Происходящее напоминает какое-то телевизионное шоу: поставщики поисковых машин меняют партнеров, подписывают новые, разрывают старые контракты.

Yahoo недавно отказалась от поисковой машины AltaVista своего старого партнера, компании Digital Equipment, в пользу изделия фирмы Inktomi Corp. AltaVista останется в нижней части страницы Yahoo только в качестве ссылки.

Не засиживаясь в одиночестве, AltaVista объединилась с Web-узлом Netcenter компании Netscape Communications. Netscape недавно заключила соглашение еще с несколькими компаниями, включая Excite, Infoseek, LookSmart International и Lycos.

Excite поможет Netscape в развитии каналов и продаже рекламы, получив 25% трафика Netcenter. Netscape также получит 25%, а остальные партнеры, включая AltaVista, разделят оставшиеся 50%. В эту группу не вошла Yahoo, прекратившая действие программы Net guide для Netscape.

Компания Inktomi стала партнером не только Yahoo. Поисковые системы HotBot (Wired Digital), Snap (CNET) и Microsoft Network (Microsoft) будут обрабатывать запросы своих пользователей на машине Inktomi. А компания LookSmart предоставила пользователям AltaVista и HotBot доступ к своей базе данных.

В чем причина такой перекрестной активности? Как считает Крис Шаррон, аналитик Forrester Research, круговорот партнерств затеян владельцами поисковых систем с целью привлечения посетителей к своим Web-узлам.

«Это кровосмешение, но только так можно выжить, - сказал Шаррон. - Входным Web-узлам для генерации трафика требуется максимально возможное количество посетителей. Сегодня валюта Интернета - глаза пользователей».

Как сказал Шаррон, на девять главных узлов, где пользователи Интернета ищут данные, читают новости и получают электронную почту, приходится сегодня 15% трафика, но они получают 59% дохода от рекламных объявлений.

В их число, по словам Шаррона, входят: America Online, AltaVista, Excite, Infoseek, Lycos, Microsoft, Netscape, Snap и Yahoo.

Кроме партнерских договоров друг с другом эти компании работают с агентствами новостей и туристическими компаниями. В среднем сегодня каждый входной узел работает с 15 компаниями, к 2002 г., по мнению Шаррона, число партнеров будет исчисляться тысячами.

Пока объем рекламы в Интернете растет, компании, владеющие поисковыми машинами, будут бороться за доходы. Шаррон сообщил, что только Yahoo и Lycos показали небольшую прибыль, дав повод некоторым обозревателям предсказать объединение входных узлов с уменьшением их числа до трех-пяти в ближайшие полтора года.

Консолидация, как сказал Шаррон, может произойти в двух формах: либо их выкупят работающие на рынке традиционных средств массовой информации компании, такие, как Time Warner, либо произойдет слияние самих Web-узлов.