Придерживаясь золотого правила «цыплят по осени считают», АО Microsoft в первых числах сентября объявило о результатах деятельности гиганта компьютерной индустрии за прошедший финансовый год (ФГ), хотя сам ФГ закончился по летосчислению корпорации еще 30 июня. Генеральный директор московского представительства Ольга Дергунова подчеркнула, что подобный отчет перед прессой еще раз свидетельствует об открытости фирмы.

Как и в прошлом году, она громко объявила о достижениях Microsoft как на мировом рынке, так и в России. Успех компании, выпускающей ПО, в решающей степени зависит от пользователей ее продуктов, а таковых фирма насчитала к настоящему времени более 150 млн. Причем большую их часть составляют пользователи выпускаемых 32-разрядных ОС, одних только пользователей Windows 95 в мире числится свыше 60 млн. Плюс к этому головокружительные темпы продаж ОС Windows NT Server, лицензий на которую, по данным IDC, продано в три раза больше, чем Novell NetWare, и пакета Microsoft Office 97, который первые три месяца продавался со скоростью 1 лицензия в секунду! По-видимому, этой новой единицей измерения успеха компании придется пользоваться чаще, ведь не за горами выпуск нового браузера Internet Explorer 4.0, а также новых редакций ОС Windows 98 (в просторечии называемой Memphis) и Windows NT 5.0.

Как сказала Ольга Дергунова, компания считает, что такой успех был достигнут в немалой степени благодаря ее способности «прислушиваться к мнению пользователей и рынка». Более 80% новшеств в Microsoft Office 97 появилось по рекомендациям пользователей. Интересно, а те недоделки, которые выявились в этом пакете и потом были спешно прикрыты выпущенными «заплатами», тоже возникли по «их» рекомендациям?

Но в конце концов, решающий фактор успеха на рынке — доход. И здесь Microsoft может по праву считать себя лидером — за прошедший ФГ объем продаж во всем мире составил 11,36 млрд. долл, в России — всего 26,2 млн. долл. Но в статистике, как известно, кроме абсолютных цифр принято использовать и относительные показатели. И, судя по ним, московское представительство выглядит заметно успешнее материнской компании — прирост объема продаж в России за последний год составил 89% (в предыдущем году 11%), в то время как по корпорации в целом темпы роста снизились с 46% в 1996-м ФГ до 31% в 1997-м ФГ. Да и доля России в бизнесе Microsoft заметно возросла, хотя и составляет пока менее одного процента. Отметим этот факт, так как он, по утверждению Ильи Биллига, перешедшего недавно на работу в европейскую штаб-квартиру корпорации, играет решающую роль в выпуске продукции, ориентированной на использование в нашей стране.

Детализируя сводные показатели, Ольга Дергунова сказала, что в прошедшем году с учетом предустановки ПО Microsoft на выпускаемые ОЕМ-партнерами компьютеры было продано почти 552 тыс. лицензий (на 99,4% больше, чем в 1996-м ФГ) и 141 тыс. копий ОС Windows (что на 41% больше продаж прошлого года). Как принято в отчетности фирмы, анализ продаж проводится по трем каналам — через ОЕМ-партнеров, через системных интеграторов для корпоративных клиентов и через розничную торговлю. Рост доходов зафиксирован по каждому из этих каналов. Но особенно заметным он был на корпоративном рынке. Ольга Дергунова это объяснила тем, что в 1996 г. известная политическая нестабильность, связанная с выборами президента, и ожидания негативных перемен в финансовой жизни парализовали корпоративный рынок. В особенности это сказалось на деятельности крупных клиентов, которые «заморозили» свои проекты информатизации. Их активность начала проявляться только в 1997 г., когда было открыто финансирование и системные интеграторы смогли взяться за дело. Отмечен также некоторый рост закупок лицензий на ПО малыми и средними фирмами (в расчете на 10—15 рабочих мест). По ее мнению, фирмам стало выгоднее покупать продукты и получать гарантированную техническую и сервисную поддержку, чем использовать ненадежные «пиратские» копии.

Динамика прироста объемов продаж продуктов Microsoft за два последних года

Каналы продажOEM-партнерыКорпоративные заказчикиРозничные продажи
199681%-28%11%
1997119%305%28%

Структура продаж Microsoft на местном рынке существенно не изменилась, разве что возросли вдвое продажи аппаратных средств с маркой фирмы (мыши, джойстики, клавиатуры и пр.). Московское представительство ставит это в заслугу своим OEM-партнерам — российским сборщикам ПК, которые в 1997 г. окончательно перешли на установку Windows 95. По данным АО Microsoft, в июне 92% компьютеров в стране выпускалось более чем 400 фирмами с этой легально предустановленной ОС. Ольга Дергунова также назвала пять фирм-сборщиков (Nienshanz, Kraftway, R-Style, «Вист» и ИВК), которые как наиболее передовые начали устанавливать на свои компьютеры ОС Windows NT Server. А «Вист» даже подписала договор, согласно которому с ноября 1996 г. на каждом выпускаемом компьютере устанавливались Windows 95 и пакет MS Works 4.0.

Microsoft видит свои заслуги в том, что российским пользователям все больше нравится браузер Internet Explorer — по данным представительства, он уже используется на 45% компьютеров.

Московскому представительству при активной помощи правоохранительных органов удалось добиться победы над местными «пиратами» — выиграно четыре судебных процесса и возбуждено еще 10 уголовных дел, а значит, «можно ожидать в наступившем ФГ первых примеров наказания организаций, использующих ворованное ПО».

В ближайших планах Microsoft выпуск новых продуктов, расширение сети партнеров и службы поддержки, развертывание программы Office Extentions, по которой для разработки приложений к пакету Microsoft Office 97 привлекаются как отдельные программисты, так и целые коллективы. Кроме того, ожидается, что в октябре в Россию приедет сам Билл Гейтс, на встречу с которым можно гарантированно попасть, задав ему заранее «очень умный» вопрос на русской странице Web-сервера корпорации (http://www.microsoft.com/rus/).

В ответах на вопросы Илья Биллиг пояснил, что все новые продукты Microsoft обязательно будут локализованы. И то, что они появляются не сразу, а, как правило, через 90 дней, объясняется лишь одним — малой долей России в общем объеме продаж корпорации. «Если бы больше покупали, то и средств на локализацию было бы больше, а вопрос о сроках вообще не стоял бы». В Восточной Европе «примерные» пользователи из Польши (а она занимает здесь первое место по объемам продаж) смогли загружать «польскую» версию Internet Explorer 4.0 Release 2 уже через пару недель после выхода в свет оригинальной, англоязычной. Что же до того, что загрузку «бесплатного ПО» российским пользователям приходится производить с иностранных сайтов, то АО Microsoft, оказывается, не знает, что на сайтах российских партнеров — поставщиков услуг Интернета — просто невозможно найти необходимые объявленные продукты.