Год назад блокнотные ПК Toshiba America Information Systems господствовали на рынке малых и средних предприятий. Однако IBM начала быстро догонять лидера. Стало ясно - «королева ноутбуков» может потерять свою корону.

Опрос реселлеров, проведенный в мае CRN и Answers Research, показал, что самыми популярными у 18% мелких и средних VAR’ов стали блокнотные ПК ThinkPad компании IBM. Таким образом, она разделила с Toshiba первое место в этом секторе рынка.

Год назад почти треть VAR’ов самыми ходовыми называли блокнотные ПК Toshiba.

Но от прежнего лидера отвернулись не все. Менеджер ROI Computer Services Питер Сигел сказал, что его компания, наоборот, перешла на закупку изделий Toshiba.

Toshiba утверждает, что продает через канал сбыта больше блокнотных ПК Libretto, Satellite, Portege и Tecra, чем год назад. Сегодня она делает акцент на улучшении соотношения цена/производительность high-end моделей, например Satellite 320 CDS, и на совершенствовании управления системой поставок.

Майкл Стинсон, старший директор по маркетингу продуктов Toshiba, считает, что спад, скорее всего, имеет временный характер и является результатом агрессивных действий IBM и Compaq Computer, связанных с выводом с рынка их старых моделей.

«Ноутбуков всех классов мы продаем через канал сбыта больше, чем в прошлом году», - заверил он.

В апреле 24% опрошенных считали, что блокнотные ПК Toshiba продаются лучше других, и только 9% отдали предпочтение ThinkPad компании IBM. Однако некоторые мелкие VAR’ы убеждены: снижение результатов Toshiba обусловлено какими-то более существенными обстоятельствами.

По их мнению, одной из причин стали сбои в системе поставок, что часто не позволяет мелким и средним VAR’ам рекомендовать изделия Toshiba своим клиентам.

Реселлеры порой чувствуют себя обойденными вниманием компании. Эрик Фелдман, управляющий ComputerLand по маркетингу, сказал, что, делая покупку у реселлера, пользователь нередко ждет получения заказа до шести недель, в то время как клиенту, приобретающему в большом магазине или по почтовому каталогу, доставляют покупку не позже чем через два дня.

«Некоторые изготовители склоняются к поставкам через розничные каналы, - отметил Фелдман. - Я, например, никогда не стремился продавать ноутбуки Toshiba, если только мне их не заказывали. Зачем заниматься продажей оборудования, если вы не можете его получить и заработать на нем?»

Президент PWR Systems Винсент Диспино также подтвердил, что его компания переключается на ThinkPad, так как не может добиться от Toshiba устойчивых поставок.

Он считает, что эта компания ориентируется в основном на предприятия с большим оборотом. «У многих возникают проблемы с получением оборудования этого поставщика. Toshiba решила обеспечивать только крупных заказчиков, а остальных оставила «дрожать на ветру».

Марк Энтон, президент Digital Publishing Technology, сказал, что его компания сократила количество продаваемых ею ноутбуков Toshiba из-за проблем подключения к ним внешнего оборудования. «У Toshiba - прекрасные системы, но она здорово теряет на этом», - заметил он.

Ответом Toshiba на упреки по поводу док-станций стало комплектование ПК Libretto 70CT, которые оснащены 120-МГц процессором Pentium ММХ и 16-Мбайт RAM, мини-док-станцией Enchanced Port Replicator. Компания сообщила, что пока только прямые заказчики могут бесплатно получить эти повторители, но планируется подготовить такой комплект и для партнеров в канале сбыта.

Однако многие мелкие VAR’ы уже переключились на блокнотные ПК ThinkPad компании IBM или на системы Compaq, Acer America и Dell. Хотя некоторые реселлеры сообщают о неритмичности поставок и задержках с выполнением заказов большинством ведущих изготовителей, все же доминирует мнение, что IBM и Compaq обеспечивают наиболее стабильные поставки.

Постепенно улучшаются дела с поставками и у Toshiba. Так считают 54% респондентов (49% в марте). Однако этот показатель значительно ниже, чем у Hewlett-Packard (76%), IBM (65%) и Compaq (58%).

Мелкие и средние VAR’ы полагают, что портативных ПК будет продаваться больше: 48% ожидают рост продаж на 5%.