«Я знаю, от чего я бегу, но не знаю, чего ищу».
Монтень

Когда я думал, с чем можно сравнить рынок дискет, мне в голову пришла интересная мысль: c емкостью кипящего насыщенного солевого раствора. Еще немного - и скоро все содержимое выкипит и перейдет в иное, кристаллическое состояние.

Именно за такой ситуацией на рынке и интересно наблюдать: изготовители чувствуют, что прибыль все еще извлекается, и пытаются ее извлечь, побуждая купить схлопывающуюся категорию товара различными маркетинговыми приемами, а дистрибьюторы стремятся подыскать ей достойную замену. Вот я и решил выступить в роли «градусника» и оценить - что же сейчас происходит на рынке дискет и какими средствами изготовители стимулируют спрос.

В дискуссии на эту тему участвуют:

Владислав Бадаев, Юрий Ремейко, представители Sony Information Europe;

Валерий Трусов, менеджер московского офиса Verbatim GMBH;

Торговая марка BASF

Острая конкурентная борьба, связанная с отказом от производства магнитных лент и миграции данных на цифровые носители (CD, MO), привела к тому, что 1 января 1991 г. была образована BASF Magnetics GmbH, дочерняя фирма немецкого химического концерна BASF AG, а через 6 лет - в 1997 г. - часть акций BASF Magnetics GmbH была продана одному из крупнейших холдингов Кореи - группе Kohap. В результате BASF Magnetics GmbH была преобразована в EMTEC Magnetics GmbH (European Multimedia Technologies). Став членом группы Kohap, фирма EMTEC Magnetis GmbH остается полностью немецкой фирмой и крупнейшим в мире производителем магнитных носителей с годовым оборотом 1,5 млрд. немецких марок.

Александр Шабров, менеджер российского представительства Imation;

Александр Ткаченко, менеджер по продажам и маркетингу в странах СНГ TDK Recording Media Europe S.A.;

Александр Дубровин, менеджер по продажам EMTEC Magnetics (входит в корейский холдинг Kohap, владеющий торговой маркой BASF, представляет в России его интересы);

Арсений Даббах, директор по маркетингу компании Ergodata (до января 1998 г. курировал в компании Imation направление Data Storage).

Оценки рынка

Сначала рассмотрим структуру рынка носителей в целом. Генеральный директор компании Ergodata Кирилл Квашенко оценивает долю дискет в стоимостном выражении на российском рынке носителей информации в 55-58%, емкость рынка составляет примерно 25 млн. долл. Это подтверждает реальная картина продаж дискет (в денежном выражении) у неспециализированных реселлеров: по словам Алексея Алешина, у компании «Роско-Дирос» за II-III кварталы 1997 г. эта доля составила 41%.

Следующий по емкости сегмент - 30% рынка в денежном выражении (по данным представителя Ergodata) составляют оптические носители: магнитооптические диски и CD-R/RW. И наконец, остальные 15% приходятся на стримеры и «наследников» флоппи - Zip и LS-120 (включая клоны, такие, как A:drive компании O.R.Technology). Что касается прогноза на текущий год, то директор по продажам TDK Ясуки Иватаре ожидает сокращения рынка дискет на 15%.

Александр Дубровин из EMTEC был более оптимистичен в оценках: «Надеюсь, что наши объемы по дискетам не упадут ниже 50%-ной черты, хотя уверенности такой нет. В то же время уверен, что в ближайшие полтора-два года темпы роста продаж CD-R будут не ниже 40%».

В чем мнения оппонентов совпали, так это в том, что рынок дискет сжимается.

На мой взгляд, можно выделить три направления, действуя на которые, изготовители пытаются убедить потребителей в привлекательности своих дискет: качество, внешнее оформление и цена.

Качество

Совершенствование качества во многом сводится к технологическим усовершенствованиям, повышающим надежность хранения данных и удобство пользования дискетой. Ряд мер, которые применяют изготовители для этих целей, довольно интересны.

Почти все изготовители предлагают фирменные покрытия. Verbatim - тефлоновое, разработанное совместно с DuPont. Оно представлено на дискетах с торговой маркой DataLife Plus; заметно повышает надежность хранения информации, так как защищает от пыли, царапин и т.п. механических повреждений магнитное покрытие, снижает трение о головку дисковода, снижает статический заряд на поверхности диска.

Представитель EMTEC по поводу тефлона пошутил: «Когда «тефлон» появляется не только на сковородках, но и в коврах, костюмных тканях, полировочных пастах и т.п., почему бы не полить им и дискеты - хуже не будет, лучше тоже. Важен не «дополнительный» слой, а качество основного магнитного слоя, который в основном и определяет надежность хранения информации. Мы гарантируем 1 млн. процессов считывания без потери данных. Кроме того, если мне не изменяет память, одна из многих составляющих магнитного слоя дискет BASF - политетрафторэтилен (Teflon)». BASF в качестве фирменного предлагает использование магнитного пигмента из тончайших частиц железа с кобальтом и хрома.

Компания TDK традиционно сильна в сфере производства ферромагнитных материалов - она изобрела покрытие Avilyn на базе феррита бария. Со слов Александра Ткаченко, это фирменное покрытие позволило компании TDK занять и до сих пор удерживать первое место в мире по продаже видеокассет.

Maxell, дочерняя фирма Hitachi, предлагает защитное покрытие Anti-molding; Sony - технологию Vivax, а компания Imation, «выделившаяся» из концерна 3M - покрытие «Go anywhere!», специальный магнитный слой, особенность которого заключается в том, что в случае касания поверхности диска магнитный слой восстанавливает все свойства в течение 24 ч, что позволяет повысить защищенность данных.

Большинство изготовителей утверждают, что по потребительским качествам их изделия превосходят требования стандартов ANSI/ECMA. Один из нормативов, предусматривающий 3000 ч непрерывного обращения к поверхности дискеты, по словам представителя Verbatim Виктора Луханина, их продукция «перекрывает в 10 раз, обеспечивая 30 тыс. часов». Насколько это соответствует действительности, пусть пользователи оценят сами...

И еще. Сейчас можно говорить о том, что состязание на этой дистанции - совершенствование качества - закончилось из-за того, что изготовители считают его бесперспективным:

Так, Валерий Трусов (Verbatim) говорит: «О работе над качеством дискет серьезно говорить не приходится из-за минимальной рентабельности. Борьба между производителями сейчас идет за другой, становящийся массовым рынок - рынок CD-R, но это тема отдельного разговора. Инвестиций в дискеты не будет, и цель производителя - сохранить качество на том же уровне. Все разработки по качеству дискет остались в прошлом».

С ним солидарен и Арсений Даббах (Ergodata): «Работа над качеством и научно-исследовательские разработки в области магнитных носителей старого образца, включая традиционные дискеты и QIC-mini картриджи, последний год не велись и не будут вестись в дальнейшем, так как эти продукты малорентабельные и уже умирающие».

Александр Дубровин (EMTEC) резюмировал мнение всех изготовителей так: «Зачем вкладывать деньги туда, откуда они никогда не вернутся? Традиционная дискета выходит на пенсию».

Имидж и внешнеее оформление

Имиджевая составляющая продукта включает brand equity (достоинство торговой марки), работу над упаковкой и различные нетривиальные приемы стимулирования продаж.

По словам Валерия Трусова, «имидж дискет Verbatim формируют несколько факторов: исторические, визуальные, потребительские свойства, а также грамотный маркетинг, в том числе ценовая политика. Мы стараемся проводить агрессивную ценовую политику в совокупности с четко организованной системой логистики и подкреплять все это информативной рекламой. Подчеркну, что наша ценовая политика в меру агрессивна, особенно на стратегических, с точки зрения интересов компании, направлениях. На данный момент это - новейшие оптические и магнитооптические технологии хранения данных».

У Imation формирование имиджа осложнено реструктуризацией: до 2000 г. она арендует торговую марку материнской компании. Александр Шабров явно выделяет это направление развития brand equity в продукции для хранения информации: «Наследование марки 3M было применено для того, чтобы на первом этапе привлечь внимание к новой компании Imation, но в дальнейшем планируется постепенное увеличение размеров торгового знака Imation и исчезновение надписи Born of 3M Innovation. В дальнейшем естественный выбор покупателя мог пасть на Imation как на самостоятельный брэнд, заслуживающий высокого доверия. Важнейшим аспектом формирования имиджа являются оригинальность и запоминаемость упаковки. Здесь компания Imation предлагает варианты MEGA OFFER с изображением женского лица в защитных очках».

«Внешний вид упаковки - это такой же продавец, как и любой служащий из плоти и крови, и даже лучше, потому что он день и ночь работает на товар и подчеркивает только те его достоинства, которые важны для производителя», - писали Ричард Б. Фрэнкин и Кэрлл Б. Лэрреби в своей книге «Packages That Sell» (1928).

Упаковка зависит от специфики культуры конкретной страны. Почему, например, японцы предпочитают упаковку теннисных мячей по две штуки, а обычай США паковать по три кажется им неудобным и низкопробным? Почему немцы требуют к фотопленке подробнейших технических инструкций, а американцам этого не надо? Почему шведы считают голубой цвет мужественным, а немцам он кажется женственным? Ответы на эти вопросы - в традициях и устоявшейся системе образов, в культуре, образе мышления, в том, чего ни один хитроумный изготовитель не сможет изменить.

Для дискет это касается, во-первых, покрытия упаковки, во-вторых - цветовых решений. К примеру, TDK, начав завозить с европейского рынка нецеллофаннированные пачки дискет столкнулась с тем, что в России они распродаются гораздо хуже, чем целлофаннированные. С другой стороны, по мнению Владислава Бадаева из Sony Information Europe, «в Европе нет повальной увлеченности пластиковыми упаковками. Доля дискет, продаваемых в пластиковых упаковках, не превышает 10%. Связано это как с конкуренцией (нацеленность на удешевление товара), так и с менталитетом пользователей: если европеец хочет иметь пластиковую коробку - он купит ее отдельно. Поэтому в Европе основную долю продукции занимают дискеты в картоне. В России же более 50% дискет продается в пластике».

Правда, Александр Дубровин на это сказал, что «в России к концу 1997 г. доли дискет в пластике и в картоне выравнялись».

Наиболее наглядны отличия японских и американских упаковок. Японская упаковка делается для того, чтобы ее оценили, американская же упаковка должна восприниматься бессознательно. Японцы, экспортируя свой товар, нанимают дизайнеров за границей, чтобы заново оформить упаковку. По словам Валерия Трусова, «Verbatim в Европе в оформлении продукции использует традиционный консервативный «невызывающий» стиль. Упаковка должна не только привлекать внимание покупателя, но и нести на себе фирменный стиль компании и ее логотип. Кроме того, например, компания Verbatim обладает правом производить и продавать носители информации под торговой маркой материнской компании Mitsubishi Chemical, что она с успехом делает в некоторых странах Европы и Тихоокеанского региона».

Американцы, для эстетики которых тонкость и оригинальность не самое главное, предпочитают думать о самом продукте, а не о его культурных источниках.

Интересны как цветовые, так и графические решения, используемые изготовителями при оформлении дискет. Особенно это характерно для BASF, дизайнеры которой разместили на упаковке геометрические фигуры, контуры которых выходят за пределы коробки. Глаз человека стремится их завершить, в результате чего размер упаковки кажется больше. Они также используют силовые линии, чтобы выразить мощь продукта. По словам Дубровина, «агрессивный красный цвет в форме спирали обладает высокой степенью запоминаемости».

Цветовое решение тоже играет немаловажную роль. Согласно исследованиям японского Института цвета и дизайнерских исследований, красный цвет может вызывать самые разные ассоциации, но в то же время он всюду воспринимается как теплый, голубой - как прохладный, а зеленый - как приятный нейтральный цвет. Для оформления продуктов BASF выбрала теплый красный. Sony - холодный голубой. По мнению Даббаха, «компания Sony в новой упаковке пытается привлечь внимание за счет ярко-золотистого цвета».

Что же касается периодичности смены упаковки, то, по мнению представителя Ergodata, у Verbatim «смена упаковки дискет и, в частности, цветовых решений, как правило, производится с одновременным запуском программ стимуляции розничных продаж: яркий пример - программа, связанная с фильмами «Миссия невыполнима» и «Святой» компании Paramount».

Психологические факторы, интуитивно понятые некоторыми изготовителями, тоже привлекли к себе устойчивое внимание. Одним из самых важных оказался размер упаковки. Выяснилось, что у покупателей есть четкие, хотя и не высказываемые представления о самом подходящем размере для определенного продукта. Умение точно соотнести количество, за которое люди готовы заплатить, с количеством, которое им действительно нужно, может немало способствовать извлечению прибыли. Так появились упаковки по 1 и 3 дискеты у Sony, по 40 - у Imation, по 20 - у Verbatim: «дискеты Sony, упакованные по 3 и 10 шт. в пластике, продаются только в России. В другие страны дискеты в такой упаковке не поставляются», - подтверждает Владислав Бадаев.

TDK, по словам Ткаченко, наоборот, в плане дизайнерских инноваций не отделяет Россию от Европы: «Дизайн нашей упаковки дискет не является эксклюзивным для России. Это панъевропейский дизайн, который меняется примерно раз в два года на основании анализа высказываний европейских фокус-групп».

Кое-что задаром

Теперь о самом приятном - подарках, которые большинство изготовителей для стимулирования продаж помещают в упаковки с дискетами. Подмечено: людям это нравится.

Так, по словам Владислава Бадаева, «Sony уже три года активно использует в своей практике бонусные программы. Стало хорошей традицией готовить упаковки с подарками к рождественским праздникам. В 1997 г. это был 3-дюйм CD-ROM с игрой по мотивам мультфильма Toy Story. К 1998 г. в сотрудничестве с компанией Walt Disney Interactive мы выпустили игру «Геркулес», которой комплектуется упаковка из 20 дискет».

Конкурент Sony - группа Kohap, предлагающая дискеты под торговой маркой BASF, поддержала эту идею - в 1996 г. в качестве подарка она предлагала стандартный CD с двумя, а позже - с тремя играми, на распространение которых было заключено лицензионное соглашение с Microsoft. Со слов Александра Дубровина, «дистрибьюторы EMTEC высоко оценили стимуляцию продаж за счет бесплатного CD-ROM. Мы планируем и в будущем проводить подобные акции».

Лидер рынка дискет - Verbatim - более сдержанна в проявлении щедрости, однако за этой позицией - серьезная маркетинговая проработка.

Валерий Трусов заявил следующее: «Verbatim не стремится привлекать внимание потенциальных покупателей дополнительными сувенирами, которые, возможно, эти покупатели «не заказывали». В розничных продажах мы применяем для этого другие методы, такие, как дополнительное количество продукта и какая-либо полезная/интересная информация. Приведу в качестве примеров некоторые последние мероприятия, ориентированные на розничную торговлю дискетами.

1. 1995/96 гг. Упаковка дискет DataLife 10+1. Дополнительная дискета содержала программу «Preview Windows-95», которая анализировала ресурсы компьютера и давала рекомендации по успешной установке OC «Windows-95». (Акция проведена совместно с Microsoft.)

2. 1996 г. Упаковка дискет DataLife 20+2 по цене 20 дискет.

3. 1996-1997 гг. Ежеквартально обновляемая упаковка дискет DataLife с различными видами (серии «Города», «Памятники архитектуры», «Океан», «Спорт», «Дикая природа» и т.д.)

4. 1997 г. Упаковка 20+1 дискет DataLifePlus.

5. 1996 г. Упаковка дискет DataLife 10+1 со программой ScreenSaver + звуковая дорожка из фильма «Mission impossible». Акция проведена совместно с кинокомпанией Paramount».

Были и другие маркетинговые ходы, но на российском рынке в силу различных причин они не использовались. Это Интернет-игра, приуроченная к выходу фильма «Святой»; двойная упаковка дискет, продаваемая вместе с упаковкой популярных растворимых шипучих таблеток «Plus» (в Венгрии). Были и, напротив, чисто национальные, российские PR-акции: в 1997 г. по заказу компании Ergodata была выпущена специальная серия дискет, приуроченная к 850-летию Москвы с видами города.

Сдержанны с подарками и представители TDK. Александр Ткаченко сказал, что «в России повсеместно предлагается лишь упаковка «10+1». Что же касается игр, то и мы сравнительно недавно стали комплектовать пачки с дискетами игрой «Pinballs».

Более щедра Imation, поскольку вынуждена вести себя более агрессивно. «В 1997 г. мы запустили программу премирования, - сказал Шабров, - в которую входят два решения. Первое - «40+10»: покупая четыре упаковки дискет, вы получаете 5-ю бесплатно. Второе, относительно новое - «20+Film» (две упаковки дискет и бесплатно - фотопленка Scotch)».

Ситуацию с фотопленкой Валерий Трусов из Verbatim оценил как рискованную: «Цена на дискеты за год снизилась на 40%, а на пленку осталась неизменной. Так стимулировать спрос довольно рискованно, но Imation идет на это, пытаясь захватить больший сегмент рынка».

Представитель крупнейшего дистрибьютора Даббах ситуацию с премиями прокомментировал так: «Специальные программы вложения подарков в стандартные упаковки действуют применительно к уже известным на рынке товарам (дискеты, CD-RW). Еще два года назад такие программы изготовителей на российском рынке по ряду причин не работали. Сегодня при грамотной информационной поддержке, рекламе и простоте условий они могут повысить интерес, а соответственно и увеличить продажи на 20-30%».

Ассортиментное давление

Существует еще один маркетинговый прием, о котором мало кто из покупателей догадывается, поскольку он рассчитан на подсознательное восприятие. Речь идет об ассортиментной политике изготовителей и раскладке товара в торговом зале.

Этим активно пользуется Sony. По словам Владислава Бадаева, «ассортимент - наше оружие в конкурентной борьбе. Когда на витрине две позиции фирмы «X», три позиции компании «Y» и шесть наименований от Sony, зрительно площадь витрины «оккупирована» нашей маркой. Ассортимент сам себя продает».

Однако для такой «оккупации» следует побудить дилера закупить весь ассортимент изготовителя. Это стимулируется экономически: так, Sony объявила, что за определенное количество проданных с начала октября 1997 г. носителей дилеру будут выданы поощрительные призы (от партии дискет до совместной рекламы с Sony) и начислены баллы. Позже, в соответствии с набранной суммой, победители получат особо ценные подарки и сертификаты «Деловой партнер Sony». Для разъяснения этой политики Sony провела поочередно два семинара - с дилерами Ergodata, а затем с дилерами Alion.

Представители Verbatim полагают, что они и так в состоянии обеспечить ассортиментный набор в торговом зале, поскольку контролируют свыше 50% российского рынка дискет, а раз так, то в интересах самого дилера закупать их в достаточном количестве.

Арсений Даббах из Ergodata считает, что в качестве «оккупантов» торгового пространства магазина в различных сегментах рынка носителей «можно отметить Sony - по дискетам и магнитооптическим дискам; Verbatim - большой ассортимент по магнитооптическим дискам, компьютерным лентам и оптическим носителям; Imation - картриджи стримеров и ленты; TDK - дискеты и CD-R/CD-RW». Факторы стимулирования спроса он выстроил следующим образом (в порядке убывания эффективности):

1) знание торговой марки покупателем;

2) цена;

3) совет товароведа;

4) привлекательность упаковки и призы;

5) наглядная реклама в магазине и ассортиментное давление.

Ценообразование

Ценообразование играет ключевую роль в формировании имиджа продукта, поскольку чем же еще можно нивелировать все остальное, как не ценой. Ценовая политика - это ноу-хау, которым не хотелось бы делиться с конкурентами, поэтому изготовители были очень сдержанны в оценках.

Прямо на вопрос о ценообразовании в канале «изготовитель-дистрибьютор-дилер» ответил только Александр Шабров. По его мнению, основную прибыль вполне справедливо получает дистрибьютор, дилеру остается в 2-3 раза меньше, а модель ценообразования по различным категориям носителей такова:

Модель ценообразования

Вид товараДистрибьюторДилер
Дискеты+10-15%+ 5%
Ленты+20-30%+ 20%
Магнитооптика+15-30%+ 15%

Цена поставщика зависит от удельной цены производителя и может доходить до +50%, в зависимости от группы товаров.

Александр Шабров полагает, что «это вполне резонно, поскольку дистрибьютору в структуре затрат вменяются дополнительные расходы и связанные с ними «компенсационные добавки», такие, как НДС, таможенная очистка, перевозка».

Интересно было выслушать и иную сторону - дистрибьютора. Представитель Ergodata прокомментировал ценообразование в канале примерно так же, акцентировав внимание на пошлине: «Процесс ценообразования зависит от невероятно большого количества факторов, поэтому приведу схему, предлагаемую большинством производителей для работы на российском рынке:

Дистрибьютор - 40-50% (пошлина 25-40%, прибыль 5-10%), дилер (прибыль 10-20%), розничный магазин (прибыль 30-40%).

Владислав Бадаев из Sony не стал раскрывать корпоративную модель ценообразования, однако отметил, что «существует имиджевый зазор 3-5% в большую сторону от остальных изготовителей. Так сложилось исторически - это позиция Sony. Можно продавать мало и дешево, либо много и дорого».

Уклончив был и Александр Ткаченко: «TDK старается занимать выжидательную политику и держаться «в основном потоке» с другими изготовителями. Ориентируем свои продукты на средний уровень, среднюю ценовую категорию. Цена у разных изготовителей постепенно выравнивается, а ценовой зазор, о котором говорит представитель Sony, постепенно стремится к нулю. Дальше снижать цены просто бессмысленно, поскольку снижение себестоимости будет приводить к потерям качества».

По мнению представителя Verbatim, «в начало цепочки следует поместить производителя, так как именно он формирует себестоимость продукта, которая не подвержена сильным колебаниям, и дальнейшее ее снижение без ущерба качеству представляется маловероятным. Стремление поставщика снизить закупочные цены толкает его на размещение заказов на заводах Юго-Восточной Азии, лишая возможности контролировать процесс производства, что всегда приводит к снижению качества продукта».

Иногда на ценовую политику влияет и местоположение владельца и производственных мощностей. Александр Дубровин (EMTEC) сказал по этому поводу: «Сменив немецкий капитал на корейский, мы смогли проводить более гибкую ценовую политику. Теперь мы и только мы определяем как, где и какое сырье закупать. Получив такую свободу действий, мы смогли, не теряя в качестве, увеличить производительность и тем самым поднять рентабельность. В 1997 г. произошла концентрация производственных мощностей в ФРГ и Франции, что исключительно положительно сказалось на качестве продукции BASF».

Национальные особенности

В структуре доходов изготовителей дискет существует еще одна статья - продажа дискет в технологической упаковке (bulk), обычно коробками по 200 и 400 шт. Объем таких продаж огромен. К примеру, еще на Comtek’97 представитель Verbatim Виктор Луханин отмечал, что его компания «обеспечивает импульсные потребности Microsoft в 40 млн. дискет в год».

Так вот, за год ситуация кардинально изменилась. Сейчас изготовители отмечают, что в России поставки сопоставимы с европейскими. Причина проста - в Европе у всех есть доступ к Интернету, и драйверы к периферийным устройствам доступны на Web-узлах. В России Интернет развит слабее, но «подтягивается» культура пользования ПК - к примеру, при поставке ИБП региональным реселлерам дистрибьюторы (та же «Роско») вынуждены покупать дискеты для записи драйверов.

На мой взгляд, в закупках дискет в технологической упаковке доминирующую роль играет цена. В этом плане наиболее выгодна продукция EMTEC Magnetics, которая поставляет в Россию упаковки по 50 дискет (неформатированные, DOS- и Mac-форматированные).

Тенденция - на перепрофилирование

А что этот рынок ждет дальше? Ответом на этот вопрос являются сравнительные диаграммы по развитому в технологическом плане европейскому рынку и отягощенному небогатыми региональными пользователями российскому. По словам Марии Соловьевой, менеджера Ergodata по PR, анализ показывает, что новые дискеты для устройств LS-120, Zip и JAZ являются скорее взаимодополняющими по отношению к традиционным.

Так пора ли дискете на пенсию? Оценки показывают, что в России этого ждать пока рановато.

Валерий Трусов, Verbatim GMBH:

«На протяжении последних двух лет на мировом рынке флоппи-дисков были отчетливо заметны несколько тенденций:

- катастрофическое снижение цен (на 25-40% ежегодно);

- сокращение доли заказов на технологические упаковки (bulk);

- сокращение потребления дискет.

Особенно это сказывалось на производителях дискет с собственными производственными мощностями. Общий спад в этой индустрии каждая компания преодолевала по-своему. Кто-то просто сворачивал производство, кто-то продавал нерентабельные подразделения, кто-то выходил на новые рынки, некоторые переводили производство в более дешевые регионы (Юго-Восточную Азию и Китай). Российский рынок дискет ощутил пока преимущественно только первый фактор. Можно отметить, что как фирмы-производители, так и фирмы, торгующие дискетами, работают на этом рынке сейчас с минимальной рентабельностью. Отсюда :

- заработать можно только при прямых розничных продажах и продажах розничному клиенту;

- рынок дискет в России будет держаться 1-1,5 года в основном за счет роста рынка компьютеров, отсутствия культуры «слепого» архивирования у пользователей SOHO и плохих коммуникационных линий;

- практически в России не осталось компаний, в которых будущее связано с дискетами. У фирм, специализировавшихся в торговле дискетами, таких, как Ergodata, Alion и NAK Microware, доля этих изделий снижается и растет доля других носителей».

Александр Ткаченко, TDK:

«На мой взгляд, рынок флоппи-дисков в России сейчас достаточно стабилизирован. В отличие от Европы, где четко заметна тенденция к переходу на цифровые носители (CD/CD-RW, MO), в России это случится с отрывом на 2-3 года».

Арсений Даббах, Ergodata:

«Объем рынка дискет в России составлял в 1997 г. примерно 17-17,5 млн. долл. По моим оценкам, в 1998 г. он вырастет на 5%, достигнув отметки 18,3 млн., в «штучном» же выражении рынок дискет увеличится на 15% по сравнению с 1997 г. В общей «корзине» носителей данных дискеты в 1997 г. занимали 50-55%, в 1998 г. эта доля будет 30-40%, а уже в 1999 г. опустится до 15-20%».

Европейский и российский рынки носителей информации в 1997 г.

Европа, всего 700 млн. долл.
Тип носителяДоля, %
Традиционные дискеты26
Ленты и ленточные картриджи32
CD-R/RW28
MO-диски 8
Дискеты LS-120, Zip, JAZ 6
Источник: European Marketing Agency, 1997

Россия, всего 25 млн. долл.
Тип носителяДоля, %
Традиционные дискеты58
Ленты и ленточные картриджи 5
CD-R/RW12
MO-диски16
Дискеты LS-120, Zip, JAZ 9
Источник: Ergodata, 1997

Российский рынок носителей информации

Носители199619971998 (прогноз)
АБАБАБ
Традиционные дискеты727058604550
MO-диски и CD-R/RW141328253937
Ленты и ленточные картриджи8125845
Дискеты LS-120, Zip, JAZ6597128
А - по данным компании Ergodata.
Б - по данным компании BASF.
Источник: BASF, Ergodata, 1998 г.

Денис Гудым, внештатный эксперт Экспертно-аналитического Центра «СК Пресс».

Версия для печати (без изображений)