С развитием рынка высокоскоростных средств доступа к Интернету в борьбу за клиента вступили технологии кабельных модемов и абонентских цифровых линий (DSL — digital subscriber line).

Популярность кабельных модемов растет, и наблюдатели пытаются ответить на вопрос, какую роль будут играть VAR’ы на этом развивающемся рынке.

В прошлом году кабельных модемов было продано в два раза больше, чем модемов DSL. Однако доля кабельных модемов на коммерческом рынке по-прежнему мала, и это ограничивает возможности для VAR’ов.

Хотя технология кабельных модемов распространяется в среде коммерческих заказчиков медленно, аналитики тем не менее считают, что у VAR’ов есть неплохие шансы, особенно на рынке малых предприятий.

Например, появление маршрутизаторов на базе кабельных модемов Cisco Systems открывает возможности для интеграции.

«Здесь существует рынок для тех, кто занимается установкой оборудования. Такая услуга особенно актуальна для малых компаний, у которых штат сотрудников по ИТ ограничен», — отметила Патти Риали, аналитик исследовательской компании Dataquest. Старший аналитик компании Cahners In-Stat Group Шеннон Плизант считает, что еще одним фактором, в силу которого малые предприятия могут быть заинтересованы в использовании кабельных модемов, является то, что кабельная система обеспечивает пропускную способность, сравнимую с пропускной способностью выделенных линий Т-1, но за меньшую цену.

«VAR’ы могут помочь малым компаниям выяснить, что им необходимо. Они окажут помощь в выборе способов соединения и оборудования, необходимого для обслуживания имеющихся в компании пользователей», — отмечает Плизант.

Некоторые реселлеры рассматривают возможность использования кабельных модемов для обеспечения доступа к виртуальным частным сетям (VPN). Представители компаний отмечают, что кабельные виртуальные сети остаются пока довольно узким сектором рынка. Развитию этой технологии препятствуют опасения по поводу безопасности и пропускной способности совместно используемых кабельных систем.

«Как только кабельные компании обеспечат такой уровень пропускной способности, когда увеличение количества абонентов Интернета не будет снижать скорость передачи данных до неприемлемого уровня, виртуальные частные сети станут хорошим решением», — сказал Эрик Кастил, директор по разработке и поддержке сетевой продукции реселлерской компании Stargate Industries LLC.

В настоящее время в Северной Америке насчитывается примерно 1 млн. абонентов кабельных модемов, но применяют их в основном домашние пользователи. «Я думаю, что доля пользователей в компаниях составляет не более 1%», — отмечает Плизант.

Согласно данным Dataquest, в 1998 г. было продано 846 тыс. кабельных модемов и 352,6 тыс. модемов DSL.

Ожидается, что в течение ближайших лет эти рынки значительно вырастут. Специалисты Dataquest предсказывают, что поставки кабельных модемов в этом году составят 1,7 млн. устройств, а в 2000 г. и 2003 г. достигнут уровня 2,7 и 5,3 млн. штук соответственно. По этим же оценкам поставки модемов для абонентских цифровых линий составят 1 млн. устройств в этом году и 2,3 млн. в 2000 г., а к 2003 г. превзойдут объемы поставок кабельных модемов и достигнут 9,8 млн. устройств.

Что же препятствует распространению кабельных модемов на коммерческом рынке? Как считают аналитики, не производительность или соображения безопасности, а их недостаточная доступность. Это не массовый рынок, считает Риали.

«Возможностей их применения в деловой сфере меньше, поскольку многие офисные здания, а тем более сами офисы в них не оснащены коаксиальными кабельными системами», — сказала Плизант.

По данным компании Cahners In-Stat Group, к 2000 г. только 4% новых абонентов кабельных модемов будут представителями деловых кругов. В то же время к этой категории пользователей будут относиться 11 и 97% новых абонентов модемов ADSL/ADSL и SDSL соответственно.

В отличие от модемов DSL, которые обеспечивают прямое соединение, кабельные модемы подсоединяются к компьютеру через сеть Ethernet. Поэтому скорость передачи данных зависит от того, сколько пользователей в данное время используют сеть.

Скорость передачи данных по кабелю может достигать 10 Мбит/с, однако на практике кабельные компании обычно обещают пользователям пропускную способность от 1,5 до 2 Мбит/с. Абонентские цифровые линии могут передавать данные со скоростью 6—7 Мбит/с, но телефонные компании обычно гарантируют 1—2 Мбит/с или еще меньше.

Одна из проблем кабельных модемов была связана с обеспечением безопасности, однако позже эти вопросы частично решили с помощью ПО. Как пояснила Плизант, поскольку кабель — это среда совместного использования, потоки данных различных пользователей следуют один за другим.

«Мы совместно используем один большой толстый кабель, но встроенные в протокол средства шифрования создают между данными различных пользователей, передающимися по этому кабелю, невидимую стену», — сказала она.

Интерес к кабельным модемам на российском рынке пока не высок. В московских офисах 3Com, Cabletron и Cisco нам сообщили, что эти устройства в нашу страну не поставляются. Главное препятствие для их использования — отсутствие развитой сети кабельного телевидения (исключение составляют несколько крупных городов), а также необходимость относительно высоких, по российским меркам, начальных вложений со стороны поставщиков услуг Интернета. Тем не менее Алексей Устинов, системный инженер представительства 3Com, считает, что перспективы развития у рынка этих устройств есть, так как они могут обеспечить высокую скорость передачи данных.

По всей видимости, удачнее всего в России на этом рынке работает подразделение Bay Networks компании Nortel Networks. Ее партнер, российская фирма Step Logic, разработала и установила свыше 10 систем, в которых используются кабельные модемы. Как сообщили в Step Logic, четыре системы работают в Екатеринбурге, по одной в Москве, Санкт-Петербурге, Петрозаводске и Троицке.