточке и электронных платежах.

Immediate Response EDI - «мгновенный» электронный обмен данными; использование безбумажной технологии обмена документами (EDI) тысячами пользователей с прикладной программой на сервере (например, дилерами, посылающими заказ поставщику и получающими подтверждение, пока их клиенты ждут ответа).

Internet Transaction Broker - брокер Интернет-транзакций; термин, альтернативный «киберпосреднику» (Cybermediary). Предложен компанией Forrester Research.

Joint Electronic Payment Initiative (JEPI) - стандарт организации платежей через Интернет. Предложен CommerceNet и World Wide Web Consortium. Ориентирован на защиту данных и функциональную совместимость различных схем платежа.

Loading - зд. оплата; перевод средств с расчетного счета в банке на онлайновый счет (например, на депозитный счет системы CyberCash), таким образом средства могут быть переданы через Сеть юридическому или физическому лицу.

Offline debit-card system - автономная система [обработки] дебетовых карточек; система, применяемая чаще всего в розничной торговле при оплате небольших покупок (например, на бензозаправочных станциях), когда при проведении платежа дебетовые карточки не проверяются, а регистрируются и обрабатываются позже, большим пакетом.

Pay-per-click - оплата по щелчку мыши; готовность платить (обычно небольшую сумму, доли цента) или, другими словами, осуществлять микротранзакции, например, за информацию, получаемую через Интернет. Термин подразумевает, что такие платежи взимаются автоматически и запрос информации означает согласие на ее оплату.

Public-key encryption - шифрование с открытым ключом; система шифрования, использующая два ключа (открытый - для шифрования сообщений и секретный - для их расшифровки), позволяет абонентам раскодировать сообщения друг друга, не пересылая секретных ключей.

Secure Electronic Payment Protocol (SEPP) - протокол безопасных электронных платежей; для платежей через Интернет с карточек MasterCard. Разработан и применяется компаниями IBM, Netscape, GTE и др.

Secure Electronic Transaction(s) (SET) - защищенные электронные транзакции; стандарт, установленный MasterCard и Visa для безопасного использования кредитных, дебетовых и корпоративных покупательских карточек при расчетах через Интернет. SET призван обеспечить безопасность банковских операций с карточками в Интернете. Он запрещает доступ продавца к информации на кредитной карточке, открывая ее только покупателю и банку. В разработке стандарта участвовали также Microsoft, CyberCash, GTE, IBM и Netscape. Работают с ним и RSA Data Security, и Terisa Systems, и VeriSign. SET - дальнейшее развитие, объединение и замена стандартов S-HTTP и SSL.

Secure HyperText Transfer Protocol (S-HTTP) - защищенный протокол HTTP; версия протокола HTTP, предусматривающая обеспечение общей защиты транзакций через Web. Разработана фирмой Netscape.

Secure Sockets Layer (SSL) - протокол безопасных соединений; общедоступный протокол обеспечения безопасности, позволяющий организовать безопасное соединение между Web-сервером и браузером. Разработан фирмой Netscape.

Third-party processor - независимый «обработчик»; компания, заключающая договоры с банками на выполнение части (или всех) задач, связанных с обработкой кредитных карточек: авторизации и обработки платежей для продавцов, включения новых владельцев карточек, обработки платежей для покупателей, а также сбора платежей.


Версия для печати (без изображений)