Каждому понятно, что собой представляет «малый бизнес», не так ли? По крайней мере в общем.

Попытка дать определение понятию «малый бизнес» зависит от того, что вы понимаете под словом «малый», от ваших взглядов на рынок, наконец, просто от предпочитаемого вами оттенка серого.

Некоторые полагают, что малой теперь следует считать фирму, число сотрудников которой не превышает 500 человек, однако владельцу закусочной Deli с двумя штатными работниками где-нибудь в американской глубинке, вероятно, ресторан со штатом в 90 человек покажется крупным.

Консенсус, разумеется, существует.

Большинство крупных поставщиков и ведущих исследовательских фирм, работающих с рынком малого бизнеса, используют довольно расплывчатое определение малой фирмы, предложенное Бюро переписей США, — «компания со штатом менее 100 человек».

Мнения

Каждый — по-своему

  • Cisco относит фирму со штатом менее 20 человек к рынку SOHO.
  • 3Com следует определению, принятому Бюро переписей, но исключает фирмы, использующие труд надомников.
  • IBM ввела понятие «очень малое предприятие».

«Мы исключаем из данного определения предприятия с числом работников менее пяти ввиду малого использования ими технологии», — сообщила Черил Болл, аналитик исследовательской фирмы Business Research Group (BRG).

Поставщик сетевых средств, компания Cisco Systems Inc., идет еще дальше, исключая из категории малых фирмы с числом сотрудников менее 20.

«Мы рассматриваем компании со штатом менее 20 человек как относящиеся к рынку SOHO», — сказал Рик Берджесс, директор Cisco по маркетингу решений для малых и средних фирм.

Cisco ориентирует семейство сетевых устройств NetBeyond на компании, насчитывающие 20 и более сотрудников, утверждает Берджесс. «Очень маленьким компаниям не нужны наши наращиваемые концентраторы или маршрутизаторы», — пояснил он.

Корпорация 3Com Corp., напротив, придерживается более широких рамок.

«В общем мы согласны с определением малого бизнеса, данным Бюро переписей, как компании со штатом менее 100 работников, исключая надомников, — сказал Чак Йорт, директор корпорации 3Com по работе с малыми фирмами. — Здесь важно то, на какие сегменты вы делите сектор малого бизнеса».

3Com делит его на компании со штатом менее пяти человек, от пяти до 25 и от 25 до 99 человек.

«Наиболее привлекательны для нас компании с числом сотрудников от 5 до 25, — заметил Йорт. — Мы видим, что эти компании охотнее других используют и приобретают сетевое оборудование».

Однако не менее внимательно относится корпорация и к соотношению число ПК/число работников, равно как и к годовому обороту предприятий малого бизнеса, добавил Йорт.

Если показатель число ПК/число работников достаточно высок, а годовой доход составляет не менее 500 тыс. долл., то 3Com обычно рассматривает такую компанию как пользователя или потенциального пользователя сетевых решений. «Хотя это не всегда так», — добавил Йорт.

3Com адресует семейство концентраторов, коммутаторов и маршрутизаторов OfficeConnect компаниям, имеющим до 20 ПК. «Когда это количество нужно увеличить, мы предлагаем семейство SuperStack OfficeConnect, с помощью которого можно использовать до 64 узлов», — пояснил Йорт.

Среди других известных сторонников определения Бюро переписей США можно назвать IBM Corp. и Microsoft Corp. Конечно же, каждая из них предлагает собственную трактовку.

Официальные определения

Бюро переписей США определяет «малое предприятие» как имеющее «менее 100 работников».

В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (№ 88-ФЗ от 14.06.1995) субъектами малого предпринимательства (МП) считаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МП, не превышает 25%, и средняя численность работников в которых за отчетный период не превышает: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 чел., в научно-технической сфере — 60 чел., в оптовой торговле — 50 чел., в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30 чел., в остальных отраслях — 50 чел.

Под субъектами МП понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

«Многие рассматривают сектор малого бизнеса как сообщество одиночных пользователей, но на самом деле это самые разные фирмы с разными потребностями», — отметил Пол Базли, генеральный управляющий по маркетингу для предприятий малого бизнеса и поставщиков услуг Microsoft.

«Юридическая фирма со штатом в 99 человек, работающих на 50 ПК, технологически сильно отличается от булочной с тремя ПК и шестью работниками», — уверяет он.

Формируя стратегию выпуска продуктов и взаимодействия с партнерами, чтобы предоставить решения для самых разных секторов рынка, Microsoft учитывает такие факторы, как соотношение число ПК/число сотрудников и интенсивность потоков информации в компании, равно как и ее навыки работы с компьютерной техникой.

«Вообще говоря, мы считаем, что возможности поставки решений компаниям, насчитывающим менее 100 работников и имеющим от пяти до 25 ПК, весьма велики, — сказал Базли. — Реселлеры могут продавать им офисные пакеты и серверы».

Базли сообщил, что в основном ПК раскупаются малыми фирмами со штатом от одного до 49 работников. «Здесь мы выделяем два подсегмента: компании с численностью сотрудников от одного до девяти и от 10 до 49; объемы продаж в этих подсегментах примерно равны. Затем идут компании со штатом от 50 до 99 человек, доля поставок ПК которым ниже; относительно невелика здесь и база пользователей».

Корпорация IBM делит рынок малого бизнеса на два сегмента: от одного до 50 и от 50 до 100 сотрудников. Первый из них IBM относит к «очень малым фирмам», пояснил Стив Уиттенборн, менеджер корпорации IBM по маркетингу для малого бизнеса.

«Мы стараемся продать этим компаниям не просто аппаратные или программные средства, а решения для ведения бизнеса», — добавил Уиттенборн.

«Для малых предприятий нужно, чтобы кто-то связал в единое целое аппаратные средства, прикладные программы, обучение, поддержку, установку, финансирование и другие услуги», — сказал он.

Чтобы обеспечить поставку комплексных решений, IBM сотрудничает с партнерами из числа VAR’ов, особенно с теми, которые предлагают специализированное отраслевое или межотраслевое ПО.

Lotus Development Corp. также разделяет подход IBM, своей материнской компании, но концентрируется главным образом на вопросах коммуникаций, особенно с использованием Интернета.

«Мы разрабатываем продукты, отвечающие потребностям малых фирм, которые в целом во многом схожи с подобными для более крупных компаний, но все же отличаются от них», — заметила Айлин Радден, вице-президент отделения коммуникационных изделий фирмы Lotus.

«В малых предприятиях обычно нет собственных специалистов по ИТ, поэтому у них больше потребность в высокофункциональных и высоконадежных изделиях, которые сразу же готовы к работе», — добавила она.

Корпорация Lotus недавно анонсировала свой пакет Domino Intranet Starter Pack — готовое решение для создания интрасети.

Независимо от трактовки определения малого бизнеса поставщики и их партнеры-реселлеры стремятся отхватить кусок пожирнее на новом, бурно растущем рынке с огромными возможностями. Согласно данным Управления по делам малого бизнеса в США, при ежегодном росте около 2% в этом секторе задействовано до 53% рабочей силы, на его долю приходится 47% всех продаж и 50% валового продукта частного бизнеса.

Более того, согласно оценкам, малые фирмы создают до 75% новых рабочих мест.

По данным BRG, использование компьютеров малыми фирмами возросло с 1994 г. с 71 до 91%. Использование же Интернета с 15% в 1996 г. подскочило в 1997 г. до 61%.