Ведущие компьютерные компании в 1997 г.

Рынок информационных технологий стремительно развивается. По данным IDC, только в европейских странах общие затраты на ИТ в 1997 г. оцениваются в 210 млрд. долл. Это создает предпосылки для устойчивого роста отраслей, создающих информационную инфраструктуру бизнеса, среди которых центральное место занимает компьютерная индустрия.

Однако благоприятное в целом развитие этого рынка сопровождается обострением конкурентной борьбы, и даже самые крупные из его участников вынуждены постоянно совершенствовать свой бизнес.

В данном обзоре предпринята попытка кратко обрисовать развитие бизнеса ряда ведущих компьютерных компаний в 1997 г., выделив некоторые, наиболее существенные, аспекты их деятельности и произошедшие за этот период события.

Помимо общих сведений для каждой из фирм приведены их основные экономические показатели на конец 1997-го финансового года (объем продаж, стоимость активов, расходы на исследования и разработки), а также доходы и прибыль по кварталам за прошлый календарный год и динамика курса акций. Анализируя эти данные, можно составить достаточно полное представление не только о текущем состоянии дел, но и о тенденциях.

Компании, являющиеся открытыми акционерными обществами, имеют еще один важный экономический показатель - рыночную капитализацию, т.е. суммарную рыночную стоимость выпущенных акций. Он может служить одновременно и характеристикой текущего положения компании на рынке, и барометром интереса к ней массового инвестора. Динамика этого показателя отражает тенденции рынка и может также свидетельствовать об изменении степени доверия потребителей к его участникам. У большинства компаний рыночная стоимость сопоставима с их оборотом или активами, однако в некоторых случаях она оказывается в несколько раз выше. Судя по этому показателю, наибольшую уверенность в будущем демонстрируют инвесторы компании Microsoft, рыночная стоимость которой на конец февраля превышала ее активы более чем в 13 раз. На втором месте по этому показателю компания Cisco, рыночная стоимость которой превышала ее активы более чем в 12 раз. Не следует, однако, ограничиваться только цифровыми показателями, ведь и временное отсутствие прибыли может быть вызвано реорганизацией бизнеса или приобретением компаний, привносящих недостающие перспективные технологии, т. е. симптомом положительных изменений.

В этой связи значительный интерес представляют многие качественные моменты деятельности компаний, связанные с выпуском новых продуктов, принятием технологических доктрин, заключением стратегических и даже тактических альянсов, изменением маркетинговой и сбытовой политики и пр.

В большинстве ведущих компьютерных компаний коррекция стратегии в прошедшем году была связана с выработкой более четких рыночных ориентиров, концентрацией усилий на наиболее перспективных видах продукции и сокращении цикла ее обновления, смещением приоритетов с чисто технологических в сторону эксплуатационных характеристик оборудования и ПО, позволяющих снизить совокупную стоимость владения, а также освоением новых направлений деятельности. В более выгодном положении оказались те фирмы, которые раньше других занялись интеграцией своих продуктов с Интернет-технологиями. Тем, кто этого вовремя не сумел сделать, пришлось перестраиваться на ходу и вновь завоевывать расположение клиентов.

Быстрое увеличение числа пользователей Сети (за 1997 г. - с 28 до примерно 50 млн.) создает целые рыночные сегменты новых продуктов и услуг для корпоративных заказчиков и массового потребителя (интрасети и экстрасети, средства доступа к Сети и генерации ее информационного наполнения, электронная коммерция и т.д.). В то же время Интернет является идеальной средой для распространения продуктов, проведения маркетинговых кампаний и установления более тесных контактов с партнерами и клиентами. Последнее убедительно продемонстрировали такие компании, как Cisco Systems и Dell: за 1997 г. общий объем полученных через их Web-узлы заказов на поставку оборудования и предоставление услуг составил, по оценкам экспертов, 3 и 1 млрд. долл. соответственно.

Важен для успешного развития бизнеса и своевременный отклик на изменение требований пользователей. В прошедшем году предпочтения корпоративных заказчиков при выборе поставщиков продолжали смещаться в пользу тех, кто мог предложить законченные решения или взять на себя значительную часть забот по интеграции и внедрению продуктов разных производителей. Характерен в этом отношении пример IBM, у которой удельный вес работ, связанных с оказанием услуг и выполнением комплексных проектов, увеличивался наиболее быстрыми темпами и привел в конечном счете к росту оборота компании в целом.

Со стремлением крупных компаний ускорить внедрение инноваций и облегчить экспансию во вновь открывающиеся ниши рынка связана еще одна тенденция, отчетливо проявившаяся и в прошлом году, - приобретение ими фирм, добившихся заметных результатов и имеющих технологии или готовые продукты в интересующих покупателя областях. Кроме выигрыша во времени, это оказывается целесообразным и в чисто экономическом отношении, поскольку проведение собственных аналогичных разработок зачастую обходится дороже.

Я сознательно избегаю подробного анализа публикуемой информации, поскольку в зависимости от точек зрения и конкретных интересов эти данные можно интерпретировать по-разному. Сделайте это сами.

3Com Corp.

Год основания: 1979
Штаб-квартира: Санта-Клара, шт. Калифорния, США
Число сотрудников: 13,2 тыс. человек
Председатель совета директоров и главный управляющий: Эрик Бенхаму (Eric A. Benhamou)
Web-адрес: http://www.3com.com

Основные направления деятельности

Оборудование для локальных и глобальных сетей (маршрутизаторы, коммутаторы, концентраторы, мосты, шлюзы, сетевые интерфейсные платы, аксессуары), коммуникационное оборудование (модемы, устройства удаленного доступа), портативные компьютеры (органайзеры), сетевое и коммуникационное ПО (управление, администрирование, доступ к сетям).

Экономические показатели в 1997 г.

Годовой доход*: 3147 млн. долл., рост - 35% (1996 г. - 2327 млн. долл.)

Расходы на исследования и разработки: 335 млн. долл. (10,6% дохода)

Активы: 2266 млн. долл.

Рыночная стоимость (на 13.03.1998): 12 387 млн. долл.

Поквартальные финансовые результаты 1997 г.
Показательдекабрь 1996 г. - февраль 1997 г. март - май 1997 г.июнь - август 1997 г.сентябрь - ноябрь 1997 г.
Объем продаж, млн. долл.78783016001200
Чистая прибыль/убытки, млн. долл.8889- 147**15,1
Доход на акцию, долл.0,470,48- 0,43**0,04
* 1997-й финансовый год закончился 31 мая 1997 г. Общий оборот компаний 3Com и U.S. Robotics в 1997-м финансовом году составил 5,6 млрд. долл.
** С учетом приобретения компании U.S. Robotics (сумма сделки - 426 млн. долл.).

Главные события в 1997 г.

Являясь одним из крупнейших разработчиков оборудования для локальных и глобальных сетей, компания занимает первую позицию в списке поставщиков сетевых адаптеров (свыше 45% рынка адаптеров Fast Ethernet) и концентраторов для ЛС (более 35%) и вторую - среди производителей коммутационного оборудования, причем в классе коммутаторов для рабочих групп 3Com прочно удерживает лидерство (41% рынка). Решения компании предназначены различным категориям пользователей из сферы малого и крупного бизнеса, телекоммуникационным компаниям. К числу заказчиков 3Com принадлежат крупнейшие поставщики Интернет-услуг, в том числе America Online и CompuServe. В 1997 г. ей удалось значительно продвинуться и в освоении новых перспективных сетевых технологий. 3Com первой объявила о намерении начать производство полного спектра оборудования для сетей Gigabit Ethernet, приступила к выпуску интерфейсных плат для блокнотных ПК в стандарте CardBus и модулей для сетевых компьютеров.

В числе новых ее продуктов также коммутаторы для сетей крупных предприятий CoreBuilder 3500 и 9000, обеспечивающие максимально возможную производительность сетевых магистралей ATM и Gigabit Ethernet. Используемая в них технология FIRE обеспечивает программируемую коммутацию уровня 3 и позволяет достичь быстродействия, ограниченного лишь возможностями физического соединения. Поставляемое вместе с коммутаторами CoreBuilder управляющее ПО TranscendWare автоматизирует функции администрирования, контролируя потоки данных и оптимизируя характеристики сети.

Для предприятий малого бизнеса, отделений компаний и сотрудников, работающих на дому, предназначен маршрутизатор OfficeConnect с встроенным четырехпортовым концентратором и двумя аналоговыми портами 56 Кбит/с, работающий по протоколам IP или IPX и стандартным телефонным линиям.

В июне 1997 г. 3Com официально объявила о приобретении фирмы U.S. Robotics, что позволило ей расширить спектр предлагаемых решений для удаленного доступа к локальным и глобальным сетям. После объединения с U.S. Robotics число сетевых пользователей, работающих с оборудованием 3Com, достигло 100 млн., а доля компании на мировом рынке модемов увеличилась до 46%. Одним из первых результатов совместной деятельности явилась разработка семейства масштабируемых устройств дистанционного доступа для глобальных сетей SuperStack II Remote Access 3000, включающего маршрутизатор Access Router, концентратор Access Concentrator 3000 и сервер Интернет-доступа EdgeServer Pro 3000. Эти системы ориентированы на поставщиков Интернет-услуг и сочетают высокую производительность, поддержку различных видов сервиса (включая передачу данных, видео и речи) и простоту инсталляции, управления и настройки конфигурации. В них впервые применены встроенные средства мониторинга и управления трафиком с отображением информации на ЖК-экранах.

Разработку перспективных технологий 3Com ведет в тесном сотрудничестве с рядом ведущих компаний. В 1997 г. было подписано соглашение с IBM о техническом сотрудничестве и согласованном маркетинге. Оно предусматривает, в частности, внедрение усовершенствованных технологий коммутации 3Com в широкополосные сегменты интрасетей и корпоративные системы, использующие средства Web. Одна из последних моделей сверхпортативного компьютера IBM WorkPad основана на архитектуре PalmPilot. Компания объявила также о поддержке предложенной Microsoft инициативы Streaming Multimedia и выпустила свой сервер для Microsoft NetShow 2.0. Стратегическое партнерство с Siemens AG направлено на ускорение разработок для быстрорастущего рынка сетевых продуктов, обеспечивающих интеграцию голоса и данных.

American Power Conversion Corp.

Год основания: 1981
Штаб-квартира: Вест-Кингстон, шт. Род-Айленд, США
Число сотрудников: 2,5 тыс человек
Президент и главный исполнительный директор: Роджер Доуделл (Rodger B. Dowdell, Jr.)
Web-адрес: http://www.apcc.com

Основные направления деятельности

Источники бесперебойного питания (ИБП), фильтры.

ПО управления и контроля систем электропитания компьютеров и сетевого оборудования.

Экономические показатели в 1997 г.

Годовой доход: 873,7 млн. долл., рост - 24% (1996 г. - 706,9 млн. долл.)

Расходы на исследования и разработки: 22,4 млн. долл. (2,6% дохода)

Активы: 641,3 млн. долл.

Рыночная стоимость (на февраль 1998): 2719,2 млн. долл.

Поквартальные финансовые результаты 1997 г.
ПоказательI кв.II кв.III кв.IV кв.
Объем продаж, млн. долл.172,0203,6246,0251,7
Чистая прибыль/убытки, млн. долл.21,026,636,837,4
Доход на акцию, долл.0,220,280,380,39

Главные события в 1997 г.

Этот год стал десятым по счету годом непрерывного роста компании, укрепления ее рыночных позиций и улучшения финансовых показателей. Успешному развитию компании способствует выбранная ею стратегия постоянного обновления спектра своих продуктов и тесного долгосрочного сотрудничества с ведущими производителями компьютерного и сетевого оборудования для ответственных бизнес-приложений, заинтересованных в повышении надежности и готовности своих систем. Некоторые продукты APC (в частности, Smart-UPS и Matrix-UPS) были признаны рядом компьютерных изданий «лучшими в своем классе», не случайно многие ведущие поставщики ПК объявили об интеграции их в свои системы или включении в комплект поставки. Соответствующие соглашения подписаны, в частности, с Hewlett-Packard (серверы и кластеры серверов NetServer), IBM (семейство Netfinity) и Sun (серверы Netra NFS). ПО управления системами питания PowerXtend теперь входит в состав платформы сетевого администрирования LanDesk Server Manager компании Intel. Предусматривается совместимость и с другими платформами: Windows NT Server, Microsoft Cluster Server, Lotus Domino, Novell IntranetWare и ManageWise, Compaq Insight Manager и др. Важным шагом в этом направлении стало первое в истории APC приобретение другой компании - Systems Enhancement Corporation, являющейся ведущим поставщиком ПО для управления ИБП. К числу бизнес-партнеров APC добавились такие крупные поставщики ПК, как Dell и Gateway 2000. В течение года были разработаны новые продукты и технологии, имеющие ключевое значение для дальнейшего развития бизнеса компании. Семейство ИБП с внутренним резервированием Symmetra Power Array - это первые в отрасли ИБП, мощность которых можно менять в диапазоне 4 - 16 кВА. Тем самым компания APC вышла в новый для себя сегмент рынка - ИБП мощностью свыше 5 кВА.

Apple Computer Inc.

Год основания: 1977
Штаб-квартира: Купертино, шт. Калифорния, США
Число сотрудников: 9,3 тыс. человек
Исполняющий обязанности главного управляющего: Стив Джобс (Steve Jobs)
Web-адрес: http://www.apple.com

Основные направления деятельности

Компьютеры (серверы, настольные ПК, блокнотные ПК, компьютеры с перьевым вводом), периферийные устройства, мониторы, принтеры (матричные, лазерные, строчные), сканеры, накопители CD-ROM, графические платы, оборудование для локальных и глобальных сетей (концентраторы, сетевые интерфейсные платы), системное ПО (операционные системы, средства разработки программ, драйверы и утилиты), сетевое и коммуникационное ПО (электронная почта, Интернет/intranet, видеоконференции, эмуляция терминалов, утилиты), прикладное ПО (настольные издательские системы, обработка документов и графики, текстовые процессоры, пакеты игр и развлечений).

Экономические показатели в 1997 г.

Годовой доход*: 7081 млн. долл., снижение - 28%** (1996 г. - 9833 млн. долл.)

Расходы на исследования и разработки: 485 млн. долл. (6,8% дохода)

Активы: 4233 млн. долл.

Рыночная стоимость (на 20.02.1998): 2655 млн. долл.

* 1997-й финансовый год закончился 26 сентября 1997 г.

** С учетом затрат (более 650 млн. долл.) на реорганизацию, а также приобретение компании NeXT Software и лицензии на Mac OS.

Поквартальные финансовые результаты 1997 г.
ПоказательI кв.II кв.III кв.IV кв
Объем продаж, млн. долл.1600170016001600
Чистая прибыль/убытки, млн. долл.-708-56-16147,0
Доход на акцию, долл.-5,64-0,44-1,260,37

Главные события в 1997 г.

Неутешительные итоги работы в 1996 г. и первой половине 1997 г. (чистые убытки составили 816 и 764 млн. долл. соответственно) вызвали необходимость проведения кардинальных изменений в управлении компанией и ее стратегии на рынке. Исполняющим обязанности главного управляющего был назначен Стив Джобс (вместо ушедшего в отставку Гилберта Амелио), существенно обновился совет директоров. В качестве основных были поставлены следующие задачи - снижение операционных издержек, расширение партнерских отношений в рамках отрасли (что означает отход от прежней политики компании по ограничению продажи лицензий и ориентации на собственные каналы сбыта) и концентрация усилий на производстве наиболее конкурентных по соотношению цена/производительность продуктов, прежде всего для сектора SOHO, образовательных учреждений и издательских предприятий. К концу 1997 г. компании удалось значительно улучшить свое положение, чему в немалой степени способствовал успех на рынке новых продуктов, в частности Mac OS 8 и семейства высокопроизводительных настольных систем Power Macintosh G3.

Для укрепления позиций на рынке ОС были приобретены компания NeXT Software и большая часть активов компании Power Computing, включая компьютерную базу и обратный выкуп лицензии на ОС Mac OS.

Среди новых продуктов, выпущенных компанией, - линии профессиональных систем PowerMac G3, ПК Power Macintosh 6500 для домашних пользователей и малого бизнеса, PC-совместимые модели Power Macintosh 7300/300 и 4400/200, высокопроизводительные ПК-блокноты Macintosh PowerBook 3400, компьютеры для учебных заведений eMate 300, ОС Mac OS 8.

Bay Networks Inc.

Год основания: 1994
Штаб-квартира: Санта-Клара, шт. Калифорния, США
Число сотрудников: 4,3 тыс. человек
Президент и главный управляющий: Дэвид Хаус (David L. House)
Web-адрес: http://www.baynetworks.com

Основные направления деятельности

Оборудование для локальных и глобальных сетей (маршрутизаторы, коммутаторы, концентраторы, мосты, шлюзы, сетевые интерфейсные платы, аксессуары), коммуникационное оборудование (факс-модемы), сетевое ПО (управление, администрирование, доступ к сетям).

Экономические показатели в 1997 г.

Годовой доход*: 2093 млн. долл., рост - 2% (1996 г. - 2057 млн. долл.)

Расходы на исследования и разработки: 268,5 млн. долл. (12,8% дохода)

Активы: 1900,4 млн. долл.

Рыночная стоимость (на февраль 1998 г.): 6840,5 млн. долл.

Поквартальные финансовые результаты 1997 г.
ПоказательI кв.II кв.III кв.IV кв.
Объем продаж, млн. долл.512,9 543,0601,3644,9
Чистая прибыль/убытки, млн. долл.20,7-118,0**41,347,5
Доход на акцию, долл.0,10-0,590,190,22
* 1997-й финансовый год закончился 30 июня 1997 г.
** Убытки связаны с проведением реорганизации и приобретением компаний Rapid City Communications и ISOTRO Network Management.

Главные события в 1997 г.

Сформулирована новая стратегия компании, направленная на усиление ее позиций на рынке сетевых технологий, более тесное взаимодействие с партнерами и заказчиками, усиление маркетинговой деятельности и совершенствование менеджмента.

В рамках реализации этой стратегии реорганизована структура компании, в ней сформировано 10 подразделений в соответствии с ключевыми направлениями разработок и производства. В состав руководства компании были приглашены ведущие специалисты из известных фирм. В число вице-президентов вошли Дэйв Шригли (Dave Shrigley, Intel), Дэйв Рини (Dave Rynne, Tandem Computers), Стефен Пирс (Stephen Pearse, Geotek Technologies), Билл Хейв (Bill Hawe, Digital Equipment), а также Дениэл Питт (Daniel Pitt, Hewlett-Packard). Сам президент Bay Networks Дэвид Хаус, назначенный на этот пост в октябре 1996 г., до этого проработал 22 года на различных ответственных должностях в компании Intel.

Для расширения присутствия на рынке сетевого оборудования и сокращения цикла разработки изделий компанией Bay Networks был приобретен ряд фирм - разработчиков инновационных продуктов, в том числе LANcity Corporation (кабельные модемы), NetICs (коммутаторы Fast Ethernet), Rapid City Communications (технологии Gigabit Ethernet и коммутирующие маршрутизаторы) и ISOTRO Network Management (технологии управления IP-адресами в корпоративных сетях).

Главным технологическим достижением компании в 1997 г. стала разработка программы Adaptive Networking, целью которой является постепенное преобразование («глобализация») существующих корпоративных сетей на основе IP-протоколов, упрощающее их использование и администрирование. В рамках этой программы анонсирован ряд продуктов и технологий, в частности коммутаторы с автоматическим выбором скорости передачи данных BayStack 350 Autosence Switch, концентраторы удаленного доступа Remote Access Concentrator для семейства коммутаторов 5000 Multi-Service Switch и технология удаленного доступа BayStream Dial VPN.

Cisco Systems Inc.

Год основания: 1984
Штаб-квартира: Сан-Хосе, шт. Калифорния, США
Число сотрудников: 5,2 тыс. человек
Президент и главный управляющий: Джон Чемберс (John T. Chambers)
Web-адрес: http://www.cisco.com

Основные направления деятельности

Оборудование для локальных и глобальных сетей (маршрутизаторы, коммутаторы, концентраторы, мосты, шлюзы, сетевые интерфейсные платы, аксесcуары),

коммуникационное оборудование (xDSL, интеграция видео/голоса/данных, доступ к сети Интернет, устройства защиты), сетевое ПО (управление, администрирование, доступ к сетям), ПО для интрасетей и Интернета.

Экономические показатели в 1997 г.

Годовой доход*: 6440 млн. долл., рост - 57% (1996 г. - 4096 млн. долл.)

Расходы на исследования и разработки: 698 млн. долл.

Активы: 5451 млн. долл.

Рыночная стоимость (на 20.02.1998): 66 779 млн. долл.

* 1997-й финансовый год закончился 26 июля 1997 г.

Поквартальные финансовые результаты 1997 г.
Показательфевраль-апрельмай - июльавгуст - октябрьноябрь 1997 г. - январь 1998 г.
Объем продаж, млн. долл.1647176518692016
Чистая прибыль/убытки, млн. долл.358383416457
Доход на акцию, долл.0,520,550,590,43

Главные события в 1997 г.

Успешному развитию компании (темпы роста оборота - более чем в полтора раза за год - оказались самыми высокими среди крупных компаний отрасли) в немалой степени способствовала ее ориентация на заказчиков в новых, быстро растущих сегментах рынка, в том числе поставщиков услуг Интернета, а также расширение круга своих потребителей с помощью электронных каналов реализации продукции. Эксперты оценивают годовой объем продаж сетевого оборудования и услуг через Web-узел Cisco примерно в 3 млрд. долл.

Продолжая выпуск своего традиционного коммутационного оборудования для ЛС и интрасетей (в том числе новые модели коммутаторов Fast Ethernet для настольных систем семейства Cisco 2900XL, многопротокольные коммутаторы для базовых сетей Catalyst 5500, семейство коммутирующих маршрутизаторов Cisco 12000 Gigabit Switch Router и др.), ориентированного на корпоративный рынок, компания приступила ко второму этапу программы разработки средств интеграции видео, голоса и данных, нацеленных одновременно на два рыночных сегмента - корпоративный и поставщиков сетевых и телекоммуникационных услуг. В рамках этой программы разработаны многофункциональный концентратор доступа MC3810, работающий с каналами ATM, Frame Relay и SDLC и обеспечивающий сжатие голосового трафика, универсальный многопортовый сервер удаленного доступа третьего поколения Cisco AS5300, сервер кэширования Cisco Cache Engine, повышающий эффективность использования ресурсов глобальной сети, а также целый ряд других устройств.

В 1997 г. заключены стратегические соглашения с компаниями EDS (по интеграции больших ЭВМ в инфраструктуру Интернет/интрасеть), GTE (по созданию законченных решений в области предоставления комплексных сетевых услуг), US West (Cisco выступает как поставщик оборудования для развертываемой в национальных масштабах сети с интеграцией голоса и данных), Alcatel Telecom (по разработке маршрутизатора, поддерживающего технологии доступа ISDN и DSL). Среди наиболее крупных приобретений компании - фирма LightSpeed International (технологии передачи голосового трафика), подразделение продуктов xDSL компании INC, производитель устройств доступа к глобальным сетям Telesend, канадская компания Skystone Systems (технологии высокоскоростных оптических соединений SONET/SDH), а также Global Internet Software Group (технологии сетевой защиты для систем на основе Windows NT).

Compaq Computer Corp.

Год основания: 1982
Штаб-квартира: Хьюстон, шт. Техас, США
Число сотрудников: 11,9 тыс. человек
Президент и главный управляющий: Экхард Пфайффер (Eckhard Pfeiffer)
Web-адрес: http://www.compaq.com

Основные направления деятельности

Компьютеры (отказоустойчивые системы, серверы, настольные ПК, блокнотные ПК, портативные ПК), сетевое и коммуникационное оборудование, ПО сетевого управления и администрирования.

Экономические показатели в 1997 г.

Годовой доход: 24 584 млн. долл., рост - 23% (1996 г. - 20 000 млн. долл.)

Расходы на исследования и разработки: 817 млн. долл. (3,3% дохода)

Активы: 14 631 млн. долл.

Рыночная стоимость (на 06.03.1998): (41 962) млн. долл.

Поквартальные финансовые результаты 1997 г.
ПоказательI кв.II кв.III кв.IV кв.
Объем продаж, млн. долл.4800500065007300
Чистая прибыль/убытки, млн. долл.387422562667
Доход на акцию, долл.1,361,480,710,84

Главные события в 1997 г.

Поставив цель, вслед за завоеванием позиции № 1 в качестве производителя ПК, в том числе домашних ПК (в США Compaq принадлежит 18% этого рынка, а в Европе - более 16%), стать лидером на рынке корпоративных систем, компания в 1997 г. значительно продвинулась на этом пути. Выпустив множество новых моделей серверов начального и среднего уровня (в том числе популярных семейств ProLiant 5500, 3000 и 1600 с новой архитектурой Highly Parallel System Architecture, значительно повышающей общую производительность мультипроцессорной обработки и пропускную способность каналов ввода-вывода), Compaq захватила 33% этого рынка в Европе. С приобретением фирмы Tandem Computers к ней перешли права на высокопроизводительные отказоустойчивые системы NonStop и технологию кластеризации ServerNet.

По данным IDC, темпы роста оборота Compaq в 1997 г. превысили средние по отрасли в 2,5 раза. Убедительным свидетельством эффективности менеджмента компании является тот факт, что наряду с количественным ростом наблюдалось улучшение качественных показателей работы компании, в частности доходности инвестированного капитала - к концу года она возросла до 90%. Даже финансовый кризис в Юго-Восточной Азии не смог сколько-нибудь существенно поколебать ее позиции на рынке. Новая бизнес-модель компании предполагает оптимизацию всего цикла - проектирования, производства и каналов доставки готовой продукции заказчикам.

В 1997 г. начат ее первый этап под названием Build-to-Order (производство под заказ), который предусматривает сокращение сроков разработки и изготовления продуктов, упреждающее информирование потребителей об их выпуске и характеристиках, уменьшение складских запасов и накладных расходов. После слияния с Digital Equipment, произошедшего уже в текущем году, суммарный оборот Compaq превысил 37 млрд. долл., и она стала третьей (после IBM и Hewlett-Packard) по величине компьютерной компанией в мире.

Dell Computer Corp.

Год основания: 1984
Штаб-квартира: Раунд-Рок, шт. Техас, США
Число сотрудников: 11 тыс. человек
Председатель совета директоров и главный управляющий: Майкл Делл (Michael S. Dell)
Web-адрес: http://www.dell.com

Основные направления деятельности

Компьютеры (серверы, настольные и блокнотные ПК)

Экономические показатели в 1997 г.

Годовой доход*: 12 327 млн. долл., рост - 59% (1997 г. - 7759 млн. долл.)

Расходы на исследования и разработки: 126 млн. долл. (1% дохода)

Активы: 4268 млн. долл.

Рыночная стоимость (на 13.03.1998): 41 212 млн. долл.

Поквартальные финансовые результаты 1997 г.
Показательфевраль - апрель 1997 г.май - июль 1997 г.август - октябрь 1997 г.ноябрь 1997 г. - январь 1998 г.
Объем продаж, млн. долл.2588281431883737
Чистая прибыль/убытки, млн. долл.198214248285
Доход на акцию, долл.1,080,59**0,690,81

* 1997-й финансовый год закончился 1 февраля 1998 г.

** С учетом «расщепления» акций - удвоения числа акций с одновременным уменьшением их номинала в два раза.

Главные события в 1997 г.

Почти 60%-ного увеличения оборота в одной из самых конкурентных областей рынка ИТ компания достигла благодаря последовательному осуществлению стратегии прямых продаж. Непосредственное взаимодействие с покупателями и производство компьютерных систем по их заказам позволяют исключить неизбежное в цепочке продаж через посредников увеличение стоимости и времени доставки продукции конечным пользователям, более полно и оперативно учитывать нужды каждой их категории. В 1997 г. на 80% увеличился объем услуг по программе DellPlus, предусматривающей интеграцию в заводских условиях аппаратного и программного обеспечения заказанных систем.

Ключевым элементом бизнес-модели Dell является также опережающее по отношению к конкурентам внедрение в свои продукты новейших технологий.

Очередным и весьма эффективным шагом на пути развития инфраструктуры прямых продаж стало включение в нее новых каналов, основанных на технологиях Интернета. Поток заказов, обрабатываемых через Web-сервер Dell, постоянно увеличивался и к концу года достиг 4 млн. долл. в день, а в целом электронный оборот компании за год составил, по оценкам экспертов, около 1 млрд. долл.

Одним из приоритетных направлений, на котором концентрировались усилия компании в 1997 г., было увеличение ее доли на корпоративном рынке серверов, рабочих станций, а также мощных портативных ПК и завоевание в этих категориях систем такого же признания у потребителей, каким пользуются ее настольные компьютеры. Среди новых моделей семейства PowerEdge - серверы рабочих групп 2200 на основе одного или двух процессоров Pentium II, 4-процессорные корпоративные серверы, а также кластерные системы PowerEdge Cluster, объединяющие два сервера PowerEdge 6100.

В середине года Dell Computer выпустила блокнотный ПК Latitude XPi CD M166ST с процессором Pentium/166 MMX, объемом ОЗУ до 80 Мбайт и жестким диском до 3 Гбайт. Он относится к классу так называемых «управляемых» портативных компьютеров и предназначен для пользователей из сферы крупного бизнеса, правительственных организаций и образовательных учреждений, работающих в условиях сложной сетевой среды. Заводская инсталляция ПО Dell Inspector помогает упростить администрирование и сопровождение этих компьютеров и тем самым снизить эксплуатационные расходы. На профессиональных домашних пользователей и сотрудников небольших компаний рассчитано новое семейство ПК-блокнотов Inspiron.

Модель Inspiron 3000 создана на базе Pentium MMX /233 и оснащена 13,3-дюйм экраном с разрешением 1024х768, оперативной памятью 32 Мбайт, жестким диском 2,1Гбайт и 20-скоростным дисководом CD-ROM. В стандартный комплект поставки входят также 128-разрядный графический акселератор NeoMagic, звуковая плата с эффектом объемного звучания и Microsoft Office 97 Small Business Edition.

По итогам года Dell Computer, сохранив за собой вторую позицию на американском корпоративном рынке, стала третьим в мире поставщиком настольных систем c ОС Windows NT. В структуре оборота компании доходы от продаж серверов и рабочих станций росли наиболее быстрыми темпами, увеличившись за год на 250%.

Digital Equipment Corp.

Год основания: 1957
Штаб-квартира: Мэнъярд, шт. Миннесота, США
Число сотрудников: 54,9 тыс. человек
Президент и главный управляющий: Роберт Палмер (Robert B. Palmer)
Web-адрес: http://www.dec.com

Основные направления деятельности

Электронные компоненты (процессоры Alpha), компьютеры (серверы, рабочие станции, настольные и блокнотные ПК), дисковые накопители (дисковые массивы), мониторы, дисплейные терминалы, торговое оборудование, POS-терминалы, банкоматы, оборудование для локальных и глобальных сетей (маршрутизаторы, коммутаторы, концентраторы, мосты, шлюзы, сетевые интерфейсные платы, повторители), системное ПО (операционные системы, СУБД, ПО центров обработки данных, средства разработки, компиляторы, драйверы и утилиты), прикладное ПО (экспертные системы, банковские, финансовые и торговые системы, обработка документов и графики, текстовые процессоры, электронные таблицы, статистические и научно-технические программы, административные информационные системы), коммуникационное ПО (EDI, электронная почта, факс/телекс, управление АТС), сетевое ПО (управление, администрирование, доступ к сетям), ПО для интрасетей и Интернета, услуги (центры технической поддержки, выполнение интеграционных проектов).

Экономические показатели в 1997 г.

Годовой доход*: 13 046 млн. долл., снижение - 10,4% (1996 г. - 14 562 млн. долл.)

Расходы на исследования и разработки: 1014 млн. долл. (7,77% дохода)

Активы: 9692 млн. долл.

Рыночная стоимость (на 20.02.1998): 8789 млн. долл.

* 1997-й финансовый год закончился 28 июня 1997 г.

Поквартальные финансовые результаты 1997 г.
ПоказательI кв.II кв.III кв.IV кв.
Объем продаж, млн. долл.3310350033103324
Чистая прибыль/убытки, млн. долл.511245174,8
Доход на акцию, долл.0,270,750,270,44
* После слияния с Compaq.

Главные события в 1997 г.

Компания преуспела в реализации своей главной задачи, поставленной на 1997 г., - восстановлении пошатнувшихся финансовых позиций и доверия потребителей к торговой марке Digital. Проблемы компании не в последнюю очередь были связаны с чрезмерной диверсификацией деятельности на рынке ИТ и недостаточной координацией работы ее многочисленных подразделений. Новая стратегия компании предполагает концентрацию усилий на наиболее перспективных направлениях, прежде всего - это быстро растущий рынок систем с Windows NT и решения в области Интернета и интрасетей. В рамках этой стратегии в компании осуществлена консолидация подразделений, занимающихся разработкой продуктов, создана единая служба продаж и маркетинга, значительно усилена глобальная служба поддержки заказчиков и консалтинга в области интеграции продуктов разных поставщиков для корпоративных ИС в гетерогенных средах.

Значительного прогресса компания добилась в продвижении на рынок NT-систем: в целом за год объем продаж серверов, выполненных как на процессорах Intel, так и Alpha, вырос на 50%. Одним из важнейших достижений Digital считает завоевание широкого признания среди корпоративных заказчиков и поставщиков Интернет-услуг (на основе этих систем развернуто около 1 млн. рабочих мест пользователей Microsoft Exchange). Выпущен целый ряд новых перспективных систем. Среди них высокопроизводительные Unix-серверы AlphaServer 8200 и 8400 с 64-разрядной архитектурой, в состав которых включены средства кластеризации и работы с Интернетом, а также серверы масштаба отделения AlphaServer 800 и 1000А. Семейство мобильных компьютеров Digital пополнилось серией блокнотных ПК HiNote Ultra 2000, впервые в отрасли оснащенных плоским экраном c диагональю 14,1 дюйма. Совместно с Mitsubishi Electric разработана усовершенствованная и более дешевая в изготовлении версия микропроцессора Alpha 21164PC, ориентированная на мощные ПК и станции-клиенты с Windows NT.

В рамках расширения деятельности на рынке сетевых и телекоммуникационных услуг компания заключила многолетнее стратегическое соглашение с агентством Reuter по оснащению его сети центров обработки данных серверами Digital, их сервисному обслуживанию и сопровождению. Объявлено о подписании контракта на поставку более 100 Unix-серверов Digital и ПО для модернизации электронной биржи Nasdaq, который будет осуществляться совместно с компанией MCI Communications.

В конце 1997 г. подразделение Digital по производству сетевого оборудования было продано компании Cabletron Systems, однако Digital пока продолжает модернизацию и техническое обслуживание своего сетевого оборудования.

В январе текущего года произошло слияние компании с фирмой Compaq Computer, в результате которого Digital стала ее самостоятельным подразделением. Эта крупнейшая в истории компьютерной отрасли сделка, сумма которой составляет 9,6 млрд. долл., позволит, по словам президента Digital Роберта Палмера, «сосредоточить усилия на развитии ключевых технологий и предоставить клиентам самый масштабный на сегодняшнем рынке комплекс продуктов и услуг в области корпоративной поддержки платформы Windows NT».

Hewlett-Packard Co.

Год основания: 1939
Штаб-квартира: Пало-Альто, шт. Калифорния, США
Число сотрудников: 122 тыс. человек
Президент и главный управляющий: Льюис Платт (Lewis E. Platt)
Web-адрес: http://www.hp.com

Основные направления деятельности в области ИТ

Компьютеры (большие универсальные компьютеры, серверы, настольные блокнотные и портативные ПК), дисковые накопители (НЖМД, CD-ROM, оптические диски), накопители на магнитной ленте (DAT, DLT, библиотеки), принтеры (лазерные, струйные, банковские и многофункциональные принтеры, плоттеры), сканеры, графическое и видеооборудование, оборудование для локальных и глобальных сетей (маршрутизаторы, коммутаторы, концентраторы, мосты, шлюзы, сетевые интерфейсные платы), прикладное ПО (системы управления производством, обработка документов, электронные таблицы, обработка графики, научно-технические программы), коммуникационное ПО, сетевое ПО (управление, администрирование, доступ к сетям), ПО для интрасетей и Internet.

Экономические показатели в 1997 г.

Годовой доход*: 42 895 млн. долл., рост - 12% (1996 г. - 38 420 млн. долл.)

Расходы на исследования и разработки: 3078 млн. долл. (7,2% дохода)

Активы: 31 749 млн. долл.

Рыночная стоимость (на февраль 1998 г.): 67 542 млн. долл.

* 1997-й финансовый год закончился 31 октября 1997 г.

Поквартальные финансовые результаты 1997 г.
Показателифевраль - апрель 1997 г.май - июль 1997 г. август - октябрь 1997 г.ноябрь 1997 г. - январь 1998 г.
Объем продаж, млн. долл.10 30010 50011 80011 800
Чистая прибыль/убытки, млн. долл.784617806929
Доход на акцию, долл.0,750,580,750,86

Главные события в 1997 г.

В компьютерном бизнесе, доля которого в обороте компании составляет около 80%, компания придерживается ориентации как на платформу Unix, так и на Windows NT. Как и у других производителей, более востребованными на корпоративном рынке оказываются Unix-системы верхнего уровня и отказоустойчивые системы. В классе бизнес-серверов наиболее удачными в этом смысле оказались выпущенные в 1997 г. серверы семейства HP 9000 V-Class, в частности V2200 Enterprise Server, ориентированные на выполнение сложных корпоративных приложений, обслуживание хранилищ данных, обработку большого объема транзакций, поддержку принятия решений и т.д.

К числу новых изделий компании относятся также портативные ПК линии OmniBook 3000, лазерные принтеры HP LaserJet 4000 с возможностью обмена данными со сканерами или другими устройствами, минуя компьютер (технология HP JetSend), струйные принтеры с высоким качеством печати HP DeskJet 722C, сетевые сканеры-мопиры HP Network ScanJet 5, а также подсистемы 3-D графики HP VISUALIZE fx.

В условиях усиления конкуренции и войны цен, замедлившей темпы роста продаж (в денежном выражении) компьютерного оборудования в таких традиционных для Hewlett-Packard областях, как настольные ПК, ПК-серверы и периферийное оборудование, компания была вынуждена снижать издержки производства и провести реорганизацию сбытовой сети. В рамках программы повышения эффективности внедряется новая модель бизнеса в области ПК, предусматривающая три производственные схемы - изготовление по заказу, сборку в канале и традиционное производство. Основной целью является снижение складских запасов и сокращение цикла исполнения заказов и запуска новых моделей. Кроме того, претерпела изменения и организационная схема сбытовых подразделений - вместо специализации по видам продукции они теперь делятся по каналам продаж и по ориентации на отдельные сегменты потребителей.

В 1997 г. Hewlett-Packard заключила стратегические партнерские соглашения с рядом ведущих компаний отрасли, в частности с Microsoft (по поддержке пользователей при развертывании приложений на платформе Windows NT) и Cisco (по интеграции средств сетевого управления и администрирования, а также решений для Интернет/интранет). Важным шагом по расширению бизнеса Hewlett-Packard на область электронной коммерции явилось приобретение одного из ведущих поставщиков систем электронных платежей - компании VeriFone.

IBM Corp.

Год основания: 1914
Штаб-квартира: Армонк, шт. Нью-Йорк, США
Число сотрудников: 250 тыс. человек
Председатель совета директоров и главный управляющий: Луис Герстнер (Louis V. Gerstner, Jr.)
Web-адрес: http://www.ibm.com

Основные направления деятельности

Компьютеры (большие ЭВМ, суперкомпьютеры, серверы, рабочие станции, настольные и блокнотные ПК), дисковые накопители (дисковые массивы, НЖМД), накопители на магнитной ленте, графические и видеосистемы, мониторы, дисплейные терминалы, торговое оборудование, POS-терминалы, оборудование для локальных и глобальных сетей (маршрутизаторы, коммутаторы, концентраторы, мосты, шлюзы, сетевые интерфейсные платы, повторители), коммуникационное оборудование (кабельные и специализированные модемы, ISDN-адаптеры, мультиплексоры), электронные компоненты, системное ПО (операционные системы, СУБД, средства разработки, компиляторы, драйверы и утилиты), прикладное ПО (экспертные системы, банковские, финансовые и торговые системы, обработка документов и графики, электронные таблицы, статистические и научно-технические программы, управленческие информационные системы, заказные разработки), сетевое ПО (управление, администрирование, доступ к сетям), ПО для интрасетей и Интернета, коммуникационное ПО (электронная почта, видеоконференции, факс/телекс, телефония, эмуляция терминалов, утилиты).

Экономические показатели в 1997 г.

Годовой доход: 78 508 млн. долл., рост - 3% (1996 г. - 75 947 млн. долл.)

Расходы на исследования и разработки: 4880 млн. долл. (6,2% дохода)

Активы: 81 500 млн. долл.

Рыночная стоимость (на 20.02.1998): 99 769 млн. долл.

Поквартальные финансовые результаты 1997 г.
ПоказательI кв.II кв.III кв.IV кв
Объем продаж, млн. долл.17 30018 90018 60023 700
Чистая прибыль/убытки, млн. долл.1200140014002100
Доход на акцию, долл.2,371,461,382,16

Главные события в 1997 г.

В структуре оборота этой крупнейшей в мире компьютерной компании продолжались изменения, наметившиеся еще несколько лет назад и отражающие смещение стратегических приоритетов IBM в те области, которые имеют высокий потенциал роста в долгосрочной перспективе: выполнение проектов по внедрению и/или реорганизации информационной инфраструктуры предприятий, создание корпоративных систем на базе интрасетей с использованием Интернет-технологий (в том числе и для таких новых форм бизнеса, как электронная коммерция), оказание провайдерских услуг и т.д.

Общая сумма контрактов на предоставление услуг корпоративным клиентам (включая системную интеграцию и аутсорсинг обработки данных в вычислительных центрах компаний), заключенных на 1997 г. и последующие годы, превысила 38 млрд. долл. В прошлом году это направление бизнеса IBM росло наиболее быстрыми темпами - на 22%, в то время как объем продаж аппаратных средств оставался примерно на уровне 1996 г. (36,2 млрд. долл.), а доходы в секторе тиражного и заказного ПО даже несколько снизились (с 13,0 до 12,8 млрд. долл).

В 1997 г. IBM радикально обновила линию своих суперсерверов S/390, выпустив 14 моделей S/390 G4 Server на КМОП-процессорах 4-го поколения с тактовой частотой 370 МГц. В классе NT-систем была анонсирована серия профессиональных рабочих станций IBM IntelliStation Z Pro с одним или двумя процессорами Pentium Pro, предназначенных для выполнения приложений с повышенными требованиями к вычислительным ресурсам и визуализации данных (задачи финансового анализа, САПР, научно-технические расчеты). Специально для этого семейства компьютеров разработаны новые 17- и 20-дюйм мониторы IBM P70, P200 и P201 на ЭЛТ, а также с плоским жидкокристаллическим экраном IBM 9516 TFT.

К технологическим новинкам компании относятся накопители на жестких дисках емкостью 8,4 Гбайт для ПК, плотность записи информации на которых увеличена в четыре раза.

Большую часть продаж ПО составляют средства коллективной работы Lotus (Lotus Notes и Domino), платформы сетевого администрирования и управления Tivoli, приложения БД, а также новые решения для электронной коммерции и сетевой защиты. В конце года в полную собственность IBM перешла компания Unison Software и было объявлено о планируемой покупке фирмы Software Artistry, разработки которых дополняют возможности платформы Tivoli.

Расширению спектра продуктов и услуг в области сетевых вычислений служат также сделки по приобретению компании Advantis и контрольного пакета акций фирмы NetObjects, одного из ведущих разработчиков корпоративных Web-узлов.

Intel Corp.

Год основания: 1968
Штаб-квартира: Санта-Клара, шт. Калифорния, США
Число сотрудников: 57 тыс. человек
Председатель совета директоров и главный управляющий: Эндрю Гроув (Andrew S. Grove)*
Web-адрес: http://www.intel.com * 26 марта объявлено о его предстоящей отставке с поста главного управляющего и ожидаемом 20 мая избрании на эту должность Крейга Баррета (ныне президента Intel).

Основные направления деятельности

Электронные компоненты (процессоры, ЗУ, БИС обрамления), компьютеры (серверы, многопроцессорные системы), оборудование для локальных и глобальных сетей (коммутаторы, концентраторы, сетевые интерфейсные платы), коммуникационное оборудование (кабельные модемы), коммуникационное ПО (факс/телекс, видеоконференции), сетевое ПО (управление, администрирование, доступ к сетям), ПО для интрасетей и Интернета, ПО обработки графики и видео.

Экономические показатели в 1997 г.

Годовой доход: 25 070 млн. долл., рост - 20% (1996 г. - 20 800 млн. долл.)

Расходы на исследования и разработки: 2347 млн. долл. (9,4% дохода)

Активы: 28 880 млн. долл.

Рыночная стоимость (на 20.02.1998): 150 206 млн. долл.

Поквартальные финансовые результаты 1997 г.
ПоказательI кв.II кв.III кв.IV кв.
Объем продаж, млн. долл.6400600062006500
Чистая прибыль/убытки, млн. долл.1995160015701700
Доход на акцию, долл.2,200,920,880,98

Главные события в 1997 г.

Самый высокий за последние годы 20%-ный рост оборота компании достигнут в основном за счет быстрого восприятия рынком двух новых линий процессоров - Pentium MMX и Pentium II, выпущенных в 1997 г. Стремление производителей ПК быстрее наращивать их вычислительную мощность и наделять дополнительными возможностями, такими, как обработка мультимедиа-данных, было настолько сильным, что многие из них поторопились объявить о разработке новых моделей чуть ли не прежде официального анонсирования процессоров (и это несмотря на недавнюю ошибку в предыдущей версии Pentium, кстати, повторившуюся, хотя и со значительно меньшими последствиями, и с Pentium II). Однако важнейшей предпосылкой успеха явилось и то, что Intel удалось практически реализовать один из главных элементов своей стратегии - сократить цикл разработки и освоения в производстве новых изделий. Обе версии Pentium представляют собой развитие архитектуры P6 и по своим возможностям уже сопоставимы с RISC-процессорами. Тем самым компания значительно расширила область применения своих продуктов - вплоть до высокопроизводительных рабочих станций и многопроцессорных серверов масштаба предприятия. Последовательное увеличение производительности процессорной части платформы Wintel, сопровождаемое усовершенствованием окружения (шинной архитектуры, обмена с памятью и устройствами ввода-вывода, средств организации многопроцессорной обработки), способствовало быстрому распространению среды Windows NT в секторе корпоративных систем и оттеснению Unix-компьютеров в область серверов верхнего уровня. Дальнейший рост производительности своих процессоров компания связывает с готовящейся к выпуску версией P6 с кодовым названием Deschutes (тактовая частота - 300 МГц и выше), а также разрабатываемым совместно с Hewlett-Packard процессором нового поколения Merced.

Среди других выпущенных компанией в 1997 г. электронных компонентов - вариант Pentium MMX с пониженным энергопотреблением для портативных компьютеров, ряд наборов микросхем обрамления, а также однокристальный контроллер 82558 Fast Ethernet. Помимо традиционных сетевых устройств последний можно использовать также при разработке сетевых компьютеров в рамках программы Net PC, в которой Intel участвует вместе с рядом других фирм. Ассортимент сетевых и коммуникационных устройств компании пополнился многопортовым концентратором Intel Express 10/100 Stackable Hub, а также ПК-станцией для видеоконференций TeamStation System.

Lexmark International Inc.

Год основания: 1991
Штаб-квартира: Лексингтон, шт. Кентукки, США
Число сотрудников: 6,5 тыс. человек
Президент и главный управляющий: Марвин Манн (Marvin L. Mann)
Web-адрес: http://www.lexmark.com

Основные направления деятельности

Принтеры (лазерные, струйные, матричные, сетевые), принт-серверы, расходные материалы и аксессуары, пишущие машинки, ПО управления принтерами.

Экономические показатели в 1997 г.

Годовой доход: 2500 млн. долл., рост - 5% (1996 г. - 2400 млн. долл.)

Расходы на исследования и разработки: 130 млн. долл. (5,2% дохода)

Активы: 1221 млн. долл.*

Рыночная стоимость (на 20.02.1998): 3000 млн. долл.

* На конец 1996 г.

Поквартальные финансовые результаты 1997 г.
ПоказательI кв.II кв.III кв.IV кв.
Объем продаж, млн. долл.583556618736
Чистая прибыль/убытки, млн. долл.17344157
Доход на акцию, долл.0,220,450,540,78

Главные события в 1997 г.

В 1997 г. продолжалась концентрация бизнеса компании на производстве принтеров и сопутствующих продуктов: их доля в общем обороте увеличилась до 81%. Особенно быстрыми темпами росли продажи сетевых лазерных и цветных струйных принтеров, причем модели Color Jetprinter 7000 и 7200 в течение всего года оставались единственными в отрасли моделями цветных струйных принтеров для настольных систем, обеспечивающими высококачественную печать с разрешением 1200х1200 точка/дюйм.

Несмотря на усиление конкурентной борьбы на этом рынке и, как следствие, постоянное снижение цен, компании удалось укрепить свои позиции во многом благодаря постоянному обновлению предлагаемых устройств, внедрению инновационных технологий печати, а также гибкой ценовой политике в отношении торговых партнеров.

Центральным событием явилось представление нового семейства высокопроизводительных лазерных принтеров Optra S, в которых высокая скорость печати (12, 16 или 24 стр./мин в зависимости от модели) сочетается с ее высоким качеством и гибкими средствами управления режимами работы (принтеры поставляются вместе с улучшенной версией ПО MarkVision). Для этих принтеров разработаны специальные картриджи с самым высоким в отрасли ресурсом печати - 17 600 страниц. Специальная маркетинговая программа Prebate, предусматривающая льготные разовые лицензии на использование картриджей, обеспечивает дополнительное снижение эксплуатационных расходов пользователям принтеров Optra S.

Пополнилось семейство принт-серверов Lexmark MarkNet, способных работать с несколькими сетевыми протоколами, в том числе и TCP/IP. Модели MarkNet Pro разработаны с учетом возможности их применения в интрасетях и имеют средства настройки на задаваемые пользователями Web-адреса. Для небольших компаний и домашних пользователей предназначены новые недорогие модели 1000, 2055 и 3000 цветных струйных принтеров Color Jetprinter.

Microsoft Corp.

Год основания: 1975
Штаб-квартира: Редмонд, шт. Вашингтон, США
Число сотрудников: около 17 тыс. человек
Президент и главный управляющий: Билл Гейтс (William H. Gates)
Web-адрес: http://www.microsoft.com

Основные направления деятельности

Системное ПО (операционные системы, СУБД, средства разработки, компиляторы, драйверы и утилиты), прикладное ПО (комплекты офисных приложений, программы управления и анализа финансов, обработка документов и графики, текстовые процессоры, электронные таблицы, статистические и научно-технические программы, ПО для обучения), сетевое ПО (управление, администрирование, доступ к сетям),

ПО для интрасетей и Интернета, коммуникационное ПО (электронная почта, видеоконференции, факс/телекс), периферийные устройства (клавиатуры, манипуляторы «мышь»).

Экономические показатели в 1997 г.

Годовой доход*: 11 358 млн. долл., рост - 31% (1996 г. - 8761 млн. долл.)

Расходы на исследования и разработки: 1925 млн. долл. (17% дохода)

Активы: 14 387 млн. долл.

Рыночная стоимость (на 20.02.1998): 188 850 млн. долл.

Поквартальные финансовые результаты 1997 г.
ПоказательI кв.II кв.III кв.IV кв.
Объем продаж, млн. долл.3210318031303590
Чистая прибыль/убытки, млн. долл.10401060663**1130
Доход на акцию, долл.0,790,800,500,85

* 1997-й финансовый год закончился 30 июня 1997 г.

** С учетом затрат на приобретение компании WebTV Networks.

Главные события в 1997 г.

По образному выражению президента Microsoft Билла Гейтса, 1997 г. прошел под лозунгом выполнения наказов потребителей - «создайте продукты, помогающие использовать преимущества Интернет в нашем бизнесе».

Разработанная несколько лет назад компанией концепция «Windows везде» близка к реализации на практике, а с включением в эту среду Интернет-технологий ее влияние быстро распространяется и на киберпространство (что уже вызывает протесты и обвинения в чрезмерной монополизации рынка). По некоторым данным, с офисными приложениями Microsoft во всем мире работает более 60 млн. человек (в том числе в 70% компаний, входящих в список Fortune 1000), а пользователей Microsoft Internet Explorer насчитывается более 15 млн. (данные на середину 1997 г.). Такому массовому распространению продуктов способствует, в частности, их поставка через OEM-производителей ПК. Это оказывается выгодным и компании (увеличивается объем продаж), и потребителям (предустановленное и соответствующим образом сконфигурированное ПО использовать проще и дешевле), хотя и несколько ограничивает для последних свободу выбора. В течение 1997 г. компания расширила спектр предлагаемых продуктов для всех категорий потребителей - крупных корпораций, малого бизнеса и домашних пользователей. Выпущен ряд новых продуктов, в том числе BackOffice Small Business Server 4.0 и SQL Server 6.5 Enterprise Edition, а также версии уже используемых систем - BackOffice 4.0, Exchange Server 5.5, корпоративных версий (Enterprise Edition) СУБД Microsoft SQL Server и Windows NT Server, операционных систем Windows CE 2.0 и Microsoft Network 2.5. В конце года началось бета-тестирование Windows NT 5.0 и распространение Web-браузера Internet Explorer 4.0, в котором существенно расширены средства работы с Java. С целью дальнейшей интеграции своих продуктов с Интернет-технологиями компания обеспечила их совместимость со стандартом безопасности транзакций консорциума W3C, спецификациями языка HTML 4.0, дополнила комплект BackOffice компонентом Microsoft Site Server, облегчающим для корпоративных заказчиков создание и сопровождение сложных Web-узлов. Совместно с Intel анонсирована базовая платформа Network PC (Net PC), которая позволит упростить эксплуатацию и администрирование ПК в распределенных системах и тем самым снизить общие расходы на ИТ. Этой же цели служит и инструментарий Zero Administration Kit для клиентской OC Windows NT Workstation 4.0, обеспечивающий централизованное управление конфигурированием ПК в сети. В 1997 г. начата реализация ряда проектов в области электронной коммерции и Интернет-вещания. Совместно с компанией First Data планируется создать службу оплаты электронных чеков через Интернет, а технологии фирмы WebTV, приобретенной Microsoft, позволят обеспечить доступ к Интернету большему чи