Этот эпизод вполне мог бы стать частью фильма «Задание невыполнимо».

Итак, вы реселлер, которому предстоит проникнуть на крупное предприятие, оценить окружающее программно-аппаратное обеспечение и создать интрасеть. В случае неудачи ни один из поставщиков аппаратуры средств или программ не окажет вам ни малейшей помощи. На раздумье отводится семь секунд ... шесть ... пять ...

Стоп!

Создать интрасеть трудно, но не невозможно. И это хороший повод для реселлера продемонстрировать вам способности.

Реселлер должен прекрасно разбираться в сетевых продуктах, таких, как маршрутизаторы различных поставщиков, в том числе 3Com и Cisco Systems; в концентраторах NetGear фирмы Bay Network, коммутаторах и маршрутизаторах для малых офисов и многочисленных программах для работы в Internet.

VAR’ы, которым хотелось бы специализироваться на интрасетях, должны разбираться не только в Интернет-технологиях. Ведь им приходится интегрировать в интрасеть старые системы, организовывать базы данных и заниматься построением сетей. Решить эту задачу сложнее, чем просто инсталлировать сервер, несколько браузеров и ладно скроенных страниц Web.

Джефф Уортингтон, управляющий директор по подготовке Интернет-решений фирмы Icon Solutions Inc., считает, что «археологическая» интеграция — важный фактор в интрасетях. Как правило, у заказчика уже есть некая система, «и нам приходится приспосабливаться к ней», — сказал он.

По словам Уортингтона, нередко приходится иметь дело с реляционными базами данных и большими ЭВМ. Главная проблема обычно в том, что ушел опытный персонал и нет людей, способных работать с этой техникой. «Никто не знает, где искать ключи».

Например, один заказчик, заключивший с Icon Solutions договор на модернизацию программного обеспечения системы средней мощности, не имел списка загружаемых программ, схемы сети и описания последовательности действий при завершении работы машины.

Избавиться от головной боли можно, если рассматривать старые системы как «черный ящик». Хороший инструмент для открывания «ящиков» — OpenConnect, программируемое средство Java, предназначенное для эмуляции IBM 3270.

«Программа, находящаяся извне, обращается к объекту CORBA. Она выполняет манипуляции внутри объекта», — говорит Уортингтон.

VAR, квалифицированно работающий с интрасетями, должен владеть методами их проектирования. «Наша сила — в анализе проблем предприятия и поиске решений, удачном подборе нужных технологий и подготовке к их применению», — сказал он.

Козырь Personal Workstation Inc. — умение связывать базы данных Oracle и Web через сервер Netscape SuiteSpot, функционирующий на настольном ПК под Windows NT или на корпоративном сервере, соединенном с персональными компьютерами под Windows 95, утверждает Барри Андерсен, президент системного интегратора Bellevue.

По словам Андерсена, создание интерфейса со старыми системами не столь уж проблематично.

Благодаря продукту Cold Fusion фирмы NetObject Inc. упрощается написание сценариев Java, необходимых для эмуляции терминала. «Раньше было трудно добиться стабильной работы X-терминалов, эмулирующих 3270, но теперь благодаря интерфейсу с Web-браузером решение работает безупречно», — пояснил Андерсен.

Операционные системы — еще один источник проблем при интеграции старых компьютеров в интрасеть. Одна из них, еще не решенная Андерсеном, — подключение к интрасети машины VMS производства Digital Equipment.

В целом же, по мнению Андерсена, задача организации интрасети упрощается. При этом он указывает на возросшие вычислительную мощность ПК и степень автоматизации инструментов разработки программ: «Чаще всего нам приходится заниматься объединением баз данных Oracle в рамках компании... в них хранятся большие объемы информации о ценообразовании и конкурентах, некоторые сведения о сотрудниках».

По мнению некоторых VAR’ов, наибольшие трудности представляют все же не технические проблемы, а человеческий фактор.

В крупных компаниях часто существует несколько Web-узлов, которые необходимо объединить в интрасеть. Управление и контроль за этими узлами может стать нелегкой задачей, говорит Кевин Поттс, старший консультант по сетям фирмы Cohesive Systems Inc.

Специалисты Cohesive Systems занимались анализом интрасетей в четырех компаниях из списка Fortune 500 и обнаружили ряд общих проблем.

«Координировать индивидуальные усилия отдельных лиц — вот что по-настоящему трудно», — говорит Поттс.

Например, некая компания, занимающаяся высокими технологиями, имела в корпоративной интрасети более 1500 Web-серверов.

«Все ее сотрудники действовали независимо друг от друга», — говорит Поттс. Одно из возможных решений — рекомендовать «унифицировать внешний вид и манеру подачи материалов» на Web-страницах, добавил он. Еще одна сложность — непредсказуемость клиентских браузеров, представляющих собой разношерстное собрание новых и устаревших программ. Старые браузеры могут оказаться несовместимыми с новыми технологиями. Интрасеть способна в отдельных случаях даже снизить эффективность труда служащих. «Мы хотим, чтобы они пользовались услугами Интернет и интрасетей, но им следует осознать, что за это придется заплатить», — сказал Поттс.

Еще одно препятствие, мешающее VAR’ам, — использование программ календарного планирования и электронной почты разных поставщиков. Каждое решение имеет своих сторонников, говорит Брайан Уилкинсон, вице-президент по технологиям фирмы Ulysses Telemedisteta Networks Inc.

В действительности VAR’ы, имеющие дело с интрасетями, больше занимаются дипломатией, чем системной интеграцией, говорит Джей Уильямс, президент и главный эксперт фирмы Net Explorer Inc.

Так что же, успешно решить эту задачу невозможно? Вовсе нет. Напротив, организация интрасетей в среде со множеством старых ЭВМ может стать для интеграторов и VAR’ов прибыльным бизнесом, где открываются большие возможности.