Кочан капусты подобен земному шару, модели головного мозга или крохотному стресс-боллу. Кочан капусты ни к чему не обязывает, он беззащитен и поэтому обдирают и рубят его все кому не лень. Наверное, поэтому при слове «капустник» вспоминается нечто суматошное, шутовское и смешное, галерочно-студенческое, безнаказанное и пригодное для бескровных разборок и интуитивного анализа прошедших событий.

Возьмем кочан за кочерыжку и представим себе, что это корешок нового, непочатого еще, календаря 1997 г. Отдираем первый лист. Он испещрен прожилками и складками — ходами-переходами из подземелий к солнышку, вот и вспоминаются перво-наперво эти самые переходы, переезды и выезды.

Вот господин Щербаков. Не успел он проникновенно доложить об успехах представительства НР за прошедший (1996) календарно-финансовый год, как вдруг оказался в вице-президентах компании «Партия». Поговаривали, что причина была совсем простая: хотел присутствовать при рождениии российского феномена. В первый момент как-то и не верилось, но посмотрите: «Партия», диско-клуб «Утопия»(читай «Партийная зона») и длинный-длинный стол, увенчанный (посередине) густыми усами Бориса Шербакова, а с правого боку великолепной шевелюрой Андрея Макаревича и буквально облепленный тучей партнеров «Партии»! Станиславский бы сказал: «Верю!». Попутно всплывают иные имена, связанные с ходами-переходами последних лет и, пожалуй, как-то утвердившиеся в нашем сознании в году уходящем: Ольга Павловна Вайт (Digital — и через некоторое время — «Анкей»), а если вы сомневатесь в том, что она Ольга Павловна, то загляните на сайт компании «Анкей»; Татьяна Знаменская (Digital — Silicon Graphics — Siemens Nixdorf); Сергей Тарасов (Digital — Sun Microsуstems); внезапные превращения Сергея Комягина.

Если события эти и не относятся именно к проходящему году, они — иллюстрация его знака и духа. Говорят, что директору по маркетингу московского представительства Sun Сергею Тарасову принадлежит замечание о том, что довольно долго существовало негласное соглашение между руководителями крупных представительств о «непереманивании друг у друга специалистов», и только в последнее время люди ощутили почти западную свободу перемещения и возможность познания новых высот. А может, просто наши специалисты, наконец, почувствовали себя людьми?

Один из самых дальних переходов совершил бывший менеджер по связям с общественностью Microsoft AO Илья Биллиг — аж в европейский офис. Московский офис пустовал недолго и тут же пополнился Гамидом Костоевым и Алексеем Палладиным.

Словно в ответ на эту активность, началось открытое вторжение на нашу территорию целой армии коронованных особ. Крестовым походом первые лица самых крупных международных компьютерных компаний пошли на Россию. Здесь были: Билл Гейтс (без комментариев), еще не вступивший в должность президент Intel Грейг Баррет, председатель Совета директоров и исполнительный директор Borland Дел Йокам, президент Compaq Экхард Пфайффер, президент OkiData Масатаки Ямамото. Прибыли и рыцарские атрибуты — MMX, K6 и Pentium II.

Трудно сказать, искали ли неистовые крестоносцы тут Грааль или у них были более прозаические интересы, привязанные, как намекала пресса, к «акулам», плавающим возле нефти и газа.

А вот компания «Амбер» выпустила-таки локализованную, а вернее, талантливо пересказанную и воссозданную для нашего пользователя игру «Монти Пайтон и поиски Святого Грааля», немало порадовав играющую публику.

И вообще все, кто мог хоть что-то сделать в области мультимедиа, ухватились за эту возможность. Ходили слухи о тайфуне «ходилок» и «стрелялок», который осенью обрушится на наш рынок, но мы получили вполне благопристойный «Паркан» от «Никиты», «Киноманию» и «Алиса. Быль да сказки» от «Коминфо», и потом, конечно же, «Братьев Пилотов» от «1C», которые тоже что-то ищут. Извините, слона. Большое впечатление на «читающую» публику произвела новая версия «Большой энциклопедии КиМ». И прочее, и прочее, и прочее...

Возбуждение рынка мультимедиа-продуктов налицо, тем не менее даже его активные участники относятся к этому делу, как к «игрушкам». Так, Борис Нуралиев философически замечает, что хороший это, конечно, бизнес, но нащелкать фотографий каких-нибудь «яиц Фаберже» и напечь CD-ROM’ов куда проще, чем валандаться с бухгалтерией и торговлей, и разводить цыплят-франчайзи (см. цвет фирменных маек) в совхозе «Московский»... Но тяжкий труд ведет к успеху. И вот уже, как бы между прочим, беседуя за «круглым столом» по вопросам разработки программного обеспечения на форуме Cognitive Technologies «Интеллектуальное предприятие» Борис Нуралиев тихо оговаривается: «Мы тут недавно с Гейтсом и Чубайсом обсуждали...» (форум проходил до шумихи по поводу «книжного дела»). И уж очень «капустно», извините, как-то эта фраза пересеклась в сознании с услышанным по радио высказыванием вице-премьера Владимира Булгака, курирующего вопросы связи и информации. А он, между прочим, намекнул, что и у нас будет свой Билл Гейтс, дайте только время. Интересно, кого он имел в виду?

И опять же вспоминается случайная фраза кого-то из присутствующих на презентации по поводу создания братского союза «БухОфис» («большой брат» — «меньшой брат»): Microsoft Office-97 и «1С- Бухгалтерия» о том, что на нашей территории «большим братом» считают совсем не того, кого вы думаете.

И вообще, где братский союз, где альянс — где мезальянс, где прочный брак — где бурный развод... Скажем, соглашение между Apple и Microsoft, при котором последняя вкладывает в Apple 150 млн. долл.; слияние 3Com и U.S. Robotics; Silicon Graphics и ParaGraraph International c последующим возвышением до состояния вице-президента г-на Пачикова; ожидаемый многими брак CHS c Merisel (недолго последняя походила в невестах); братские объятия NMG и «Кирилла и Мефодия» c R-Style; «Бикар» c «Арсеналъ». Cовет вам да любовь.

А неожиданный разрыв компании Lanck c ... самой, впрочем, собой и рождение в результате LanData, даже обычным компьютером было воспринято весьма неоднозначно. Во всяком случае функция проверки орфографии все порывалась

«LanData» исправить на «Ландау». И разрыв Microsoft c таким партнером, как «Дилайн» ... А в последнее время очень моден стал в качестве партнера American Power Conversion. И даже «Плейбой» это заметил — опять же каков рower!

Ищут не только слонов и новых партнеров, но и — новые рынки. Компания BIT даже имя ради этого поменяла и поглядывает на американский маркет томным взглядом ABBYY.

А «Дилайн» нашла себе рынок копировальной техники и еще что-то нашла, но генеральный директор Сергей Эскин пока об этом никому не говорит, только утверждает, что молочные продукты они точно продавать не будут.

А вообще все готовы преодолеть любые трудности — лишь бы не было летнего спада продаж...

Трудности преодолевают разными способами, самый распространенный — насытить строгую и праведную среду обитания десктопов, мейнфреймов и кластеров простыми земными радостями. До сих пор столь страдающая от восточного менталитета Epson вывела на свою орбиту одетую в стиле Stylus Color длинноногую фотомодель, а авторизованные дилеры «Дилайн» получали жаркий поцелуй от даже еще более длинноногой красавицы исключительно за отличную работу с техникой HP. Со своей стороны компания «Парус» решила теперь встречаться с партнерами и клиентами и даже проводить обучение исключительно на Кипре. В RSI присмотрели в этом плане Гаити. Облегчает понимание.

И если уж мы заговорили о среде обитания, то она наполняется не только Color-итными дивами, но и прочими людскими увлечениями: футболом, шахматами, кеглями и... бронетанковой техникой. Отличились здесь соответственно: самарские компьютерные фирмы, «Арус» и Российская шахматная федерация, представительство НР и кегльбан гостиничного комплекса «Измайлово», а также АРС, «отколовшая» парад по поводу объявления программы Power Partner в N-ской танковой дивизии. Но это все материальное, а для души?...

И в этой плотной и насыщенной кофейными парами от Javа-вской чашечки среде, опутанной оптоволокном и высококачественной медью, рождается особое мировоззрение и особая мораль, а также своеобразный язык, отличающийся несравненной выразительностью. На многочиленных встречах, семинарах и форумах, проходивших в Тунисе и Анталии, в Госдуме, на Нижегородской выставке, в четырехмерном пространстве Президиума РАН и китайском ресторанчике «Джонка», высказывались мнения, замешанные на советcких кухонных беседах, очень приличном высшем техническом образовании, подсознательном ощущении, что Россия — родина слонов и 6-х БЭСМ-ов, вечных маниловщине и безденежье. И пожалуй, некой реперной точкой стала дискуссия в офисе Cognitivе Techologies, зародившаяся по весьма невинному поводу — нужен ли малому офису компьютер? — и приведшая к немаловажному выводу, что в вышеописанной среде научно-технический прогресс подменен на прогресс маркетинговый. Все эти положения отнюдь не случайны, ведь мы, скорее всего, не совсем против этого маркетингового прогресса, нам просто очень хочется в нем поучаствовать.

Однако 1997 был-таки отмечен «сделкой века». Самый наш отечественный ИВК и самая российская Госналогслужба заключили контракт на 41 млн. долл. (А то ведь сборочные цеха создают где угодно, только не у нас, набор возможностй в области ПО тоже крайне ограничен, а уж отчет российских правительственных структур о закупках компьютерной техники за 1996 г. просто потрясает. Западной техники набрали на миллиарды руб., а отечественной-то сборки взяли всего 36 компьютеров, да и то: 33 в МВД, а 3 в Госкомстат.)

И — все обрадовались, и — все смешалось и закружилось на пространстве СНГ. Ах, карнавал... Святки, святки! Летят капустные листы как хлопья снега, как перья из спального комплекта. В красно-коричневых тонах, под звуки боливийских дудок отмечает свое двухлетие компания «Дилайн», строгий рисунок джаза в утопической тьме предпочла на своем восьмилетии таинственная ABBYY, корректный, как LaserJet,

Константин Макаренков из HP фотографирует на глазах у всех рок-н-рольных девушек из трио «Лицей», поет в далекой Анталии под фанеру от Мадонны переодетый в женское платье представитель компании «Вист» Ренат Юсупов, в толчее торгует кассами с фискальной памятью нестареющий «Аквариус», директор «Коминфо» Борис Гершуни пребывает в особой душевной близости с Константином Кинчевым, забыв про все принтеры на свете отрывается под гул партийной «Машины времени» менеджер по маркетингу компании Epson Андрей Немкевич, улыбается в телепрограмме «Добрый вечер» у Угольникова Ольга Дергунова, «Арсеналъ» примеряет на свой текстовый процессор маску «Лексикона», главный редактор CRN/RE Илья Липкин признается по «Эху Москвы», что мы — газета компьютерных спекулянтов. В общем, много всего.

Но мы со всем на свете справимся, лишь бы опять летнего спада не было. Но это уже — новый кочан капусты.