В то время как объемы продаж ПК в связи с прошлогодним кризисом резко упали и, согласно прогнозам IDC, выйдут на уровень 1997 г. только через три года, число российских пользователей Интернета быстро увеличивается — среднегодовые темпы роста составляют более 21%. Уже к концу 2000 г. в России свыше 300 поставщиков услуг Интернета обеспечат доступ к Сети около 2 млн. пользователей. Предполагается, что почти 82% из них будут корпоративными клиентами. Это вполне соответствует общемировым тенденциям. Кроме того, по оценкам IDC, к 2003 г. оборот электронной торговли, услугами которой сможет воспользоваться 1 млрд. пользователей, составит почти триллион долл. Эти данные привел Юрген Тиль, региональный менеджер Intel по странам Центральной и Восточной Европы, на брифинге «Intel и Интернет-экономика», поясняя повышенное внимание корпорации к Сети. Он даже процитировал председателя совета директоров Intel д-ра Эндрю Гроува: «Лет через пять каждая фирма либо превратится в Интернет-компанию, либо прекратит свое существование». Уже сейчас почти 200 партнеров в 30 странах закупают продукцию Intel, используя Интернет-технологии. Они ежемесячно приносят компании около 1 млрд. долл. дохода. Если в 1998 г. в совокупном обороте Intel на долю электронной торговли приходился всего 21%, то в текущем году она выросла до 42%, а еще через 2—3 года станет преобладающей (более 90%) в структуре доходов компании.

Это заставило Intel пересмотреть собственные цели на мировом рынке. Компания намерена стать поставщиком технологий для работы в Сети и теперь меняет стратегию и внутреннюю организацию, ориентируясь на производство четырех основных структурных компонентов:

  • клиентских платформ,
  • сетевой инфраструктуры,
  • серверных платформ,
  • решений и услуг для обеспечения работы в Интернете.

Intel инвестирует в компании, создающие новые технологии Интернета и электронной торговли, стремится сотрудничать с поставщиками услуг, создавая для них сетевые компоненты и серверы. По словам Юргена Тиля, Intel, поставляющая более 80% современных процессоров, видит свою заслугу в широком распространении компьютеров и сетевых технологий.

В начале августа компания выпустила два новых процессора — Pentium III 600 МГц и Celeron 500 МГц, которые будут продаваться по 669 и 167 долл. (при закупке партии 1000 шт.). 600-МГц Pentium III традиционно нацелен на рынок высокопроизводительных систем, а новый Celeron — на недорогие ПК. Причем, как утверждает Павел Борох, менеджер Intel по техническому маркетингу в Восточной Европе, оба процессора выпущены со значительным опережением плановых сроков.

Чтобы оценить эту оговорку, нужно вспомнить прошедшее почти незамеченным заявление Intel от 20 апреля. В нем сообщалось, что новый процессор Pentium III с частотой 600 МГц под кодовым названием Coppermine будет производиться по 0,18-мкм технологии, а его выпуск планируется в сентябре 1999 г. На то же время были намечены выпуск 500-МГц процессора Celeron и снижение цен на ранее производимые модели почти на 50%.

Эти планы пришлось спешно корректировать, поскольку в начале 1999 г. ситуация на рынке складывалась не в пользу Intel — доля продаж ПК с процессорами конкурентов была заметно выше (см. CRN/RE № 8/1999). Intel начала маркетинговую атаку — объявления о снижении цен следовали одно за другим, прежде всего на процессоры Celeron, что помогло бы вернуть прежние позиции в секторе ПК начального уровня. Начатое полтора года назад расширение спектра выпускаемых процессоров (Celeron, Pentium II и Pentium III) и их ориентация на определенные секторы рынка обеспечили пространство для ценового маневра. Снижение прибыли от продаж дешевых Celeron компания восполняет за счет дорогих Pentium II и Pentium III. При этом сохраняется в необходимых пределах уровень средних цен и прибыльности производства.

Подобных возможностей у конкурентов не было — вся их продукция была нацелена на рынок недорогих ПК, и они объявили об убытках, не выдержав ценовой войны, навязанной Intel.

Первыми сдались National Semiconductor, которой принадлежала купленная два года назад компания Cyrix, и IDT (подробнее о компании IDT см. с. 28, «IDT уходит с рынка прцессоров»). Уже 30 июня фирма Via Technologies, известный тайваньский производитель микропроцессорных наборов для ПК, объявила о покупке Cyrix за 167 млн. долл. А 5 августа стало известно, что Via заключила договор о приобретении Centaur, дочернего предприятия IDT, разрабатывавшего х86-совместимые процессоры WinChip. Через неделю, 13 августа, было объявлено о сокращении 300 сотрудников из подразделения Via Cyrix и возможности прекращения разработок перспективного процессора под названием Gobi — по замыслу Cyrix он должен был стать прямым конкурентом Pentium III.

Из реально действующих конкурентов Intel осталась лишь AMD, но она объявила о больших убытках во II квартале 1999 г., поскольку в результате ценовой войны средняя стоимость процессоров К6 за три месяца снизилась с 78 до 67 долл. По данным исследовательской фирмы Infobeads Store Board, в мае 1999 г. AMD еще удерживала 45% американского рынка, в то время как доля Intel возросла до 51%. Кроме того, 14 июля 1999 г. зарубежная пресса сообщила, что президент Атик Раза, считавшийся ключевой фигурой в AMD, покинул компанию. По мнению аналитиков, это усложнит ее положение.

И на розничном рынке, где в начале года AMD была безусловным лидером, она также теряла позиции — ее доля сократилась до 40%, а доля Intel на рынке недорогих систем практически восстановилась за счет активных продаж ПК с процессорами Celeron. Об этом, как об одном из основных результатов работы Intel, сообщил Павел Борох. Он также указал на рост доходов во II квартале 1999 г. на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и увеличение объемов поставок Pentium III в три раза по сравнению с I кварталом текущего года.

Intel также спокойно восприняла объявление AMD о выпуске нового процессора Athlon 500 — 650 МГц, который по функциональным возможностям конкурирует с Pentium III и будет продаваться по высоким ценам (от 249 долл. за версию 500 МГц и до 849 долл. за версию 650 МГц). За счет продажи этих моделей AMD сможет поднять среднюю цену своих процессоров до 100 долл., что является ее стратегической целью. Но в III квартале планируется выпустить лишь несколько десятков тысяч процессоров Athlon, только для ОЕМ-партнеров. А это значит, что Intel сохранит количественный перевес, поставляя в несколько раз больше 600-МГц Pentium III.

Не встревожило Intel и временное технологическое превосходство AMD после выпуска процессора с более высокой тактовой частотой. У Intel нашелся ответ. По утверждению Павла Бороха, первые образцы 64-разрядного процессора Merced появятся уже в сентябре, а серийный выпуск начнется в середине 2000 г. Это может серьезно нарушить планы AMD выйти на рынок серверов и рабочих станций с 32-разрядным Athlon.

Павел Борох сообщил, что Intel получила возможность ввозить в Россию 600-МГц Pentium III в коробочной упаковке через европейских дистрибьюторов. Он также упомянул проект закона, направленный в Конгресс США, предусматривающий смягчение ограничений на поставку в Россию и другие страны высокотехнологичных компонентов, и выразил надежду на его скорое утверждение американскими законодателями.

Теперь и российские ОЕМ смогут выпускать широкую гамму настольных ПК стоимостью от 600 до 2 тыс. долл. Павел Борох подчеркнул, что новые Pentium III и Celeron позволят расширить возможности ПК, работающих с Интернетом, а решение этой задачи непосредственно связано с новой стратегической ориентацией Intel. Именно с этой целью компания создала новое подразделение Internet Data Services Division и начала глобальную программу поддержки поставщиков услуг Интернета.