1990 г. стал годом рождения многих компьютерных выставок, о некоторых из них (например, о Форуме «Мира ПК») уже не вспоминают, а другие стали традиционными и, кажется, были всегда. Особое место среди последних занимал Форум МКК - «Международного Компьютерного Клуба». Это мероприятие традиционно проводилось в Центре международной торговли на Красной Пресне и состояло из двух частей - конференций и выставки. В те времена компьютерные издания считали на штуки, а об Интернете еще и речи не было, так что любая возможность пообщаться с представителями зарубежных фирм ценилась очень высоко, а на Форуме (МКФ) всегда было на кого посмотреть и кого послушать. На самый первый - в 1990 г. приехали президенты Borland (Филипп Кан), ZEOS International (Грег Херрик), Adobe Systems (Джон Уорнок), WordPerfect (Алан Эштон), не говоря уже о том, что открывали его академики А.Г.Аганбегян и Е.П.Велихов, а всего участие в МКФ приняли более 140 отечественных и зарубежных предприятий и фирм. Единственным недостатком (?) мероприятия, который в то время отмечала компьютерная пресса, было то, «что участие в МКФ - привилегия ограниченного круга специалистов».

Организаторы МКФ придерживались удачной схемы довольно долго, год от года незначительно изменяя ее, но по мере роста рынка, уровень представительства иностранных компаний снижался, а выставочные площади, ограниченные возможностями ЦМТ, не росли. Поворотной точкой можно, наверное, назвать МКФ 1996 г., когда впервые докладам, тематика которых охватывала довольно широкий круг проблем рынка, был отведен специальный «Русский день». Успех был ошеломляющим. Организаторы решили проводить это мероприятие ежегодно, но уже не в Москве, а в Сочи и ограничить круг его участников. В то же время выставочная программа МКФ, незаметно сходила на нет и в 1998 г. исчезла совсем.

Президент МКК Левон Амдилян объяснил происшедшее так: «Форум сместился в Сочи, а его выставочная часть отмерла еще в прошлом году, потому что ЦМТ назначил такие цены, что даже при «полной загрузке» получалось уже минус 70 тыс. долл., и это было уже не интересно».

Итак, сообщал пресс-релиз компании PRP Group, «в начале июня 1998 года, в рамках Международного компьютерного форума, прошла ежегодная конференция «Русский день» - МКФ’98», местом проведения которой во второй раз стал город Сочи». Сохранив свойственное ему изначально стремление к элитарности, новое мероприятие собрало более 80 участников, причем большинство из них - руководители высшего звена. Тем не менее, организаторы уверяют, что не стремятся создать «Клуб VIP», хотя стоимость участия, место и форма проведения - все выглядит весьма похоже.

«В Москве за неделю удается встретиться с двумя-тремя ключевыми людьми, не больше, потому что нет времени либо у тебя, либо у них, а здесь за три дня можно поговорить со всеми. Кроме того, проходят спортивные соревнования и это позволяет достичь высокой степени консолидации, идет настоящий мозговой штурм, и общение продолжается непрерывно - и в самолете и в автобусе. Это хорошее, здоровое мероприятие, поэтому мы хотим его расширить, нам несколько не хватает регионов, но сильно раздувать состав тоже не хотелось бы. Максимум, который мы пока установили, - 150 человек», - говорит Левон Амдилян.

Активный участник обновленного Форума, президент компании IBS Анатолий Карачинский, свою заинтересованность объясняет так: «Я, принимая участие в организации этого Форума, пытаюсь из него сделать событие внутреннего пользования для компаний, работающих на российском рынке, первые лица которых имеют возможность в нормальных условиях собраться, поговорить, обсудить серьезные вопросы, где не толпится куча народа, который приехал отдохнуть и ничего не делать. Могу сказать, что прогресс очевиден и я сделаю все, что в моих силах, чтобы это стало нормальной индустриальной тусовкой, где говорят о серьезных вещах. Что-то похожее на то, что проводит Эстер Дайсон в Америке».

Борис Нуралиев, исполнительный директор 1С считает: «Вклад в установление более тесных и доверительных отношений между ведущими игроками компьютерной индустрии МКК как раньше вносил, так и сейчас вносит. Выезжая в Сочи, организаторы скорее всего руководствовались тем, что там людей легче «оторвать» от повседневных забот и предоставить возможность общения».

Очевидно, что обмен информацией необходим на всех уровнях рынка, поэтому уже неоднократно предпринимались попытки организовать всевозможные союзы, ассоциации, объединения, клубы. К сожалению, экономические условия подталкивают близкие по сферам деятельности и калибру компании к конкуренции, а для объединения разнородных компаний нет предпосылок, все это не способствовало долголетию некоммерческих «объединений по интересам». Однако необходимость обсудить некоторые вопросы остается, и конференция, похоже, наилучшая для этого форма. Пример - мероприятие агентства «Дейтор», привлекающее довольно широкий круг средних и небольших российских фирм. Крупным компаниям там уже скучновато, это особенно было заметно на конференции, посвященной инвестициям, - в сферу их интересов попадают уже крупные финансовые и государственные структуры, а отсюда уже рукой подать и до политики. Так что капитанам больших кораблей тоже есть о чем поговорить и желательно в узком кругу, а заодно и отдохнуть. Заметен интерес к привлечению региональной элиты, во всяком случае, Левон Амдилян отметил: «Уже сейчас на Форум потянулись представители восточных регионов, и мы хотим посмотреть динамику. Для нас очень важна комфортная база, но когда из регионов приедет человек 30–40, не исключено, что мы проведем мероприятие не менее комфортно в какой-нибудь сибирской супергостинице для нефтяников, ведь в красноярских лесах есть интересные места». Кроме того, организаторы стремятся быть максимально демократичными и не превратить обмен мнениями в школу передового опыта. «Школы там не будет, во всяком случае, пока я к этому имею отношение, я буду против. Там можно будет поучаствовать в обсуждении реальных проблем, понять, что делать и как, или послушать, кто и как решает проблемы в своих компаниях, и - будет просто обмен мнениями», - уверяет Анатолий Карачинский.

Появляются и традиции. Левон Амдилян утверждает: «У нас есть жесткое правило: все разговоры, обсуждения - только на русском. Даже иностранцы - Ниф Спеллман, Эстер Дайсон и Бен Уилкинг из Браунсуик говорили по-русски. Не исключено, что, если завтра президент Xerox приедет и захочет выступить, мы его выслушаем с удовольствием и только ради таких выступлений, но одного, не более, мы готовы отступить от правила». Если хотя бы раз в году обновленный МКФ сможет все-таки объединить руководителей крупных компьютерных фирм, то, возможно, они смогут найти общий язык не только для общения с президентами компьютерных империй.