Netscape Communications Corp. продолжает плавание по бурным морям, но, возможно, вскоре изменит курс. Все большая доля доходов компании, начинавшей c разработки программного обеспечения, поступает от услуг, в том числе от размещения рекламы в Web, признал финансовый директор Питер Карри. В IV квартале 1996 г. этот доход составлял 18,6 млн. долл., он вырос до 30,4 млн. долл. в I и до 36,1 млн. долл. во II квартале 1997 г. По словам Карри, примерно две трети доходов от услуг в течение последних двух кварталов приходится на долю Web.

Новая угроза для Netscape исходит от Microsoft Corp., выпустившей в начале октября Internet Explorer 4.0. В последовавшей за этим событием рекламной шумихе прошел почти незамеченным предварительный показ Netscape продукта Aurora, нового пользовательского интерфейса для управления информацией. После выхода IE 4.0, который будет поставляться вместе с Windows NT и 98, компании Netscape придется побороться за сохранение ведущего положения на рынке браузеров.

«Объем продаж продуктов Netscape за прошедший год сократился на две трети, а число браузеров IE, применяемых на разрабатываемых нами Web-узлах, увеличилось за тот же период на 35%», — свидетельствует Джеймс Доминго, президент фирмы Comspace.com Inc, занимающейся системной интеграцией в Web.

Такое изменение предпочтений пользователей вызвало сдвиг в структуре доходов Netscape, которые состоят из поступлений от лицензирования клиентского ПО, лицензирования серверов и услуг. В число услуг входят рекламная деятельность в Web и совместные проекты, а также обслуживание корпоративных клиентов.

По мнению некоторых специалистов, реклама — палка о двух концах. С одной стороны, это свидетельство того, что после падения объема продаж клиентского ПО компания Netscape смогла быстро найти новые источники извлечения доходов, но, с другой — непонятно, каким образом акцент на рекламную деятельность согласуется с общей стратегией компании.

«Они хотят стать Yahoo или остаться поставщиками программного обеспечения?» — недоумевает Грег Фогель, аналитик из Montgomery Securities, работающей на рынке ценных бумаг.

Netscape получает доходы от рекламы благодаря тому, что установила повышенные рекламные расценки, поскольку, как она сама утверждает, ее Web-узел наиболее посещаемый в сети, примерно 130 млн. обращений к его страницам регистрируется ежедневно.

Доходы Netscape от лицензирования клиентского ПО, некогда основного источника средств, нестабильны.

С IV квартала 1995 г. по IV квартал 1996 г. лицензирование клиентского ПО приносило Netscape более половины доходов. Теперь эта цифра упала до 40%, согласно публичным высказываниям президента и главного управляющего Netscape Джеймса Барксдейла.

В IV квартале 1996 г. клиентские доходы составили 59 млн. долл. В I квартале 1997 г. они упали до 45 млн. долл., но вновь выросли до 53 млн. долл. во II квартале, сообщил Карри.

В конце лета и начале осени 1997 г. Netscape ответила на надвигающуюся угрозу со стороны IE 4.0, объявив об инициативе Netscape Everywhere, цель которой — внедрить на рынок более 100 млн. экземпляров браузера через пакетные сделки и партнерские соглашения, а также посредством продаж браузера Navigator отдельно от программного комплекса Communicator.

Наблюдатели, отслеживающие ситуацию вокруг Web, говорят, что контроль над рынком браузеров — ключ к завоеванию твердых позиций на значительно более прибыльном корпоративном рынке серверного программного обеспечения Интернета.

«Компании Netscape необходимо сохранить господствующее положение на рынке браузеров, чтобы влиять на стандарты Интернета, что в конечном счете позволит влиять и на такие аспекты корпоративной инфраструктуры, как обработка сообщений, обслуживание каталогов, электронная почта и групповое ПО», — говорит Тим Слоун, аналитик из The Aberdeen Group.

Доходы Netscape от серверного ПО составили 37,4 млн. долл. в IV квартале 1996 г. и выросли на 19% (до 44,5 млн. долл.) в I квартале 1997 г., сообщил Карри.

В недавнем интервью Барксдейл сказал, что страх перед господством Microsoft во многих случаях помогает Netscape.

«Я пытаюсь донести до всех понимание того, что если они отдадут Microsoft 75% рынка ПО, то ничто не помешает ей прибрать к рукам и оставшуюся четверть, — говорит он. — Это не единственный аргумент, но он не сработает без технологии. Netscape обеспечивает лучшую отдачу инвестиций, а наши продукты доступны всем желающим».

Директор фирмы BT/Alex Brown Мэри Маккэфри говорит, что Netscape имеет прекрасные долгосрочные перспективы. На рынке «царит жесткая конкуренция, но Netscape занимает лидирующее положение в нескольких технологических областях».