CRN/RE №100

Для того чтобы понять, каких результатов достигла редакция за время существования нашего издания, как читатели относятся к нему, что им нравится, а что нет, Служба информации CRN/RE в середине сентября провела мини-опрос на тему «Что такое «Идеальный CRN/RE» или Стоит ли Что-то менять (и что именно) в отдельно взятом компьютерном издании».

Методика опроса

Респондентами в данном опросе стали руководители компьютерных компаний, занимающихся бизнесом на территории Российской Федерации. Им по электронной почте рассылались анкеты, состоящие из следующих вопросов:

Какие материалы CRN/RE (тематика статей) представляют наибольший интерес для бизнеса вашей компании?

Какие из публикуемых в CRN/RE материалов (по тематике) не интересны?

Какие, по вашему мнению, направления бизнеса, тенденции или сегменты рынка должны больше освещаться на страницах CRN/RE?

Что вам не нравится в нашем издании (дизайн, содержание, объем переводных материалов, освещение новостей и т.п.)?

Те же, кто считал данный список не полным, могли расширить его, добавить наиболее важные, на их взгляд, пожелания редакции в пятом пункте — «Пожелания редакции (не поздравления!!!)».

Анкеты были направлены в 2500 адресов, ответы получены от 157 компаний, что составило величину отклика (отношение полученных ответов к общему числу запросов в процентном выражении) 6,28%. К сожалению, только около 15% ответивших регулярно читают наше издание. До большей части респондентов CRN/RE (по вине почты) доходит крайне нерегулярно. Кроме того, в компаниях со штатом более 10 человек единственный экземпляр издания часто буквально зачитывается "до дыр" подчиненными и вообще не попадает к руководителю. (это подтверждают копии присланных в адрес редакции в качестве ответа на анкету записок, которыми обмениваются руководители компаний с подчиненными). Примерно 50% ответивших сообщили, что с нашим изданием можно ознакомиться (и подписаться) на выставках.

Прислали свои ответы даже респонденты, которые держали в руках CRN/RE один-единственный раз). Вопрос участвовали и те, кто не видел издание вовсе... Мы искренне благодарим всех и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Итак, для подведения итогов опроса «Службой информации CRN/RE» были отобраны 16 анкет, присланные из Москвы, Воронежа, Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Твери, Тольятти, Уфы. Данную выборку можно считать вполне репрезентативной, так как отвечавшие представляют весь спектр наших читателей. Половина авторов этих анкет работает в столице, другая половина — в региональных компаниях.

Более 69,9% отвечавших успешно (правда, не всегда) совмещают несколько видов деятельности: дилер, системный интегратор, розничный продавец, сервисный центр, субдистрибьютор, разработчик, сборщик. Поэтому суммарное количество «специализаций» компаний (23) превышает суммарное количество отобранных анкет (16). Распределение респондентов по специальностям представлено на диаграмме. Диаграмма подтверждает, что авторы отобранных анкет представляют практически все направления компьютерного бизнеса: системные интеграторы (26,1%), дистрибьюторы (17,4%) (в том числе расходных материалов, копировальной техники, компьютерных комплектующих и аксессуаров), поставщики техники крупным корпоративным клиентам (17,4%), «сетевики» (13,3%), а также вендоры, розничные торговцы, сервис-центры, поставщики ПО, разработчики средств защиты компьютерной информации, сборщики (доля каждой из этих специализаций — 4,3%).

Как и ожидалось, большинство наших читателей — руководители компаний (должности разные: коммерческий, генеральный или просто директор, президент, глава представительства и т.д.). Они были авторами 62,5% анкет. В 25% случаях наиболее компетентными (и отзывчивыми) оказались руководители и менеджеры отделов по маркетингу, рекламе и связью с прессой. Оставшиеся 12,5% приходятся на долю ИТ-менеджеров.

Наконец, необходимо отметить, что в нашем опросе приняли участие оба представленных на компьютерном рынке пола: 56,2% — ответы мужчин, 43,8% — женщин.

Результаты опроса

Какие материалы CRN/RE (тематика статей) представляют наибольший интерес для бизнеса опрашиваемых компаний

Большинство респондентов на этот вопрос ответили так: «Нам интересно все, что соответствует специализации нашей компании».

Так, например, сотрудник московского представительства одного из поставщиков принтеров, факсов и многофункциональных устройств, материалы, рассказывающие о рынке принтеров и компьютерной периферии, предпочитает всем остальным. Кроме того, «…мы с удовольствием читаем обзоры компьютерного рынка, статьи, в которых наши конкуренты или партнеры высказывают свои мнения по прогнозам и тенденциям развития компьютерного рынка России. Также нам интересны материалы о деятельности российских компаний вообще, так как многие из них — наши партнеры, реселлеры».

«Практически все», — так кратко ответил на наш вопрос системный интегратор из Воронежа. Можно сказать, что это относится и ко всем компаниям, занимающимся этим видом бизнеса. Например, представители двух компаний из Казани помимо материалов по системной интеграции регулярно читают аналитические статьи. Еще одну компанию интересуют «…материалы по автоматизации производства, электронной коммерции и Web-дизайну», а ее земляка (второй вид деятельности — сборка) — «…новинки, отчеты о мероприятиях, статистика компьютерного рынка». Технические новинки также интересуют системных интеграторов из Уфы и Твери, они (занимаются поставкой, ремонтом техники, установкой сетей и с удовольствием читают такие разделы, как «Бизнес» и «Оборудование». А столичного интегратора привлекают материалы о завершенных проектах, новинках сетевого оборудования и программного обеспечения, Интернет-проектах, а также новости компьютерного рынка.

Разнообразие интересов демонстрируют и представители компаний-дистрибьюторов. «Самые полезные для нас разделы — это «Новости» и «Бизнес», — утверждает сотрудник одного из московских дистрибьюторов комплектующих. — Используя информацию, которая в них содержится, мы можем анализировать ситуацию на рынке, лучше работать с нашими партнерами. Конечно, интересны специальные тематические выпуски. Кроме того, мы заинтересованы в размещении рекламы на страницах CRN/RE, так как ваши читатели — это наши потенциальные клиенты». Помимо материалов по основному виду деятельности одного из московских дистрибьюторов копировальной техники интересуют обзоры внедренных решений, рассказы о системной интеграции, Интернет-технологиях, а также сравнительный анализ оборудования различных вендоров. Сотрудник еще одного столичного дистрибьютора в первую очередь знакомится с новинками, появившимися на рынке, и тенденциями развития самого рынка. А персонал столичной компании—дистрибьютора расходных материалов к и компьютерных аксессуаров - отдает предпочтение новостям и аналитическим статьям о рынке принтеров и "расходников", дискуссиям за «круглым столом» и материалам о маркетинговых программах других компаний.

Свои «вкусы на информацию» у продавцов компьютерной техники, поставщиков и разработчиков ПО. Аналитические обзоры по продуктам, в том числе корпоративным информационным системам, бизнес в Интернете, тенденции развития рынка, мнения руководителей ведущих компьютерных фирм интересуют нижегородскую компанию, которая продает компьютерную технику корпоративным и розничным клиентам, а также оказывает сервисную и гарантийную поддержку. Тольяттинский «автоматизатор предприятий» черпает из нашего издания информацию об операционных системах РВ, контроллерах, кластерах, продуктах Novell, Microsoft, QNX. А столичные разработчики систем защиты компьютерной информации начинают знакомство со свежим номером с материалов, рассказывающих о безопасности компьютерной информации (в основном — российские компании и продукты), читают и другие статьи по смежным областям рынка: компьютерные технологии, автоматизированные системы и т.д.

Подводя итог, можно сказать, что самое интересное для наших респондентов «железные» и сетевые новинки. Их доля среди всех упомянутых материалов —14,8%. На втором месте — новинки ПО. (12,8%). На третьем — раздел «Новости» и большие аналитические статьи из раздела «Бизнес». Им отдали предпочтение по 8,5% респондентов. По 6,4% голосов набрали раздел «Железо» (целиком), описание завершенных проектов, прогнозы и тенденции развития рынка и материалы о работе российских компаний. Статистика, мнения ведущих персон российских компаний, рассказы об Интернет-проектах и электронной коммерции получили по 4,3%. Обзоры рынков (в том числе и региональных), раздел «Бизнес» (целиком), тематические выпуски, "круглые столы" и материалы, посвященные Web-дизайну, заинтересовали по 2,1% наших респондентов. Стоит отметить, что такую же «оценку» получило и размещение собственной рекламы на страницах CRN/RE. Так как для большинства респондентов интерес представляют несколько разделов (рубрик, тем) нашего издания, общее количество упоминаний «интересных материалов» (47) превосходит общее количество отвечавших (16).

Какие из публикуемых в CRN/RE материалов (по тематике) не интересны

Естественно, что это материалы, «… рассказывающие о продуктах, не соответствующих профилю нашей деятельности, в которых мы не специалисты». Этот ответ нижегородского поставщика компьютерного оборудования отражает общее мнение многих читателей. Правда, не всех. По утверждению сотрудника тольяттинской компании, он читает «…все подряд, так как должен отвечать на любые вопросы администраторов и директората». Крайне мало материалов нашли на страницах CRN/RE столичные вендор и поставщик активного сетевого и компьютерного оборудования, ПО, а также воронежский системный интегратор. Конечно, редакцию это радует. Надеемся, что дела обстоят так, как написал в анкете один из респондентов (сотрудник казанской компании-системного интегратора): «Неинтересные" материалы я просто просматриваю. — Все остальные — внимательно читаю».

Другие наши респонденты смогли более конкретно определить «ненужные» материалы. Так, представитель столичной компании-дистрибьютора копировальной техники просто пролистывает раздел «Железо». Уфимского системного интегратора не интересует светская хроника. Материалы, посвященные программному обеспечению, не читают три московских дистрибьютора, причем для одного из них только этот раздел малоинтересен, а другой предпочел бы не заглядывать и в раздел «Сети и коммуникации»; третий — еще и в переводные статьи. Московского разработчика систем защиты компьютерной информации мало волнует информация о развитии западных компаний (слияниях, кадровых перестановках и т.д.).

Самым неинтересным для читателей оказался раздел «Программы»1 (23,5% ответивших). Переводные статьи редко читают 17,6% респондентов. Остальные 17,6% поровну поделили между собой «Железо»2, светскую хронику, статьи, посвященные рынку коммуникаций.

Так как для некоторых респондентов не представляют интереса несколько рубрик (или тем) нашего издания, общее количество упоминаний «неинтересных материалов» (18) превосходит общее количество отвечавших (16).

И все же 41,3% наших респондентов вполне удовлетворены содержанием русской версии CRN.

Направления бизнеса, тенденции или сегменты рынка, которые должны больше освещаться на страницах CRN/RE

Конечно, наша редакция старается освещать побольше событий, происходящих на компьютерном рынке (именно этого ждет один из системных интеграторов из Казани), но о чем наши читатели хотят иметь наиболее полную информацию?

Помимо описания новых продуктов (об этом просит представитель компании — системного интегратора из Уфы), читатели интересуются новыми видами ИТ-бизнеса и информацией о том, как государственные структуры помогают или мешают развитию ИТ-бизнеса. (Такое пожелание высказал тверской системный интегратор.)

Московский дистрибьютор копировальной техники предлагает чаще и подробнее писать о региональных рынках, а также рассказывать о примерах успешного бизнеса за рубежом. Необходимость в обзорах региональных рынков ощущает и московское представительство ведущего зарубежного вендора. В этом случае наибольший интерес представляют следующие вопросы: «…позиции разных вендоров в различных регионах России, информация об их реселлерах, сервисной поддержке».

«Необходимо рассказывать не только о настольных ПК, — считают в Тольятти. — Но и о решении для предприятий. Такие материалы помогут рассчитать, уменьшить стоимость владения, а также повысить надежность и управляемость системы, сетей и настольных компьютеров». С этой точкой зрения согласны и в казанской компании — системном интеграторе: «Для нас наибольший интерес представляют материалы о преимуществах, которые дает использование ИТ и системной интеграции, в частности системных решений. За реселлинг успешно агитируют сами продавцы, а нам нужны материалы о решениях для корпоративных клиентов». Эта тематика не безразлична и нижегородскому продавцу компьютерной техники, который, кроме того, предлагает почаще рассказывать о бизнесе в Интернете. На подробное освещение этих же тем рассчитывает и московский дистрибьютор.

Помимо Интернет-разработок, столичного дистрибьютора по продаже компьютерных аксессуаров и расходных материалов интересует обзор рынка совместимых расходных материалов и носителей информации.

Обстоятельные статьи о беспроводных коммуникационных системах и технологиях мобильной связи нужны воронежскому системному интегратору и московскому «сетевику» соответственно. Екатеринбургский системный интегратор предлагает публиковать материалы, посвященные вопросам консалтинга, а также «success story».

Разработчики систем защиты компьютерной информации хотят чаще видеть в CRN/RE обзоры «…отдельных участков компьютерного рынка, данные по развитию их за рубежом и в России».

Что не нравится в CRN/RE (дизайн, содержание, объем и качество переводных материалов, освещение новостей и т.п.) нашим читателям

Как и в случае с вопросом №2, часть респондентов (31,2%) оказалась вполне удовлетворена нашим изданием.

Все критические замечания остальных можно разделить на две группы: желание изменить внешний вид (дизайн) и внутреннее содержание (материалов) наполнение издания.

Все претензии к дизайну в основном сводились к слишком мелкому шрифту, которым набраны статьи. Кроме того, нашим читателям хотелось бы видеть в «содержании» номера краткую аннотацию каждого материала.

Предложений по улучшению «внутреннего наполнения» издания было гораздо больше. ТакЮ например, наши респонденты считают, что CRN/RE недостаточно полно освещает многие конференции, семинары, выставки. Они «…хотели бы побольше репортажей «с места событий»". Не хватает информации именно о специализированных выставках в регионах и в Москве. Наши читатели остались недовольны отсутствием подробного репортажа с «Комтека-2000» и просили не пропустить «Банк и Офис-2000».

Мнения участников опроса об уровне освещения новостей в нашем издании разделились. Половина «недовольных» существующим положением дел считает, что материалы в этом разделе должны быть «…более подробными». Остальные, наоборот, предлагают публиковать как можно больше «…коротких и мобильных новостей».

Существенная часть респондентов (18,8%) не довольна объемом, который занимают в нашем издании переводные статьи. Они считают, что «…большой объем переводных материалов не позволяет уделять должного внимания российскому рынку». Кстати, это замечание читателей относится ко всем переводным материалам, в том числе и к «…зарубежным тестированиям».

Несмотря на то что раздел "Оборудование" оказался неинтересным для части наших респондентов3, большинство читателей недовольны его объемом. Они считают, что количество материалов здесь должно быть увеличено за счет описания продуктов, «…соответствующих специализации компаний».

Редакция русской версии CRN/RE благодарит всех, кто прислал свои критические замечания. Мы обязательно примем их к сведению и постараемся исправить недостатки.

Пожелания редакции

Большинство читателей пожелали нам «…быть более мобильными, выходить чаше, писать больше». Кроме того, «сухие» рассуждения на темы компьютерного бизнеса уже мало кого интересуют, поэтому нас просили публиковать больше "живых" материалов».

Наши потенциальные рекламодатели просили снизить расценки на рекламу, чтобы разместить больше рекламных блоков. В то же время все остальные читатели просят отводить «…формальным модульным рекламам» как можно меньше места, а освободившееся пространство отдавать под репортажи, новости и аналитические статьи (причем желательно российских авторов).

Общий итог всем пожеланиям подвел один из наших респондентов: «У вашего издания есть хорошая база — американское издание. Ваша основная задача — сделать грамотный перевод, выбрать актуальные и интересные для России темы и статьи и, конечно, рассказать о российских новостях, побольше помещать актуальных материалов типа «здесь и сейчас»".

Мы постараемся выполнить все ваши пожелания, дорогие читатели, учесть критику, расширить то, что, по вашему мнению еще узко (например круг освещаемых вопросов), и углубить то, что пока мелко (аналитические материалы), убрать то, что вам не нравится, и добавить то, что будет радовать вас...

P. S. А если кто-то из вас не смог принять участие в опросе, но считает, что ему есть что посоветовать, присылайте свои замечания в редакцию.

1 Стоит отметить, что этот раздел не представляет интерес для наших респондентов вовсе не из-за плохого качества помещаемых в нем. Просто читателей мало интересуют пространные рассуждения на эту тему, хотя новости этого раздела — одни из самых читаемых.