К началу апреля дистрибьюторская компания ERGODATA объявила о продаже миллионного CD-R, что позволяет ей говорить о записываемых компакт-дисках как о стандартных носителях информации.

Продажа миллионного CD-R стала весомым основанием для оценки российского рынка носителей информации и формирующихся на нем тенденций. Этим вопросам была посвящена пресс-конференция компании ERGODATA, которая состоялась 15 апреля. Выступивший на ней генеральный директор ERGODATA Кирилл Квашенко отметил, что увеличение объемов продаж оптических носителей наблюдается во всем мире. Так, по данным компании Understanding & Solutions, в 1996 г. в Западной Европе было продано 24 млн. CD-R, в 1997 г. - 75 млн., в этом году ожидаются продажи 169 млн. дисков, а в следующем - 240 млн. Примерно такими же темпами растут продажи CD-R в Восточной Европе, в том числе, в России. В 1996 г. в этом регионе было продано 2 млн. дисков, в 1997 г. - 9,4 млн., в текущем году эта цифра достигнет 25 млн., а в будущем - 33,3 млн. Продажи CD-RW также растут, но по количеству не превышают 5% от объема реализации CD-R. И тенденции к увеличению доли CD-RW пока не наблюдается.

Зато на рынке устройств записи четко прослеживается смещение в сторону дисководов CD-RW. Это и понятно, поскольку стоимость дисководов CD-R и CD-RW практически одинакова. По данным той же компании Understanding & Solutions, в 1997 г. во всем мире было продано 2450 тыс. дисководов CD-R и 200 тыс. дисководов CD-RW. Ожидается, что в этом году их будет продано соответственно 2000 и 4300 тыс., а в 1999 г. - 400 тыс. CD-R и 6600 тыс. CD-RW.

Причинами популярности данных носителей информации можно считать единый стандарт, совместимость с CD-ROM, доступность дисководов и соответствующего ПО, доступность компакт-дисков, длительный срок (до 100 лет) и низкая себестоимость хранения информации.

Серьезными конкурентами записываемых и перезаписываемых компакт-дисков могут стать устройства DVD, однако их широкое применение сдерживается высокими ценами и отсутствием единых стандартов. По оценке Кирилла Квашенко, в ближайшие несколько лет DVD-устройства не станут массовыми, по крайней мере на российском рынке.

По прогнозу ERGODATA в ближайшие годы CD-R останется самым массовым оптическим записывамым носителем информации. По расчетам компании, к концу текущего года только в ERGODATA будет продано от 4 до 5 млн. CD-R.

Спрос на CD-R порождает предложение сопутствующих товаров. На пресс-конференции был продемонстрирован струйный принтер Signature американской компании Fargo, предназначенный специально для нанесения изображений на компакт-диски. Устройство обеспечивает печать с разрешением 600ґ300 точка/дюйм, при 16,7 млн. цветов. Время нанесения изображения не превышает двух минут. Цена принтера - 9999 руб. Существуют и более дешевые решения. Например, CD-Labling Kit - набор специальных наклеек на CD. Однако наклейки могут отклеиваться внутри дисковода, кроме того, при скоростях выше 24х возможна разбалансировка диска.

Не отрицая всех достоинств CD-R и CD-RW, специалисты других компаний, работающие на этом рынке, более осторожны в своих прогнозах. Многие из них указали на слабые стороны CD-R и CD-RW - низкую скорость записи и относительно небольшой объем хранимой информации. Они не исключают, что новые магнитооптические устройства и МО-диски увеличенной емкости смогут повлиять на ситуацию на рынке устройств хранения данных. Магнитооптике присущи высокие скорости записи/чтения данных, а также длительность и надежность хранения информации.

Далеко не исчерпаны возможности флоппи-дисков с традиционным, магнитным принципом записи информации. Фирма Sony, разработавшая в свое время 3,5-дюйм дискету емкостью 1,44 Мбайт, выпускает новую дискету емкостью 200 Мбайт. Новый дисковод будет совместим со старыми, 1,44-Мбайт дискетами. Sony обещает, что скорость записи/считывания информации при работе с новыми дискетами составит 1,2 Мбайт/с и 3,6 Мбайт/с соответственно.