При совершении любой крупного приобретения встает вопрос, будет ли объединенная компания жизнеспособной и не станет ли приобретаемая фирма балластом, когда начнутся трудности, связанные с организацией работы единой структуры.

Это относится и к объявленным компанией Tech Data планам приобретения 80% акций немецкой фирмы Computer 2000. Однако в данном случае ошибок в стратегии не видно. Один из важнейших вопросов, без положительного ответа на который никакое приобретение не имеет смысла, таков: «Может ли объединение компаний повысить эффективность деятельности?»

Поскольку компания Computer 2000, являющаяся лидером дистрибуции в Европе, испытывает трудности, ясно, что объединение с Tech Data должно улучшить ее положение.

Если уровень дисциплины и менеджмента Tech Data удастся распространить на это европейское предприятие, будет очень хорошо.

Однако от приобретения Computer 2000 многое выиграет и сама Tech Data. Первое и главное: это приобретение автоматически делает Tech Data крупнейшим дистрибьютором в Европе. Вряд ли удалось бы добиться этого положения, поглощая по одному более мелких дистрибьюторов в разных странах.

Например, компания Ingram Micro очень усилила таким путем свои позиции на заокеанских рынках, но обойти Computer 2000 в Европе не смогла.

Таким образом, главный управляющий компании Tech Data, Стив Реймунд, который известен своими хорошо просчитанными, но очень осторожными приобретениями, быстро выходит в лидеры.

Что еще более важно, Реймунд добился этого, не совершая множества мелких сделок, требующих огромных затрат времени и массы организационных усилий, а затем еще и завоевания лидерства на каждом рынке.

Реймунд уже совершил ряд успешных шагов на заокеанских рынках и, возможно, сумел бы добиться замечательных результатов посредством небольших приобретений. Но каждая из таких сделок сопряжена со своим набором рисков.

Кроме того, приобретение компании Computer 2000 существенно уравнивает позиции Tech Data и Ingram Micro, не только во внешнем мире, но и в США. Ясно, что каждый крупный производитель будет теперь видеть в компаниях Tech Data и Ingram Micro равные фигуры в высшем эшелоне крупнейших дистрибьюторов.

Конечно, никакое приобретение не проходит абсолютно гладко, тем более такого масштаба на зарубежном рынке. Оно, несомненно, потребует от руководства компании Tech Data большого управленческого искусства.

Подобные события протекают достаточно сложно даже тогда, когда все участники говорят на одном языке и имеют общие культурные традиции. Если же это не так, все обстоит, естественно, гораздо сложнее.

И, тем не менее, в данной сделке трудно найти изъяны.

Если компания Tech Data - руководство которой, бесспорно, одно из самых квалифицированных в отрасли, - сможет установить свою дисциплину в этой объединенной международной организации, то успех превзойдет самые смелые ожидания наблюдателей.

На сегодня нет сколько-нибудь значительных оснований сомневаться в том, что эта сделка пройдет успешно и преобразит сложившуюся картину дистрибуции в мире.