28 ноября прошла конференция «Инвестиции в компьютерный бизнес России: поиск инвесторов, подготовка компании, жизнь с инвесторами». Ее провели EDventure Holdings и агентство Дейтор. Значение этого мероприятия подчеркивает факт участия EDventure Holdings, возглавляемой экспертом компьютерного рынка мирового уровня — Эстер Дайсон. Она немало сделала для российских предпринимателей на этапе становления рынка и до сих пор пристально следит за его развитием.

Привлечение инвестиций — одно из средств развития, признак стабильности и перспективности той или иной отрасли. Инвестиционный бизнес — самостоятельное направление финансовой деятельности, дающее неплохие доходы (вспомним период «ваучеризации»). В развитых странах наряду со специализированными банками и фондами действуют и немало частных инвесторов — венчурных капиталистов. Формы привлечения инвестиций могут быть самыми разнообразными — от прямой продажи части акций или получения наличных средств до преобразования компании в открытое акционерное общество и размещения ее акций на фондовом рынке. Эстер Дайсон считает, что уже года через два в России появится рынок таких компаний, а пока она выступает здесь в роли венчурного капиталиста, вложив собственные средства в компанию DPI.

Можно констатировать, что конференция вызвала интерес как у представителей компьютерных компаний, так и у потенциальных инвесторов: в списке участников оказалось более 60 фирм (без учета информационных спонсоров мероприятия — специализированных деловых и компьютерных изданий). Если отвлечься от количественных характеристик, то качественно состав выглядит так: почти два десятка консалтинговых, юридических и инвестиционных компаний, чуть больше 10 разработчиков ПО (в том числе и специального), 11 компаний, в той или иной мере занятых дистрибуцией, и почти двадцать системных интеграторов.

На первом заседании — «Подготовка к инвестициям» — выступили Анатолий Карачинский (IBS) и представители инвестиционных компаний. Суть сформулировал Анатолий Карачинский: «Следует понять, что вы хотите получить в долгосрочной перспективе, а не замыкаться на том, что деньги нужны сегодня. Кроме того, необходимо много сил и средств, чтобы сделать компанию прозрачной, ясной, создать механизмы управления, не зависящие от менеджмента и руководства». Все это, по его мнению, заставит инвестора «увидеть и поверить в то, что вы будете развиваться», а следовательно, дать деньги. Большая часть инвесторов, выступивших на втором заседании, готова под обоснованный бизнес-план выделить от 1 до 10 млн. долл. (можно и больше) сроком на 3 — 5 лет. Как правило, сделка оформляется в форме приобретения акций после аудиторской проверки финансового и юридического состояния дел фирмы. Например, Ирина Чистякова, вице-президент инвестиционного фонда TUSRIF, уже вложившего в российские предприятия более 60 млн. долл., сказала: «Мы приобретаем от 15 до 40%, оптимально — 25%». Условия других инвесторов, среди которых такие известные, как Brunswick и NCH Advisor, отличаются незначительно, однако нет правил без исключений. Конкуренция, как признался представитель одного из банков, есть и у них, и в ответ на вопросы часто звучала фраза: «Приходите — поговорим». «Если компания предлагает уникальный продукт или технологию, или если вы знаете ответ на вопрос, какова будет ваша доля на рынке через два года и почему, то шансы получить инвестиции высоки, — уверяет Илья Коробков (Brunswick-Warburg). — Хотел бы подчеркнуть, что западный инвестор не тупоголовый. Он понимает и принимает российский рынок». Инвесторов не смущают даже специфические взаимоотношения российских фирм и налоговых органов. Эстер Дайсон заметила, что во всех странах существуют легальные способы оптимизации уплаты налогов. С ударением на «легальные».

Формой сотрудничества, например, с системными интеграторами может стать совместное предприятие. По крайней мере, предложение Игоря Крохина (Анкей) о таком альянсе было принято Миленко Хорватом (Citicorp) с пониманием.

Живой интерес вызвал вопрос об определении стоимости российских компаний. Ирина Чистякова отметила, что обычно владельцы российских фирм оценивают их стоимость в 10 млн. долл. Инвесторы же имеют отработанную методику и считают, что российские компании не дороги — у них нет истории на фондовом рынке. После определения стоимости предлагается скидка. Ее размер определяется индивидуально и зависит от степени риска и конкурентных условий, в частности, назывались цифры 18 и 14%.

Как правило, инвестор приносит в фирму и свой опыт организации бизнеса, поскольку его задача — по истечении 3 — 5 лет выйти из бизнеса, перепродав свою долю, естественно, по более высокой цене. Разница может быть значительной, так Миленко Хорват сказал, что сегодня общий объем рынка услуг, программного и аппаратного обеспечения оценивается в 2 млрд. долл., но ожидается, что в ближайшие 3 — 4 года он достигнет 10 млрд. долл.

Ни один из инвесторов не давал оценок перспективности конкретных направлений или анализа структуры компьютерного рынка. Трудно предположить, что они не располагают такой информацией, скорее всего, сказывается конкуренция. Тем не менее список участников и их выступления позволяют говорить об особом интересе к дистрибуции, системной интеграции, разработке ПО. С предложениями к инвесторам обратились представители компаний «Анкей», «Весть», «ИнтерТраст», «Ланк», «МедиаЛингва», «ПрограммБанк», TopS, «Форс», «Цефей». Их выступления были встречены с интересом. Похоже, что процесс привлечения инвестиций набирает обороты. Тем не менее запомнились советы умудренного опытом работы с инвестициями Михаила Краснова (Merisel CIS): «Не торопитесь брать деньги. Выйти из этого бизнеса очень не просто. И не начинайте процесс, не имея сильного финансового директора. Может случиться, что для бизнеса не останется времени».