Письмом ГТК РФ № 06-10/22727 от 25.11.97 сообщено, что приказ ГТК РФ № 543 от 05.09.97 «Об утверждении Положения о таможенном режиме переработки на таможенной территории», зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 октября 1997 г. (регистрационный № 1395), официально опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 21, ноябрь 1997 г. и вступит в силу 11 декабря 1997 г.

Письмом ГТК РФ № 01-15/22264 от 20.11.97 в целях реализации пунктов Межведомственного плана мероприятий налоговых, таможенных и правоохранительных органов, органов валютного и экспортного контроля по пополнению доходной части федерального бюджета перед отделами таможенной инспекции РТУ и таможен поставлены задачи по выявлению посреднических фирм, осуществляющих бартерные и иные операции с крупнейшими предприятиями-недоимщиками, и проверке соблюдения ими налогового законодательства; организации совместных проверок соблюдения налогового законодательства предприятиями и организациями, имеющими задолженность перед федеральным бюджетом свыше 5 млрд. рублей; осуществлению комплекса оперативно-розыскных и иных мер по проверке лиц и фирм, проходивших в запросах правоохранительных органов в качестве подозреваемых в «отмывании» преступно нажитых капиталов, уклонении от уплаты налогов и нарушении налогового, валютного и таможенного законодательства.

Распоряжением ГТК РФ № 01-14/1566 от 19.11.97 с 1 декабря 1997 г. вводятся бланки грузовой таможенной декларации (ГТД-1, ГТД-2) со степенями защиты от подделки. Нумерация бланков со степенями защиты начинается для ГТД-1 с 17 000 001, для ГТД-2 с 7 000 001 номера. Бланки, изготовленные ранее, действуют в течение 4 месяцев после ввода в обращение новых. Ранее выпущенные бланки, используемые таможенными органами для целей таможенного оформления и контроля, применяются до полного их израсходования.

Письмом ГТК РФ № 01-15/21941 от 17.11.97 направлен текст приказа ГТК РФ N 688 от 17.11.97 «О таможенном оформлении товаров, перемещаемых или декларируемых лицами, имеющими задолженность по уплате таможенных платежей и процентов за отсрочку или рассрочку по этим платежам». Приказ подлежит государственной регистрации и вступает в силу через 30 дней после официального опубликования, однако таможенным органам предлагается «использовать текст настоящего приказа в целях работы с участниками внешнеэкономической деятельности» при выполнении Постановления Правительства РФ № 1002 от 13.08.97.
Согласно приказу, таможенным органам предписывается производить помещение под таможенные режимы выпуска для свободного обращения и экспорта товаров, перемещаемых либо декларируемых лицами, имеющими задолженность по уплате таможенных платежей, а также процентов за использованную отсрочку или рассрочку по этим платежам (должниками) в отношении ранее перемещенных и (или) декларированных ими товаров только при условии погашения задолженностей, а также уплаты штрафов за нарушение таможенных правил и пеней по ним.
При таможенном оформлении товаров иными таможенными органами, чем те, в регионе деятельности которых находится отправитель или получатель, оформление предписывается производить только на основании разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого находится отправитель или получатель, выданного после вступления в силу настоящего Приказа. При этом не допускается выдача должникам разрешений на таможенное оформление товаров в ином таможенном органе, чем тот, в регионе деятельности которого находится отправитель или получатель, до погашения задолженности.

В соответствии с Приказом ГТК РФ № 691 от 20.11.97 в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен суммы начисленных таможенных платежей по грузовым таможенным декларациям, оформленным до 31 декабря 1997 г. включительно, принимаются с 1 января 1998 г. исходя из нового масштаба цен. Начальникам таможенных органов предписано произвести до 1 января 1998 г. инвентаризацию задолженности организаций по таможенным платежам, составить акт сверки с организациями-должниками с указанием сумм задолженности в старом и новом масштабах цен. При этом акт сверки подписывается со стороны таможенного органа начальником таможни либо его заместителем и заверяется гербовой печатью таможенного органа. Со стороны организации-должника акт сверки должен быть подписан ее руководителем и главным бухгалтером и заверен гербовой печатью этой организации.

Согласно распоряжению ГТК РФ № 01-14/1623 от 26.11.97 с 1 декабря 1997 г. Московское таможенное управление самостоятельно, без дополнительного согласования с ГТК РФ, принимает решения об учреждении складов временного хранения и таможенных складов в Москве и Московской области (вновь учреждаемых и повторно учреждаемых). При выдаче лицензии на учреждение склада временного хранения или таможенного склада с владельца склада взимается сбор за выдачу лицензии в соответствии с установленными ставками сборов после согласования Московским таможенным управлением принятого таможней решения о возможности учреждения склада. Этим же распоряжением предписано с 1 декабря 1997 г. не применять указание ГТК РФ № 01-14/982 от 29.07.97, а также письма ГТК РФ № 01-33/8671 от 12.05.97 «Об учреждении складов временного хранения» и № 01-33/9778 от 26.05.97 «Об учреждении таможенных складов».
Письмом ГТК РФ № 14-15/15017 от 06.08.97 при осуществлении проверок соблюдения требования таможенного режима экспорта товаров

  • по внешнеторговым сделкам;
  • об обязательном ввозе товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам;
  • либо зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров
предложено различать внешнеторговые бартерные сделки и сделки, предусматривающие встречные закупки товаров по схеме «товар — реализация — товар». В первом случае условиями договора предусматривается эквивалентный по стоимости обмен товарами, т.е. происходит прямой обмен. Во втором случае закупка товаров производится на средства, полученные за экспортированный товар, т.е. имеет место движение денежных средств, присущее отношениям комитент — комиссионер.
Поскольку имущество, поступившее к комиссионеру от комитента либо приобретенное комиссионером для комитента, является собственностью последнего, выручка, поступившая к комиссионеру (иностранному партнеру) от реализации имущества комитента (российского экспортера), является собственностью последнего и подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках. Использование валютной выручки без соответствующего разрешения Центрального банка РФ до ее зачисления на счета в уполномоченных банках может быть квалифицировано как сокрытие валютной выручки.

Письмом Госналогслужбы РФ № ВК-6-16/799 от 17.11.97 направлено извлечение из протокола № 5/37-97 заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК) от 23.10.97 по вопросу о проведении мероприятий по адаптации контрольно-кассовых машин к изменению масштаба цен и обеспечении использования контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением в период введения в платежный оборот денежных знаков нового образца.
Этим же письмом Госналогслужба РФ обязывает начальников госналогинспекций по субъектам РФ:

  • установить контроль за организацией в налоговых органах работы по регистрации контрольно-кассовых машин в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Госналогслужбы РФ № ВГ-3-14/36 от 22.06.95;
  • не принимать к регистрации с 1 января 1998 г. контрольно-кассовые машины, не обеспечивающие при осуществлении денежных расчетов с населением работу в новом масштабе цен;
  • обеспечить в необходимых случаях участие работников налоговых органов в осуществлении мероприятий по адаптации контрольно-кассовых машин с фискальной памятью;
  • обратиться к органам исполнительной власти субъектов РФ с предложением о необходимости обеспечения центрами технического обслуживания контрольно-кассовых машин (ЦТО) взаимодействия с владельцами контрольно-кассовых машин в части установления очередности и графиков проведения работ по адаптации находящихся в эксплуатации контрольно-кассовых машин, внесении центрами отметки в технический паспорт контрольно-кассовой машины, заверенной подписями и печатью и подтверждающей время и организацию — исполнителя работы по адаптации ККМ к новому масштабу цен;
  • произвести по мере выполнения работ по адаптации ККМ перерегистрацию находящихся в эксплуатации ККМ на основании предъявляемых владельцем заявления, технического паспорта ККМ с отметкой ЦТО об адаптации ККМ к новому масштабу цен и договора с ЦТО о постановке ККМ на техническое обслуживание.

Протоколом заседания Государственной межведомственной комиссии по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК) № 5/37-97 от 23.10.97 утверждены мероприятия по адаптации контрольно-кассовых машин к изменению масштаба цен и обеспечении использования контрольно-кассовых машин (ККМ) при осуществлении денежных расчетов с населением в период введения в платежный оборот денежных знаков нового образца.
Согласно протоколу, перевод контрольно-кассовых машин на работу в новом масштабе цен осуществляется с 1 января 1998 г. по 30 июня 1998 г. включительно.
Начиная с 1 июля 1998 г. все контрольно-кассовые машины на территории Российской Федерации, должны работать только в новом масштабе цен. В период с 1 января 1998 г. по 30 июня 1998 г. включительно контрольно-кассовые машины могут работать в старом или новом масштабе цен. При этом не допускается использование на предприятии контрольно-кассовых машин, работающих одновременно в разных масштабах цен.
На чеке, выдаваемом покупателю, стоимость должна соответствовать одной из двух цен (старой или новой) и проставляется в одном определенном масштабе цен: до проведения адаптации ККМ в рамках данного предприятия — в старом масштабе цен, после проведения адаптации — в новом масштабе цен.
Конкретные сроки и дату перевода ККМ на работу в новом масштабе цен определяет пользователь ККМ совместно с центром технического обслуживания, где его ККМ поставлены на техническое обслуживание.
Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать графики перевода ККМ в данном регионе на работу в новом масштабе цен, имея в виду, что этот перевод должен быть завершен не позднее 30 июня 1998 г.
Стоимость товаров или платных услуг проставляется в документах строгой отчетности (квитанциях, путевках, билетах, талонах, знаках почтовой оплаты и др.), приравненных к чекам, начиная с 1 января 1998 г. исходя из нового масштаба цен.
Адаптация контрольно-кассовых машин цен осуществляется:

  • перепрограммированием;
  • внесением конструктивных изменений;
  • заменой отдельных ККМ на ККМ других моделей, включенных в Государственный реестр ККМ, работающих в новом масштабе цен.
Модели ККМ, которые в процессе их адаптации к новому масштабу цен были перепрограммированы и в которые были внесены незначительные конструктивные изменения, подлежат переосвидетельствованию на предмет их соответствия техническим требованиям, предъявляемым к ККМ, используемым на территории РФ.
Модели ККМ, в которые в процессе их адаптации к новому масштабу цен были внесены конструктивные изменения, подлежат сертификации в Госстандарте РФ.
Модели ККМ, подлежащие сертификации и (или) техническому освидетельствованию, должны быть представлены генеральными поставщиками в Госстандарт РФ, соответствующие технические экспертные организации и Государственную межведомственную экспертную комиссию по контрольно-кассовым машинам.
Перевод ККМ на работу в новом масштабе цен путем перепрограммирования контрольно-кассовых машин или внесения незначительных конструктивных изменений в контрольно-кассовые машины осуществляется центрами технического обслуживания ККМ по методикам, подготовленным соответствующими генеральными поставщиками ККМ. При этом генеральные поставщики ККМ должны организовать работу с центрами технического обслуживания и пользователями ККМ по переводу контрольно-кассовых машин на работу в новом масштабе цен.
Пользователи ККМ должны по состоянию на окончание последнего рабочего дня 1997 г. снять с каждой контрольно-кассовой машины в зависимости от ее конструктивного исполнения общие итоговые показания главного суммирующего счетчика, контрольной (фискальной) памяти. Обнуление показаний главного суммирующего счетчика, контрольной (фискальной) памяти не допускается. Снятие общих итоговых показаний с контрольно-кассовой машины оформляется актом.
Аналогичная операция по снятию общих итоговых показаний производится на дату перевода контрольно-кассовой машины на работу в новом масштабе цен. В паспорт (формуляр) ККМ вносится запись о переводе ее на работу в новом масштабе цен с указанием календарной даты, заверенная подписью механика и печатью центра технического обслуживания, осуществляющего указанную работу.
Пользователь контрольно-кассовых машин обязан в 3-дневный срок представить необходимые документы в соответствующий налоговый орган для перерегистрации контрольно-кассовых машин, переведенных на работу в новом масштабе цен.
Все машины, работающие в новом масштабе цен, должны быть оснащены средствами визуального контроля — голограммами «Государственный реестр 1998 г.» и «Сервисное обслуживание 1998». Вновь реализуемые ККМ, работающие в новом масштабе цен, оснащаются голограммами «Государственный реестр 1998 г.» генеральными поставщиками. Контрольно-кассовые машины, переведенные на работу в новом масштабе цен путем перепрограммирования или внесения незначительных конструктивных изменений, оснащаются голограммами «Государственный реестр 1998 г.» центрами технического обслуживания. При этом ранее установленные голограммы «Государственный реестр 1997 г.» на контрольно-кассовые машины, переведенные на работу в новом масштабе цен путем перепрограммирования или внесения незначительных конструктивных изменений, могут быть сохранены.
Все ККМ оснащаются голограммами «Сервисное обслуживание 1998» центрами технического обслуживания контрольно-кассовых машин. При этом центры технического обслуживания должны провести техническое освидетельствование поставленных у них на обслуживание ККМ.
Начиная с 1 января 1998 г. не принимаются к регистрации в налоговых органах контрольно-кассовые машины, не работающие в новом масштабе цен.
На момент регистрации (перерегистрации) ККМ должны быть оснащены средствами визуального контроля «Государственный реестр 1998 г.» и «Сервисное обслуживание 1998».
Ответственность за своевременный и правильный перевод контрольно-кассовых машин на режим работы в новом масштабе цен возлагается на пользователей ККМ, центры технического обслуживания и генеральных поставщиков.

Приказом ГТК РФ № 722 от 10.12.97 внесены изменения в приказ ГТК РФ № 513 от 22.08.97 «О перевозках по книжке МДП некоторых категорий товаров».
Согласно изменениям, временно (до принятия мер, обеспечивающих функционирование гарантийной системы Конвенции МДП) с 1 апреля 1998 г. не допускается перевозка товаров, указанных в приложении к приказу ГТК РФ № 722 от 22.08.97 (Вычислительные машины и их блоки... — код по ТР ВЭД СНГ: 8471; Части и принадлежности... — код по ТР ВЭД СНГ: 8473; Носители готовые, незаписанные... — код по ТР ВЭД СНГ: 8523; Аппаратура приемная для радиотелефонной, радиотелеграфной связи... — код по ТР ВЭД СНГ: 8527), по процедуре МДП на территории Российской Федерации. В отношении этих товаров должен применяться порядок, установленный приказом ГТК РФ № 304 от 20.05.96 «О доставке товаров под таможенным контролем» и совместными нормативными документами таможенных служб государств — участников СНГ и Таможенного союза. В предыдущей редакции указанная мера вводилась с 1 января 1998 г.

Указанием ЦБ РФ № 51-У от 03.12.97 в связи с введением в действие новых Правил ведения бухгалтерского учета в Центральном банке РФ и Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, устанавливаются новые форматы некоторых расчетных документов: платежного требования, платежного требования — поручения, заявления на аккредитив. Указание содержит описание форматов и правила заполнения документов.

Телетайпограммой ГТК РФ № Т-22494 от 10.12.97 доводится до сведения, что в связи с введением новых правил счетов бухгалтерского учета изменяется нумерация валютных счетов экспортеров и импортеров. При таможенном оформлении допускается принятие ПС/ПСИ, оформленных до 1 января 1998 г. с указанием в них старых номеров валютных счетов. Корректировка номеров валютных счетов в паспортах сделки будет производиться по мере подписания изменений и дополнений к соответствующим договорам (затрагивающих сведения, указанные в ПС/ПСИ) при оформлении дополнительных листов к ПС (переоформление ПСИ).

Указанием ЦБ РФ № 48-У от 02.12.97 доведены правила осуществления операций с использованием российских и международных банковских карт в торговых и сервисных предприятиях, обменных пунктах, кассах кредитных организаций и банкоматах при изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен.
Согласно указанию, с 00 ч 00 мин 1 января 1998 г. по местному времени все документы на бумажном носителе (слипы, чеки электронных терминалов) при проведении операций с использованием банковских карт, а также документы в электронном виде, отправленные кредитными организациями-эквайрерами и процессинговыми центрами на обработку для осуществления расчетов, должны быть оформлены с указанием сумм в рублях с измененной нарицательной стоимостью.
При этом организации, осуществляющие операции по выдаче наличных рублей через банкоматы, начиная с 00 ч 00 мин 1 января 1998 г. по местному времени, должны оформлять все документы с указанием суммы полученных рублей, подтверждающих получение средств держателем карты, только в рублях с измененной нарицательной стоимостью, вне зависимости от того, какими купюрами загружены кассеты банкоматов.
После 00 ч 00 мин по местному времени 1 января 1998 г. кредитные организации, осуществляющие безналичные операции через электронные терминалы и операции по выдаче наличных рублей через банкоматы, должны произвести перенастройку их программного обеспечения, которая позволит осуществлять запрос по сумме проводимой операции только в суммах с измененной нарицательной стоимостью и вести учет этих сумм в электронных журналах.
Ответственность за неправильное проведение операций по счетам держателей карт возлагается как на кредитную организацию-эмитента, так и эквайрера по обслуживанию банковских карт.

Письмом ГТК РФ № 01-15/23821 от 09.12.97 разъяснено применение указания ГТК РФ № 01-14/1310 от 28.11.96 «О таможенном оформлении товаров».
При ввозе из Республики Беларусь

  • товаров, происходящих с территории Республики Беларусь;
  • происходящих с территории иного, чем Республика Беларусь, государства, включая Российскую Федерацию, в отношении которых причитающиеся к уплате при выпуске для свободного обращения суммы таможенных пошлин и налогов внесены на территории Беларуси в федеральный бюджет Российской Федерации;
  • происходящих с территории иного, чем Республика Беларусь, государства, включая Российскую Федерацию, в отношении которых причитающиеся к уплате при выпуске для свободного обращения суммы таможенных пошлин и налогов внесены в бюджет Республики Беларусь
таможенным органам предлагается в товаросопроводительных документах делать запись «Выдача грузополучателю разрешена», которая заверяется подписью должностного лица таможенного органа и его личной номерной печатью.
При вывозе товаров с территории РФ в Республику Беларусь отметки (записи, штампы) на товаросопроводительных документах не проставляются.
Предоставлено НПК «Клевер»